Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:45, лекция
Производственный менеджмент — комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности. Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.
Еще в 50—60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. На сегодняшний день объектов, изучаемых менеджментом, существует несколько, и число их продолжает расти.
Речь идет
об организационной деятельности, производстве,
материалъно-техническом
В зависимости от объекта управления выделяют следующие виды менеджмента:
Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выра-ботку норм, регламентов, правил, инструкций и проч.
Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление ос-новной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, коорди-нации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно по-нимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме);
Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.
Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
Инновационный
менеджмент осуществляет управление
нововведениями. Он
имеет своим объектом осуществление, координацию
и контроль научных исследо-
ваний, прикладных разработок, создания
опытных образцов товаров и услуг, вне-
дрения их в производство; формирование
и оценку планов и программ инноваци-
онной деятельности, организацию их ресурсного
обеспечения; стимулирование
творчества.
Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной
и сложной на сегод-
няшний день сферой хозяйственной деятельности
организации — поведением
фирмы на рынке. С его помощью осуществляется
изучение последнего, оценка те-
кущей и перспективной конъюнктуры, отбор
целевых рынков, формирование ка-
налов сбыта, выработка ценовой и рекламной
политики и т. п.
Персонал-менеджмнет решает задачи подбора, расстановки, обучения, повыше-ния квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулиро-вания; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной органи-заций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финан-сового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается поиском законных способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов.
Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа дан-ных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателя-ми, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выяв-ления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имею-щегося потенциала.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляю-щем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, син-теза, облечения в новые формы и проч., позволяющих потребителям более эффек-тивно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с соз-данием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обме-ниваются информацией и есть все возможности для ее эффективного усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями сострит в том, чтобы облегчить вы-явление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передо-вого опыта, творческих возможностей.
Это важно и потому, что в перспективе все крупные организации должны де-литься на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно неболь-шого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.
Далее представлена более подробная характеристика видов деятельности, их особенности и необходимость, а также рассмотрен круг вопросов, решаемых каждым из них.
Производственный менеджмент
Производственный менеджмент — комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности.
Производственный менеджмент
интегрирует в себе или вокруг
себя все виды менеджмента: инновационный,
финансовый, налоговый, маркетинговый
и др. Эффективность производственног
Основными элементами системы производственного менеджмента являются:
• организационная структура системы управления (управляющая под-система);
• производственная структура (управляемая подсистема);
• прогнозирование и планирование деятельности предприятия;
• организация основного производства;
• организация обслуживающего производства;
• организация подготовки производства новой продукции;
• реализация стратегии маркетинга.
Графоаналитическая модель
системы производственного
К компонентам «входа» системы производственного менеджмента относятся методическая, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, внешняя информация.
На «выходе» системы производственного менеджмента — выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующих количества, качества, ресурсоемкости, поставленные в установленные сроки.
К компонентам обратной
связи системы менеджмента
При обработке системы менеджмента сначала следует на основе мар-кетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализи-ровать качество внешней среды и «входа».
К функциям производственного менеджмента относятся: стратеги-ческий маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.
Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент
— комплексная система
Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции. Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей.
Процесс инновационного
менеджмента требует о
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент — это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с финансовыми или реальными активами.
Финансовый менеджмент — комплексная
система обеспечения
• максимизация прибыли;
• платежеспособность;
• рост стоимости собственного (акционерного) капитала.
Основная задача финансового менеджмента — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
К задачам финансового менеджмент
Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:
• объема требуемых средств;
• формы их предоставления (долго- или краткосрочный кредит, де-нежная наличность);
• степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным видом ресурсов;
• риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:
• оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды (материальные, трудовые);
• целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
• оптимальность оборотных средств;
• эффективность финансовых вложений;
Основные функции финансового
менеджмента заключаются в
• финансовом анализе и планировании на основе показателей фи-нансовой отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;
• принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,
• принятии долгосрочных решений по выбору источников финан-сирования и формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;
• управлении оборотными активами фирмы;
• выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.
Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому анализу и планированию в виде общей оценки:
• активов предприятия и источников их финансирования;
• величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для под- держания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
• источников дополнительного финансирования;
• системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Налоговый менеджмент
Налоговый менеджмент является
одним из подвидов финансового менеджмента, выполняя
соответствующую функцию в системе управления.
Принимая во внимание все многообразие
подходов к выявлению содержания понятия
менеджмент, налоговый менеджмент можно
охарактеризовать как управление налогами,
осуществляемое организациями-налогоплатель-