Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:15, контрольная работа
Результатом работы менеджера является управленческое реше¬ние. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всег¬да представляет собой определенные трудности. Это связано и с от¬ветственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределен¬ностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Суть психологических феноменов принятия решений……………………5
3. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решения…………………………………………………………..10
4. Заключение………………………………………………………………….16
5. Тесты………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………18
3.
Индивидуальные качества
менеджера и стиль руководства
в процессе принятия
решений.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и принятии. В связи с этим при изучении управленческих решений возникает весьма важная общая проблема: как связаны между собой процесс разработки решений и индивидуальные качества его (решения) субъекта? Существует ли некая специфическая способность к принятию управленческих решений? Как соотносятся индивидуальные качества, важные для управленческой деятельности в целом, с качествами, обеспечивающими эффективные решения? Связаны ли индивидуальные качества, специфичные для принятия решений, с традиционными общими качествами менеджера, обозначаемыми как «организаторские» или «управленческие» способности? В связи с этими вопросами необходимо отметить, что проблема индивидуальных качеств менеджера (лидера) широко представлена в исследованиях управленческой деятельности, имеет множество аспектов и является одной их традиционных сфер менеджмента. В то же время данное направление весьма незначительно связано с проблемой собственно принятия управленческих решений и практически не выделено в качестве самостоятельного предмета изучения. В значительно большей степени исследованы более общие вопросы, такие, как: зависимость эффективности управленческой деятельности от индивидуальных качеств субъекта; проблема управленческих и организаторских способностей; зависимость стиля руководства от индивидуальных качеств лидера; исследование структуры личности руководителя; проблемы, связанные с подбором, оценкой и аттестацией управленческих кадров. Конечно, есть веские аргументы в пользу того, чтобы предположить возможность использования результатов всех этих исследований и при изучении процессов принятия управленческих решений. Главный из них состоит в том, что процессам выбора принадлежит ведущая роль в структуре управленческой деятельности; именно процесс принятия решений, как уже отмечалось, определяет и ее процедуру, и результат. При таком подходе можно считать, что качества, которые определяют общую эффективность управленческой деятельности, являются наиболее значимыми и для успешности процессов принятия решений и вопрос о специфических качествах личности, необходимых для принятия эффективных решений, вообще не возникает. Совокупность индивидуальных качеств, обеспечивающих эффективность работы менеджера, определяется различными авторами по-разному. Чаще всего к таким качествам относят:
Их объединяет одна особенность: эти качества обобщенные, разнородные по своей сути, т.к. выделены на основе структуры деятельности, профессии, а не структуры личности. Поэтому некоторые психологи считают такое отождествление необоснованным и, исходя из того, что управленческая деятельность не сводится только к процессам принятия решений, стараются выявить специфические качества личности, непосредственно связанные с успешным принятием решений. Проводимые в этом направлении эксперименты еще далеки от завершения, но показывают, что проблема нуждается в серьезном исследовании.
Стиль
руководства в процессе принятия
решений. Модель Врума—Йеттона
Еще одним весьма важным аспектом психологии принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений. Как вести себя руководителю с подчиненными в ситуации, требующей выбора? Всегда ли следует обсуждать с ними возникшую проблему и возможные варианты ее решения? Нужно ли добиваться согласия подчиненных с принятым решением? Ответы на эти и подобные вопросы помогает дать достаточно простая и эффективная модель принятия решений Врума — Йеттона, представленная на рис.
Авторы модели, американские ученые Виктор Врум и Филипп Йеттон, считают, что имеются пять стилей руководства, которые могут быть использованы руководителем в зависимости от того, какая роль отводится его подчиненным в процессе принятия решений. Ниже приведены описания этих пяти стилей.
А I. Вы сами принимаете решение, используя для этого имеющуюся в Вашем распоряжении в данный момент информацию.
А II. Вы получаете от подчиненных необходимую информацию и затем сами решаете проблему. При этом Вы можете говорить или не говорить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных при этом сводится только к предоставлению информации.
С I. Вы излагаете возникшую проблему только тем подчиненным, кого она касается, и выслушиваете их идеи и предложения. При этом Вы не собираете их вместе в одну группу, а беседуете с каждым индивидуально. Затем Вы сами принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
С II. Проблема, требующая решения, доводится до сведения всех подчиненных и группа вместе ее обсуждает, высказывая различные мнения и предложения. После этого Вы самостоятельно принимаете решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
G II. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете возможные альтернативы решения и пытаетесь достичь согласия. Роль руководителя в этом случае схожа с ролью председателя собрания. Он не пытается влиять на подчиненных, чтобы те приняли его решение, и готов принять, утвердить и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Стили А I и А II — авторитарный стиль принятия решений, C I и C II — консультативный стиль и G II — полное участие.
От чего же зависит
выбор руководителем какого-
Критерии проблемы в модели Врума — Йетонна.
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации.
Чтобы определить,
какой из пяти стилей подходит к
конкретной ситуации, руководитель использует
дерево решений. Начиная с его «корня» —
левой стороны модели, руководитель отвечает
последовательно на каждый вопрос, находит,
таким образом, критерий проблемы и подбирает
в итоге наиболее адекватный стиль руководства.
4. Заключение
В процессах разработки управленческих решений проявляется присущая человеку ограниченная рациональность выбора, а также особенности как индивидуального, так и группового принятия решений.
В результате анализа процессов разработки и принятия решений психологи выявили множество специфических особенностей поведения людей — психологических феноменов, наблюдаемых в ППР.
Наиболее известными и важными психологическими феноменами групповых решений являются: феномен позитивного сдвига риска, феномен деформации индивидуального мышления при групповом решении проблемы, эффект состава группы и др.
Процессы разработки управленческих решений в организациях протекают в иерархически организованных группах — группах, имеющих структуру (как формальную, так и неформальную) и лидеров, что также накладывает свои психологические особенности, проявляющиеся в феноменах гипертрофированного доверия к лидеру, ложного согласия, виртуального решателя и др.
Так как решения принимаются людьми, то их характер несет на себе отпечаток личности менеджера и, следовательно, успешность процесса принятия решений во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя.
Весьма важным
психологическим аспектом принятия
решений является также проблема
стиля руководства, т.е. правильного
поведения руководителя по отношению
к подчиненным в ситуации, требующей выбора.
Решить ее помогает простая и эффективная
модель Врума — Йеттона.
a) протекают в паритетных группах;
b) протекают в иерархических группах;
с) носят индивидуальный
характер;
Ответ:
b) Процессы разработки управленческих
решений в организациях протекают в иерархически
организованных группах — группах, имеющих
структуру (как формальную, так и неформальную)
и лидеров, что также накладывает свои
психологические особенности, проявляющиеся
в феноменах гипертрофированного доверия
к лидеру, ложного согласия, виртуального
решателя.
a) формулирования целей;
b) определения лица, ответственного за принятие решений;
c) сбора информации о ситуации;
d) анализа внешней среды;
e) выявления проблем;
Ответ:
с) Этап формирования решений начинается
со сбора и обработки информации, необходимой
для выработки курса действий. Как правило,
при решении сложных проблем не удается
ограничиться только той информацией,
которую предоставляют действующие системы
отчетности; поэтому требуется время и
ресурсы для информационного обеспечения
решения проблемы.
Список
использованной литературы
1. Смирнов Э.А. Разработка Управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2000
2. Вейл П. «Искусство менеджмента», М. Юрист, 1999
3. Ременников
В.Б. «Управленческие решения», Москва
2006
Информация о работе Психологические феномены принятия решений