Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:00, контрольная работа
Понятие «климат» имеет корни в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы СПК. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
2 Создание психологического климата в коллективе
2.1 Механизмы сплочения коллектива
Морально-психологический
климат — это преобладающий в
группе или коллективе относительно
устойчивый психологический настрой
его членов, проявляющийся во всех
многообразных формах их деятельности.
Морально-психологический
Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.
В основном руководитель приходит
в уже сформированный коллектив
и по мере необходимости решает вопросы
естественной текучести кадров, что
является одним из аспектов управления
коллективом. Чтобы успешно сотрудничать
с человеком и находить общий
язык, руководитель должен иметь определенное
представление о каждом работающем
сотруднике или вновь привлекаемом
для работы в данном коллективе,
об идейно-политических качествах личности,
его социальной активности. Кроме
этого, руководитель должен уметь оценить
профессиональную подготовку работника
(способность выполнять
Разработан ряд методов изучения деловых и личностных качеств работников. Например, одним из таких методов, который называется «Типология-7», предназначен для выявления у человека врожденных или приобретенных «управленческих» качеств: способности к прогрессивным образованиям - креативности, исполнительности, консервативности, деловитости, надёжности, созерцательности, авантюрности.
При формировании и сплочённости
коллектива руководителю необходимы знания
и выполнение организационных и
психологических принципов и
правил. Например, чтобы не попасть
в зависимость от ранее полученных
сложившихся оценочных
Учёт перечисленных выше
оценок сотрудников, составляющих научный
или другой тип коллектива, может
способствовать повышению его
Сплочению коллектива также
способствует экономическая учёба,
активное участие в соревнованиях,
смотрах, конкурсах. Эффективный метод
сплочения коллектива – широкое
привлечение сотрудников к
Очень сближают людей также занятия спортом, отдых, культурные развлечения и общее хобби. Как бы там ни было, формирование, и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива.
Нравственно-психологическая атмосфера зависит от стиля взаимодействий людей друг с другом. Различают три основных стиля взаимодействия менеджера с коллективом: директивный (авторитарный), попустительствующий (либеральный) и демократический. При директивном стиле отношений в коллективе действия совершаются как бы под диктовку, всякая инициатива подавляется, личности не дают возможности самостоятельно реализоваться в работе. Попустительствующий стиль возникает при полном равнодушии к выполняемой деятельности, поручениям. Человек не заинтересован в результатах своего труда.
Демократический стиль в
производственном коллективе создаёт
условия для тесного
Особое значение в создании оптимального климата в коллективе имеет личная ответственность за порученное дело. Ответственность менеджера и подчинённых выступает как форма проявления долга, как осознание социальной значимости личного поведения в связи с требованиями коллектива, учётом конкретных условий проявления этих требований, непосредственных и предстоящих задач, стоящих перед сотрудниками.
Верный признак благоприятного морально-психологического климата - активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.
Другим признаком
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.
Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе.
Особенно пагубны последствия,
если несовместимыми окажутся формальный
и неформальный лидеры или непосредственно
связанные должностными обязанностями
руководители (например, бригадир —
начальник цеха). В этих условиях
лихорадить будет весь коллектив. Поэтому
хотя бы кое-что знать о
Механизмом сплочения
коллектива также выступает сработанность.
Сработанность характеризуется
высокой продуктивностью
Таким образом, основа сработанности
— успешность и выгодность именно
совместной деятельности, когда между
ее участниками возникает
Следующим механизмом сплочения
коллектива является дисциплина. Она
является важным средством и в
то же время обязательным условием
развития производственного коллектива.
Её отсутствие не только снимает возможность
оптимального взаимодействия, но и
делает проблематичным само существование
коллектива. Поэтому дисциплина-это
такая форма связи между
В непосредственной связи
с дисциплиной находится
Повышение требовательности, формирование и развитие положительных мотивов труда не только не исключает, а наоборот, предполагает доброжелательное, внимательное отношение к нуждам людей, заботу о лучшей организации их быта.
Для налаживания дисциплины,
повышения производительности труда
и создания благоприятного психологического
климата руководителю необходимо знать
межличностные отношения в
Один из методов
исследования межличностных
Менеджеру необходимо учитывать интересы и запросы каждого человека, его характерные особенности, чтобы наилучшим образом адаптировать его в коллективе, побудить его лучше и производительнее трудиться.
Механизмом сплочения
коллектива является также стимулирование
коллектива через поощрения. В поощрении
хорошей работы, поведения, в наказании
отрицательных поступков
Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь-то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Информация о работе Психологические аспекты управления коллективом