Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:01, курсовая работа
Организация — это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины, в конечном счете, могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие конфликта………………………………………………………..6
2. Виды конфликтов и их характеристики…………………………………9
3. Классификация конфликтов……………………………………………..15
4. Стадии конфликтов………………………………………………………18
5. Разрешение конфликтов…………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы……………………..27
Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:
Позиция – официальное, определяемое должностью положение
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения).
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса.
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец
поведения личности.
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все
члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки
статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; 3) с нарушением групповых норм.
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:
Вариант конфликта |
Возможные причины |
Руководитель - коллектив |
Новый руководитель, назначенный со стороны Стиль управления Низкая компетентность руководителя Сильное влияние отрицательно
направленных микрогрупп и их лидеров |
Рядовой член коллектива – коллектив |
Конфликтная личность Нарушение групповых норм Неадекватность внутренней
установки статусу |
Лидер - группа |
Низкая профессиональная подготовка Применение компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания |
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности. Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили занижать нормы, установленные руководством.
К сожалению, частым примером
межгруппового конфликта служат разногласия
между линейным и штабным персоналом.
Штабной персонал обычно более молодой
и образованный, чем линейный, и при общении
любит пользоваться техническим жаргоном.
Эти отличия приводят к столкновению между
людьми и затруднениям в общении. Линейные
руководители могут отвергать рекомендации
штабных специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них во
всем, что связано с информацией. В экстремальных
ситуациях линейные руководители могут
намеренно выбрать такой способ выполнения
предложения специалистов, что вся затея
кончится провалом. И все это для того,
чтобы поставить специалистов "на свое
место". Штабной персонал, в свою очередь,
может возмущаться, что его представителям
не дают возможности самим провести в
жизнь свои решения, и стараться сохранить
информационную зависимость от них линейного
персонала. Это яркие примеры дисфункционального
конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать
друг с другом функциональные группы внутри
организации. Например, отдел сбыта, как
правило, ориентирован на покупателя,
в то время как производственное подразделение
больше заботится о соотношении затрат
и эффективности, а также об экономии на
масштабах. Держать большие товарные запасы,
чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает
отдел сбыта, значит увеличивать затраты,
а это противоречит интересам производственных
подразделений. Дневная смена медицинского
персонала может обвинить ночную смену
в том, что та плохо ухаживает за больными.
В крупных организациях одно подразделение
может попытаться увеличить свою прибыльность,
продавая готовую продукцию внешним потребителям
вместо того, чтобы удовлетворить потребности
групп подразделений компании в своей
продукции по более низкой цене.
3. Классификация конфликтов.
Горизонтальный конфликт.
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт
между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе “равный-равный” наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям.
1. Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания
подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания,
которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других.
2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру,
производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки.
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более
одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут
оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж,
которые "для всех" зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему "равный-равный", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Изменение отношений:
· явно и определенно разграничить отделы и провести "демаркационную линию".
· усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов.
· установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления "самого слабого" звена.
· объединить отделы во главе с одним управляющим.
2. Улучшение координации задач:
· разделить задачи между отделами
· улучшить процедуры координации между ними
· создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность.
3. Структурирование общения и переговоров:
· добиться формулирования своих условий для сотрудничества
· обучить технике ведения конструктивных переговоров
· подключить третью сторону для ведения переговорного процесса.
4. Улучшение межличностных отношений:
· провести обучение и тренинг
· проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами
Вертикальный конфликт: «высший против низшего».
Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить
потенциальные конфликты?
· Руководитель должен использовать разные стили лидерства.
· Замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала.
· Личная власть может быть подменена корпоративной культурой.
Вертикальный конфликт: “высший против среднего и против низшего”.
"Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней -
основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему "высший – средний - низший", чтобы
уменьшить потенциальные конфликты?
· Установить более открытую коммуникацию между всеми.
· Более четко определить задачи и распределить полномочия.
· Обсуждать расхождение во мнениях.
· Соблюдать дистанцию в системе "средний - низший".
Нетрудно заметить, что конфликты по уровням словно “заставляют” руководителей и менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать систему управления организацией, заниматься корпоративной культурой, организационной структурой и персоналом. А это не что иное, как развитие
организации.
4. Стадии конфликта.
Любая из перечисленных выше причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. Таким образом, необходимыми составляющими начала конфликта являются его причины и условия. К этим условиям относятся:
1. Технические условия конфликта, существующие в организации: наличие лидеров в конфликтующих группах, степень организованности и сплоченности группы в конфликте, наличие или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей у участников конфликта и т.д.;
2. Политические условия: условия применения власти руководителем, осознание зависимости и степени неравенства подчиненными, условия подчинения исполнителей;
3. Социальные условия: жесткость или либеральность нормативной системы организации, соотношение между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных групп, идентификация работников с группой, мобильность членов организации, степень институционализации участников конфликта и т.д.;
4. Психологические условия: эмоциональный настрой соперников, наличие устойчивой ориентации на противоборство, энергетика членов организации, попадающих в конфликтную ситуацию.
Ни один тип конфликта в организации не начинается сразу после появления его причины. В своем развитии конфликт проходит несколько стадий.
Предконфликтная стадия. Зарождение каждого конфликта связано с наличием объекта, обладание которым, достижение или принадлежность к которому вызывает ограничение потребностей двух (или более) субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Обычно этот объект может быть поделен и на основе переговоров, но в момент зарождения конфликтной ситуации путей к этому соперники не видят и их агрессия направлена друг на друга.
В предконфликтной стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но на этой стадии начинаются скрытые конфликтные взаимодействия, цель которых — ввести противников в заблуждение. Хотя члены организации и социальные группы имеют достаточно подробные сведения друг о друге, до предконфликтной стадии они, как правило, не оценивают другие группы или членов организации как потенциальных соперников в конфликте. Такая оценка осуществляется только на конфликтной стадии.
В развитии предконфликтной стадии отмечается несколько этапов.
1. Идентификация причин
конфликта, когда члены