Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 13:18, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и анализ разных теорий лидерства. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи:
– дать определение понятию «лидерство»;
– рассмотреть разные теории лидерства;
– рассмотреть лидерство с психолого-педагогической точки зрения, как категорию личности младшего школьника;
– изучить содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и содержание лидерства…………………...…………………..5
2. Основные теории лидерства……………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………….………………14
Тема: Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и содержание
2. Основные теории лидерства……………
Заключение ……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………….…………
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство – важный элемент эффективного руководства. Оно встречается везде, где имеется устойчивое объединение людей. Сам по себе термин «лидер» обозначает «вождь», «ведущий». Не смотря на то, что это понятие кажется достаточно простым, в науке, при наличии общих исходных позиций разных авторов, лидерство характеризуется неодинаково.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает сравнительно жесткую и формализованную систему отношений руководитель – подчиненный. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Как правило, он выдвигается снизу, стихийно.
Людей, которые имеют власть в определенной организации, можно разделить на три группы: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет весь набор инструментов влияния, следовательно, у него есть большой шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его теории.
Роль лидера незаменима при осуществлении изменений, она заключается в определении идее нововведений, формировании на ее базе целей, общности видения и стратегии изменений.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы, так как определить лидера в коллективе, а особенно в коллективе младших школьников, очень важно, так как найдя подход к лидеру, можно правильно управлять настроениями и деятельностью в классе.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ разных теорий лидерства. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи:
– дать определение понятию «лидерство»;
– рассмотреть разные теории лидерства;
– рассмотреть лидерство с психолого-педагогической точки зрения, как категорию личности младшего школьника;
– изучить содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИДЕРСТВА
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры необходимы для определения задач и целей, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Организации, в которых есть лидер, могут достичь всего этого намного быстрее, чем организации, в которых лидеров нет.
Лидер – это ведущий, тот, кто идет впереди. Лидер – это член организации, который обладает высоким личным статусом, который оказывает сильное влияние на мнение и поведение людей, которые его окружают, членов каких-либо объединений, организаций и который выполняет ряд определенных функций1.
Лидерство описывают как процесс социального влияния, при котором лидер добивается добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей, или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направляется на достижение целей.
Также лидерство определяют как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы.
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, который основан на самом эффективном для определенной ситуации сочетания разных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению совместных целей. Из данного определения следует, что лидерство – это прямая функция лидера, его последователей и ситуационных переменных.
Феномен лидерства заключается в самой природе человека и социума. Явления, которые во многом похожи на лидерство, можно встретить в среде животных, которые ведут коллективный, стадный образ жизни. Тут всегда выделяется самая сильная, умная, упорная и решительная особь – вожак, который руководит стаей в соответствии с ее неписанным законами, которые диктуются взаимоотношениям со средой выступают биологически запрограммированными.
В малых группах, которые основаны на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить.
В переводе с немецкого языка гештальт – это фигура, форма, вид. Наиболее подходящие по смыслу и содержанию русские понятия – целостность, структура, модель. Гештальт является основным понятием гештальтпсихологии. Термин «гештальт» в ней понимается как единица анализа сознания, психики. Этот термин обозначает цельное восприятие вещи, а не восприятие суммы ее частей. Этот термин можно отнести, например, к восприятию человеком картины или мелодии. Мы, слушая музыку, или глядя на картину, оцениваем свои ощущения, в общем, к объекту. Мне оцениваем тональность, ритм или звуки мелодии, мы не оцениваем качество мазков или холста, на котором написана картины. Нам важно, какие чувства у нас вызывает вся мелодия и вся картина, в совокупности ее частей.
Понятие гештальт может быть отнесено и к сфере человеческих отношений и восприятия человека явлений, которые происходят в жизни.
По отношению к повседневной жизни часто применяют словосочетание «незавершенный гештальт». То есть действие, которое не завершено на уровне подсознания. Это чувство незавершенности держит мозг человека в напряжении, заставляя вспоминать то или иное событие, и провоцирует проигрывать незавершенное событие из прошлого в настоящем, при настоящих условиях, которые очень часто не соответствуют тем, при которых происходило это самое незавершенное событие. Этот процесс называется «эффект Зейгарник». Он назван именем советского психолога Блюмы Зейгарник, которая в ходе экспериментов подтвердила, что незавершенные события человек помнит дольше и лучше.
Ярким примером являются пары, где мужчина или женщина, не завершив определенные конфликты в предыдущих отношениях, не достигнув логического завершения ссоры, переносят эту ситуацию и конфликт на нового партнера и пытаются с ним проиграть ту ситуацию. С точки зрения психологии это не правильно, так как человек, который становится невольным участником таких ссор, не понимает, почему к нему так относится партнер. Возможно, у него кардинально противоположное отношение к тому, что провоцировало ссоры в прошлых отношениях.
Это относится не только к семейной жизни. Такой фактор присутствует везде. Например, официант, который моментально забывает выполненные заказы и до последнего точно помнит заказы, которые еще не выполнены.
Такими вопросами занимается раздел психологии, который называется гештальтпсихология. Она образовалась в ХХ веке в Германии.Ее основой стало учение Канта о том, что человек не может воспринимать мир таким, какой он есть. Человек воспринимает мир через органы чувств. Он слышит, чувствует запах, видит форму, цвет предмета, потом додумывает его, дополняет и дорабатывает ее в своем сознании и таким образом формирует свое отношение к предмету. Для человека общая картина всегда будет больше суммы частей, так как сумма частей еще и наполнена его восприятием.
Понятие гештальт применяется и в психотерапии. Есть разновидность психотерапии, которая называется гештальттерапия. Она рассматривает человека как целостный объект: его физическую форму, эмоциональное, психическое состояние. Цель этой терапии научить человека жить здесь и сейчас, в данный момент времени и при данных обстоятельствах, не загружая себя прошлыми событиями, пусть и не завершенными. Так как воспоминания о неудачах или незавершенностях не дают человеку освободиться и направить всю свою энергию на постановку и достижение новых целей.
Создателем этой терапии является немецкий психотерапевт Фредерик Перлз. Ему же принадлежат слова, которые получили название «Молитва гештальтиста». Это слова, которые дают понять, что никто никому ничего не должен, каждый вправе жить так, как считает нужным, и никто не вправе осуждать другого человека за неоправданные ожидания. Эти слова звучат так:
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты – это ты.
Я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.
Итак, ответ на вопрос: «Должен ли гештальт быть завершенным» готов.
Да. Однозначно да. Так как само понятие гештальт обозначает целостность, завершенность, можно даже сказать полноту, как предметов, событий, так и восприятие их человеком. Все в мире индивидуально и особенно: и люди, и вещи, и события. И только при понимании такой завершенности и при адекватном восприятии такой завершенности не только в себе, но и в окружающем мире, можно достигнуть психического и духовного равновесия.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Теория черт или теория лидерских качеств выступает самым ранним подходом в изучении и объединении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают великих людей от масс. Исследователи верили, что у лидеров был какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, которые отличали их от тех, кто лидером не является. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидера. Данный подход базируется на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся2.
В этом направлении проводились сотни исследований, которые породили предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 году и Р. Манн в 1959 году попытались обобщить и сгруппировать все равнее выявленные лидерские качества.
Самый интересный результат получил известный американский консультант У. Беннисон, который исследовал 90 успешных лидеров и определил такие 4 группы лидерских качеств:
– управление вниманием, или способность так представить сущность результата, целей или действий, чтоб это было интересно и привлекательно для последователей;
– управление значением, то есть способность так передать суть идеи, чтоб она была понятна и принята последователями;
– управление доверием, иначе говоря, способность построить свою деятельности с таким постоянством и последовательность, чтоб получить полное доверие подчиненных;
– управление собой, то есть способность так хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтоб для усиления своих слабых сторон умело привлекать иные ресурсы, включая ресурсы других людей.
Дальнейшее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные (деловые).
К физиологическим относятся такие качества человека, как рост, вес, фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. В какой-то степени, связь между наличием этих качеств и лидерством есть, но быть физически крупнее, чем друге люди в группе, еще не дает никакого основания быть в этой группе лидером. Есть много примеров, подтверждающих, что личности с физическими отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур3.
Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и другие проявляются на практике в основном через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению достаточно длинного списка этих качеств, большинство из которых так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
Изучение интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими исследователям, и их результаты совпадают в том, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать верные решения. Но дальнейшие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством слишком мала. Например, если средний интеллектуальный уровень последователей не достаточно высок, то быть для лидера слишком умным означает сталкиваться с большим количеством проблем.
Деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значение для успеха возрастает по уровню организационной иерархии. Но точное их измерение затруднительно. Еще не получилось доказать, что эти качества выступают определяющими для эффективного лидерства. Например, деловые качества, которые сделали кого-то лидером в коммерческом учреждении, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.
Теория черт имеет ряд недостатков.
Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать единственный правильный образ лидера
Информация о работе Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе