Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 13:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ разных теорий лидерства. Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи:
– дать определение понятию «лидерство»;
– рассмотреть разные теории лидерства;
– рассмотреть лидерство с психолого-педагогической точки зрения, как категорию личности младшего школьника;
– изучить содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и содержание лидерства…………………...…………………..5
2. Основные теории лидерства……………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………….………………14

Файлы: 1 файл

Реферат лидерство.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, по разным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания вероятных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную взаимосвязь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению лидерства.

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что подход, который изучает лидерские качества, интересен, но на практике до сих пор не сильно помог.

Достаточно современной группой теорий лидерства, которая примыкает к теории черт, выступают теории харизматического лидерства. Они берут начало в работах М. Вебера, Р. Й. Хозе, М. Артур и других ученых. Теории харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, является отражением лидера, который способен оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляет через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Иметь возможность влиять на ценности других людей и их изменение могут не многие, а только избранные.

Основную роль в теории коллективного харизматического лидерства играет вера в свою компетентность и способность решать трудные задачи. Данная вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей. При этом индивидуальная вера в свои силы основывается на коллективном ожидании высоких результатов от каждого работника и всех членов трудового коллектива. Высокий уровень коллективной уверенности в своих силах имеет воздействие не только на ведомых, но и на лидера, который проявляет готовность к кооперации с членами группы для достижения совместных целей. Харизматический лидер может повышать уверенность ведомых в успехе индивидуальных и коллективных усилий4.

В группе с харизматическим лидерством основное значение имеет не внешний стимул, а внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения, осознание своей значимости, признание со стороны лидера и товарищей. Лидер порождает у своих ведомых надежду на лучшее будущее и реальность этого светлого будущего. При чем внешнее вознаграждение хоть и поддерживает веру в лучшее будущее и его реальность, но не имеет приоритетного повседневного мотивирующего значения  выступает только одной из конечных целей5.

Теории харизматического лидерства основываются на ряде интересных эмпирических исследований, но многие авторы считают их очень описательными и недостаточно точными, а также не раскрывающими психологические механизмы формирования харизмы и всей системы отношений «лидер – ведомый». В действительности одной из слабых сторон такого типа руководства выступает очень высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты лидера.

Харизматическое лидерство чаще и более эффективно проявляется в группах со слабо структурированными задачами, невысоким уровнем спецификации трудовых функций и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач.

Большим шагом вперед на пути учета относительности черт лидера и адаптации теории черт к реальным условиям выступает факторно-аналитическая концепция лидерства теория лидерства, которую часто называю второй волной в развитии теории черт. В ней различают чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, которые связаны с достижением определенных целей. Между данными группами свойств лидера могут быть существенные различия.

Факторно-аналитическая теория вводит в теорию лидерства понятия целей и задач, которые связаны с конкретной ситуацией. В результате взаимодействия личных качеств лидера и задач, которые перед нм стоят, вырабатывается стиль его поведения, который составляет его «вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных общественных условий.

Идея зависимости лидерства от общественных условий базируется и развивается в ситуационной концепции. Данная концепция исходит из относительности и множественности лидеров. Лидер – это функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, «лидерство – это связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, которые стали лидерами в одной ситуации, не обязательно будут м в других ситуациях»6.

Именно определенные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Например, стать лидером бандитской группировки могут ловкие, бойкие аморальные личности, которые способны в любой момент преступить черту закона и норм социальной справедливости. Понятно, что в другой ситуации, например, среди сотрудников религиозной организации, личности такого типа лидерами стать не смогут.

Некоторые сторонники ситуационной концепции лидерства пытаются приспособить ее к жизненным реалиям при помощи ряда дополнений. Например, Э. Хартли предлагает дополнить ситуационную концепцию такими положениями:

– приобретение человеком статуса лидера в одной ситуации не исключает его лидерство в другой ситуации;

– став лидером в определенной ситуации, человек зарабатывает авторитет, который помогает его назначению или избранию на руководящую должность и тем самым закреплению лидерства;

– вследствие стереотипности воспитания человек, который оказался лидером в определенной ситуации, будет восприниматься группой как лидер вообще;

– чаще всего лидерами становятся люди, которые стремятся к этому, имеют соответствующую мотивацию.

Дополнения Хартли к ситуационной концепции в значительной степени подтверждаются эмпирически и в целом способствуют раскрытию природы данного феномена.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы лидерства выступают ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство – это присутствие определенной совокупности характеристик, которые приписываются тем, кто успешно влияет на других. А с другой стороны, лидерство – это процесс несилового влияния по направлению к достижению группой или организацией поставленных целей. Лидерство является специфическим типом управленческого взаимодействия, который основан на самом эффективном сочетании разных источников власти и который направлен на побуждение людей к достижению совместных целей.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех базовых черт: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Основную роль при этом играют характеристики и поведение подчиненных.

Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние теории предлагали давать определение эффективному лидерству на базе или качеств лидера, или образцов его поведения.

Новые теории постарались объединить преимущества и достижения традиционного и ситуационного подходов. Новые подходы сконцентрированы на возможности лидера создать новое определение проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них желание к выполнению действий, способствующих достижению цели.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - с.с. 476-493.

2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - с.с. 90-98.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.

4. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. // Педагогическая наука и образование. - 2007. - №2. - с.с. 53-57.

5. Кретов, Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. - с.с. 73-78.

6. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 1993.

7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Академия, 2002. - 225 с.

8. Психологическая характеристика лидерства. // Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. - Теоретическая психология. - 2001. - с.с. 267-281.

9. Пугачев В. П .Руководство персоналом организации. М. 2002

10. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.

 

 

 

1 Кретов, Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. - с.с. 73-78

2 Кретов, Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. - с.с. 73-78

3 Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, №7, с. 19

4 Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, №7, с. 19

5 Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. // Педагогическая наука и образование. - 2007. - №2. - с.с. 53-57

6 Пугачев В. П .Руководство персоналом организации. М. 2002


Информация о работе Психологические теории лидерства в исторической ретроспективе