Промышленный переворот в России и Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Этот радикальный переворот в развитии производительных сил начался с внедрением рабочих машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, захватив затем все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство. Причем машинизация проходила в различных формах: как путем замещения традиционных ремесленных или мануфактурных производств, так и в ходе создания принципиально новых отраслей капиталистической индустрии. Заключительная фаза промышленной революции — начало регулярного производства «машин машинами», обусловив доминирующий рост производства средств производства, завершала перевод капиталистической экономики на индустриальную основу. В результате промышленной революции была создана адекватная капиталистическому строю материально-техническая базаКлассики марксизма придавали большое значение промышленной революции в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………1
Часть 1 Начальные шаги машиностроения……….…..….2
Часть 2 Начало промышленной революции в России 50-х годов XIXвека………………………………………....……4
2.1Переход к массовой машинизации текстильного производства………………………………….....….….....4
2.2Усиление технической перестройки тяжелой промышленности…………………………..………….….7
2.3Обострение ломки социально-экономической структуры……………………..……………………....…..7
Часть 3 Особенности развития промышленной революции в переходный период (60-70-е годы XIX в.)…………………………………………...…………..……8
3.1 Проблемы транспортной революции…….……...…..9
3.2 Утверждение текстильной фабрики…………...…...10
3.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности…………………………………….….12
Часть 4 Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)…………………………………...…13
4.1Технический переворот в тяжелой промышленности ............................................................................................13
4.2Качественные сдвиги в структуре промышленного производства…………………………….……………....15
Заключение……………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Для металлургических заводов Юга была характерной разнотипность и диспропорция в техническом оборудовании. Наряду с мощными доменными печами и совершенными коксовыми установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии.

 Внедряя передовую технику  в черную металлургию Юга, русские и иностранные капиталисты стремились получить таким путем максимальные прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование производства, его модернизация и механизация при тогдашней дешевизне рабочей силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных заводов преобладал тяжелый физический труд.

В металлургическом производстве в  эпоху промышленной революции ведущим  фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в  технологический прогресс.

В этом отношении южная черная металлургия  коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом  хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.

В то же время в 90-х годах на уральских  горнозаводских предприятиях отчетливо  наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.

В 90-х годах в энергетическом хозяйстве уральских заводов  появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе.

Нарастающее использование машин  в промышленности и транспорте стимулировало  быстрое развитие каменноугольной  промышленности.

Особенностью развития каменноугольной  промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса. Вследствие этого в каменноугольной промышленности в эпоху промышленного переворота были характерны экстенсивные формы эксплуатации труда, использование ручного труда большой армии горных рабочих.

В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.

Промышленная революция в противоречивой форме утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что вело к полному перевороту в технике и к широкому употреблению машин.

 

4.2   Качественные сдвиги в структуре  промышленного производства

 

С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.

В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3 % общей стоимости общероссийского производства.

Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали.

Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение  между Европейской Россией и  Дальним Востоком.

Индустриальный рост российской экономики  в завершающий период промышленной революции нашел яркое отражение  в железнодорожных перевозках. В  общем, объеме железнодорожного товарного  движения за 1893—-1900 гг. ^/з занимали промышленные грузы, а среди  них более половины — топливно-металлургическая продукция. Сельскохозяйственные грузы давали немногим более '/з всех перевозимых товаров.

В период экономического подъема 90-х  годов XIX в. произошел гигантский скачок в развитии производительных сил  российского капитализма. Важнейшая особенность этого периода, заключалась в окончательном складывании индустриально-технической базы, связанной с созданием комплекса крупных предприятий тяжелой индустрии, качественно изменившей экономическую структуру страны.

 

Заключение

 

Промышленная революция в России, начавшись в середине XIX в., являлась составной частью всемирно-исторического  процесса, в ходе которого произошли необратимые качественные сдвиги в производственной и социально-экономической -сфере.

Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта.

Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд рабочих из среды оброчных крестьян. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность этой передовой отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.

В эти годы начинается массовое внедрение  машинной техники в ведущих отраслях текстильной промышленности. Возрастает мощь крупной столичной -промышленной буржуазии, связанной с иностранным капиталом, которая становится лидером фабричной перестройки промышленного производства.

Острая экономическая и политическая необходимость введения современных  капиталистических форм хозяйства  особенно усилились в ходе военного банкротства царизма в Крымской войне 1853—1856 гг. Под напором нарастающей антифеодальной борьбы народных масс царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостничества как главного препятствия на пути социально-экономического прогресса страны.

В структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей -тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.

Крупнейшим социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда.

 

Список литературы

 

Агапова И.И. История экономики: Курс лекций. Учебное пособие. – М., Юристъ. –2001.–172 с.

 

 Бартенев С.А. История экономических  учений. - М.: Инфра-М, 2000. - 455 с.

 

 Борисов Е.Ф. Основы экономики:  учебник для студентов ВУЗов/Е.Ф.  Боирисов.-М.: Юрист, 2002. - 333 с.

 

 Всемирная история: В 24 т./А.Н.  Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек  и др.– Мн.: Совр. литератор, 1999. Т. XV: Эпоха Просвещения. – 1999.- 512 с.

 

 История мировой экономики  / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2001.- 233 с.

 

 Ковалев А.М. Законы истории  и облик современного мира  – М.: ПРИОР; Новосибирск: ЮКЭА, 2003-401 с.

 

 Петти В., Смит А., Рикардо  Д., Кейнс Д., Фридмен М. Классика  экономической мысли. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-317 с

 

 Султыгов Х.Х. Теория технологической  эволюции. Некоторые методологические  проблемы экономической науки  – М., 2000. - 400 с.

 

 Тимофеева А.А. История предпринимательства  в России: Монография. – Владивосток:  Изд–во ВГУЭС, 2005. – 220 с.

 

 Широков Г.К. Парадоксы эволюции  капитализма (Запад и Восток) / РАН, Ин – т востоковедения. – М.: ИВ РАН, 1998.– 216 с.

 


Информация о работе Промышленный переворот в России и Европе