Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:04, реферат
Этот радикальный переворот в развитии производительных сил начался с внедрением рабочих машин и паровой энергетики сначала в отраслях легкой промышленности, захватив затем все основные сферы материального производства — тяжелую промышленность, транспорт и в последнюю очередь сельское хозяйство. Причем машинизация проходила в различных формах: как путем замещения традиционных ремесленных или мануфактурных производств, так и в ходе создания принципиально новых отраслей капиталистической индустрии. Заключительная фаза промышленной революции — начало регулярного производства «машин машинами», обусловив доминирующий рост производства средств производства, завершала перевод капиталистической экономики на индустриальную основу. В результате промышленной революции была создана адекватная капиталистическому строю материально-техническая базаКлассики марксизма придавали большое значение промышленной революции в России.
Введение……………………………………………………1
Часть 1 Начальные шаги машиностроения……….…..….2
Часть 2 Начало промышленной революции в России 50-х годов XIXвека………………………………………....……4
2.1Переход к массовой машинизации текстильного производства………………………………….....….….....4
2.2Усиление технической перестройки тяжелой промышленности…………………………..………….….7
2.3Обострение ломки социально-экономической структуры……………………..……………………....…..7
Часть 3 Особенности развития промышленной революции в переходный период (60-70-е годы XIX в.)…………………………………………...…………..……8
3.1 Проблемы транспортной революции…….……...…..9
3.2 Утверждение текстильной фабрики…………...…...10
3.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности…………………………………….….12
Часть 4 Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX в.)…………………………………...…13
4.1Технический переворот в тяжелой промышленности ............................................................................................13
4.2Качественные сдвиги в структуре промышленного производства…………………………….……………....15
Заключение……………………………………………….16
К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Для металлургических заводов Юга была характерной разнотипность и диспропорция в техническом оборудовании. Наряду с мощными доменными печами и совершенными коксовыми установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии.
Внедряя передовую технику
в черную металлургию Юга,
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс.
В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.
В то же время в 90-х годах на уральских горнозаводских предприятиях отчетливо наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.
В 90-х годах в энергетическом хозяйстве уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе.
Нарастающее использование машин в промышленности и транспорте стимулировало быстрое развитие каменноугольной промышленности.
Особенностью развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса. Вследствие этого в каменноугольной промышленности в эпоху промышленного переворота были характерны экстенсивные формы эксплуатации труда, использование ручного труда большой армии горных рабочих.
В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.
Промышленная революция в противоречивой форме утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что вело к полному перевороту в технике и к широкому употреблению машин.
4.2
Качественные сдвиги в
С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.
В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3 % общей стоимости общероссийского производства.
Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали.
Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком.
Индустриальный рост российской экономики
в завершающий период промышленной
революции нашел яркое
В период экономического подъема 90-х годов XIX в. произошел гигантский скачок в развитии производительных сил российского капитализма. Важнейшая особенность этого периода, заключалась в окончательном складывании индустриально-технической базы, связанной с созданием комплекса крупных предприятий тяжелой индустрии, качественно изменившей экономическую структуру страны.
Промышленная революция в
Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта.
Начало поступательного
В эти годы начинается массовое внедрение машинной техники в ведущих отраслях текстильной промышленности. Возрастает мощь крупной столичной -промышленной буржуазии, связанной с иностранным капиталом, которая становится лидером фабричной перестройки промышленного производства.
Острая экономическая и
В структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей -тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.
Крупнейшим социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда.
Агапова И.И. История экономики: Курс лекций. Учебное пособие. – М., Юристъ. –2001.–172 с.
Бартенев С.А. История
Борисов Е.Ф. Основы
Всемирная история: В 24 т./А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.– Мн.: Совр. литератор, 1999. Т. XV: Эпоха Просвещения. – 1999.- 512 с.
История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2001.- 233 с.
Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира – М.: ПРИОР; Новосибирск: ЮКЭА, 2003-401 с.
Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Д., Фридмен М. Классика экономической мысли. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-317 с
Султыгов Х.Х. Теория
Тимофеева А.А. История
Широков Г.К. Парадоксы
Информация о работе Промышленный переворот в России и Европе