Промышленная революция и предпосылки формирования современных теорий менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Содержание работы

Промышленная революция и предпосылки формирования современных теорий менеджмента………………………..……..……………...…………………3
Введение…………………………………………………………………….………. 3
1. Сущность менеджмента, объективные условия и предпосылки его возникновения…….…………………………………………………………….……4
2. Эволюция теоретических взглядов на менеджмент …………..………………..7
Заключение…………………………………………………………………………...10
Функциональные структуры …………………………………………….…11
Введение………………………………………………………………………….…11
1. Сущность и общая характеристика функциональных структур …..…………12
2. Виды и классификация функциональных структур менеджмента …….….…14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

Вопрос 1. Промышленная революция и предпосылки формирования современных теорий менеджмента.

Вопрос 2. Функциональные структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Промышленная революция и предпосылки  формирования современных теорий менеджмента………………………..……..……………...…………………3

Введение…………………………………………………………………….………. 3 
1. Сущность менеджмента, объективные условия и предпосылки его возникновения…….…………………………………………………………….……4 
2. Эволюция теоретических взглядов на менеджмент …………..………………..7

Заключение…………………………………………………………………………...10

Функциональные структуры …………………………………………….…11

Введение………………………………………………………………………….…11

1. Сущность и общая характеристика функциональных структур …..…………12

2. Виды и классификация функциональных структур менеджмента …….….…14

Заключение………………………………………………………………………….16 
Список литературы……………………………………...………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ  И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ  ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

ВВЕДЕНИЕ

История менеджмента  начинается с «предыстории» (от древних  цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы менеджмента  рождались под воздействиями:

- развития реального  общественного и затем промышленного  производства;

- появления новаторов  и теоретиков-идеологов, обобщавших  опыт и прокладывавших новые  пути;

- развития внутренней (собственной) логики менеджмента,  приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального  рыночного хозяйства, менеджмент выделился  в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. С другой стороны - это  совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых  для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

    1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА, ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Современные руководители ощущают огромную потребность в  новых управленческих знаниях и, прежде всего знаниях менеджмента - теории и практики управления фирмой в условиях рыночной конкуренции.

Менеджмент —  это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального  использования материальных и трудовых ресурсов.

Термин "менеджмент", по сути, является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного  шире, поскольку применяется к  разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к  разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических  системах, управление государством); к  органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в последнее  время его стали применять  и в отношении непредпринимательских организаций.

Наиболее часто  в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как  науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей  управляющих организацией.

При определении  сущности и содержания менеджмента  подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Менеджмент характеризуется  как интегративный процесс, с  помощью которого профессионально  подготовленные специалисты формируют  организации и управляют ими  посредством постановки целей и  разработки способов и методов их достижения. Менеджмент идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление — это самостоятельная  область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.

Современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.

Конечной целью  менеджмента является обеспечение  прибыльности, доходности предприятия. Важнейшая задача менеджмента - производство товаров и услуг с учетом интересов  потребителей и обеспечение стабильного  положения фирмы на рынке. Это  предполагает разработку стратегии  фирмы, поиск ресурсов, способность  к инновациям и умение развивать  работоспособность персонала, его  потенциал и лояльность.

Еще в древности  люди полагали, что причиной бедственного положения общества является, как  правило, отсутствие должного управления или нарушение старшинства между  людьми. Вопрос о природе и принципах  справедливого и эффективного управления составлял предмет размышления многих мыслителей.

История возникновения  и развития управления насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере (5 тысячелетие до н. э.). Это привело  к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговлей, деловой  перепиской, коммерческими расчетами. Это была первая управленческая революция, получившая название религиозно-коммечерской.

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью  вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В это время был принят "Свод законов о государстве", вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Эта революция получила название светско-административной.

Третья управленческая революция (605-562 гг. до н.э.) производственно-строительная - была направлена на соединение государственных  методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция (XVII-XVIII в.), получившая название индустриальной, характеризуется прогрессом европейской цивилизации, зарождением  рыночной экономики. Ее результат - отделение  менеджмента от собственности и  зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (XIX-XX вв.) бюрократическая. Для  этого периода характерно формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Объективными предпосылками  менеджмента следует считать:

1. Индустриальный  способ организации производства. Крупная промышленность уничтожает  прежнюю изолированность рабочих,  формируя отношения коллективности. Роль руководителя возросла. Многие  ученые считали, что без руководства  любая организация есть не  что иное, как скопление людей  и механизмов.

2. Зрелый, сформировавшийся  рынок. Свойственные рыночным  отношениям риск и неопределенность  способствуют развитию в менеджерах  качеств самостоятельности и  ответственности за свои шаги. Кроме того, это стимулирует поиск  новых организационно-управленческих  и научно-технических новаций.

 

 

 

 

 

    1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕНЕДЖМЕНТ

Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных  ученых - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, А.И. Анчишкина и в трудах зарубежных авторов — А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, И. Ансоффа и др.

В зарубежной науке  управления сложились четыре важнейшие  концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной  теории и практики управления. Это  концепции:

- научного управления;

- административного  управления;

- управления с  позиций психологии и человеческих  отношений;

- управления с  позиций науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор (1856-1915), книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Его методы позволяли в несколько раз увеличить производительность, эффективность производства, заменить квалифицированных рабочих полуквалифицированными, но строго следовавшими установленному порядку работы. Они способствовали разработке методов раздельного планирования и усилению влияния административного персонала. На этом этапе первостепенную важность для индустриального общества приобрело не максимальное привлечение ресурсов, а, скорее, рациональность их использования.

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды.

Одним из представителей этого направления был Анри Файоль (1841-1925), который рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работ с помощью других лиц". Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) особое внимание уделяла анализу динамики групповых процессов - совместной деятельности индивидов, направленной на разработку планов и их практическую реализацию. М. Фоллет являлась сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, в которых индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения и воплощали их в жизнь.

В рассматриваемой  концепции руководитель промышленного  предприятия выполняет две главные  функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на максимизацию прибыли, вторая - на создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов и групп.

Концепция управления с позиций науки о  поведении получила развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Главная цель школ человеческих отношений и науки  о поведении в управлении заключалась в вытеснении жестко формализованных, деперсонализированных отношений на производстве. Впервые признание получил личностный фактор организации, а также было уделено внимание и вопросам косвенного влияния неформальных отношений на экономические показатели фирм и предприятий.

Кроме вышеизложенного в современном менеджменте выделяют несколько подходов в управлении.

Процессный подход в управлении рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.

Системный подход в управлении — это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению

Информация о работе Промышленная революция и предпосылки формирования современных теорий менеджмента