Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:01, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различно города сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Самый массовый вид общения людей в обществе – деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических , коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельн

Содержание работы

Введение. 2
1. Особенности делового общения. 3
2. Виды делового общения. 5
2.1. Деловая беседа. 5
2.2. Деловое совещание. 6
2.3. Деловая дискуссия. 6
3. Публичная речь. 8
4. Заключение. 10
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольнавя по психолгии.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 

Введение.                                                                                                                    2                                                                                                                                                                                      

1. Особенности делового  общения.                                                                              3

2. Виды делового  общения.                                                                                           5                                                                                      

2.1. Деловая беседа.                                                                                                      5

2.2. Деловое совещание.                                                                                                6

2.3. Деловая дискуссия.                                                                                                  6

3. Публичная речь.                                                                                                          8

4. Заключение.                                                                                                              10

 Список литературы.                                                                                                     11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Деловое общение  занимает значительное место в жизни  многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с  организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различно города сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Самый  массовый   вид общения людей в обществе – деловое общение. Без него не обойтись в сфере  экономических, правовых, дипломатических , коммерческих, административных отношений.   Умение успешно вести деловые  переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое  в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности  практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений , знаний, представлений о правилах , формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Культура делового общения содействует установлению  и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными,  партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективностью: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательным, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимание. 

«Бизнес – это  умение общаться с людьми», - считают  истинные руководители , предприниматели. Современный человек должен в  этой связи владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника, должен уметь обращать свою деятельность во благо других людей, а также своей работы, своего дела.

Цель работы – изложить особенности речи в  практике делового общения.

Задачи работы: представить общую характеристику и специфические черты делового общения; рассмотреть публичную  речь и деловую дискуссию как виды речи делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности делового общения.

Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывая взаимные запросы и потребности  его участников, исходить из интересов  дела. Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями. Существуют так называемые «писаные» И «не писаные» правила поведения в той или иной ситуации общения. Например, довольно часто приходится слышать такие выражения, как «согласно протоколу», «в соответствии с протоколом», «по протоколу».Слово протокол - это термин, который используется в. области международных отношений. Дипломатический протокол - это совокупность правил, условностей, традиций, регулирующих порядок совершения дипломатических актов. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикетотражающий накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных трупп. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как, дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т. д.Знание правил делового этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Нарушение этикетных норм может привести к нежелательному результату в процессе общения, поставить человека в нелепое положение, создать анекдотическую ситуацию.                                                                                                                                                                                     Регламентированность делового общения требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является употребление слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов), не следует злоупотреблять терминами и иностранными словами.                                      Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Не случайно в народе говорят: «Время деньги». Деловые люди знают цену времени, стараются использовать его рационально и обычно расписывают свой рабочий день по часам и минутам. Поэтому, как правило, деловые встречи имеют строгий регламент. А чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.                                                                                                                                     Неприятное впечатление производят ошибки, связанные с нарушением норм современного литературного языка, неточность словоупотребления, непонятность высказывания, многословие.Все это свидетельствует о низкой речевой культуре говорящих и, естественно, подрывает доверие к ним и их словам. Умение пользоваться языком включает в себя также знание и соблюдение речевого этикета .Под речевым этикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. 

Действительно, различные  ситуации требуют использования  определенных речевых оборотов. Вот, к примеру, выражения, которые могут употребляться при знакомстве:

- Давайте познакомимся (будем знакомы)

- Позвольте (разрешите)  познакомиться с вами

- Позвольте (разрешите)  представиться

- Познакомьте, пожалуйста, меня с...,

- Представьте меня  вашему (вашей)...

- Познакомьтесь, пожалуйста. Это мой (моя)...

- Позвольте (разрешите)  Познакомить вас...

- Позвольте (разрешите)  Представить вам моего...

Конечно, нельзя просто механически заучить эти выражения. Очень важно учитывать, насколько  та или иная формула речевого этикета уместна в конкретной ситуации, соответствует ли она социальному статусу говорящего, его индивидуальным особенностям, приемлема ли для собеседника. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников .Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои. Известно, что в некоторых - странах были изданы законы, предписывающие, как надо обращаться к представителям различных слоев общества. Такие законы, изданные великим преобразователем Петром 1, неукоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917 года. В настоящее время ведется работа по подготовке Словаря русского речевого этикета, основу которого должны составить слова и устойчивые выражения доброжелательного обхождения из произведений русской художественной литературы XIX-XX веков. Такой словарь, бесспорно, будет способствовать повышению культуры речевого этикета. Следует учесть, что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают приведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами. 
 
 
 

                                  2. Виды делового общения. 

2.1 Деловая беседа.

Деловая беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

В теории управления беседа рассматривается как вид  делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению  управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда, имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

К числу целей, требующих  проведения деловой беседы можно  отнести стремление одного собеседника  посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание  у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

Деловая беседа может  быть рассмотрена как особый вид  межличностного взаимоотношения в  организационной среде. Четкое осознание  участниками беседы целей, которые  они преследуют, понимание психологическими и речевыми приемами ведения деловой беседы являются необходимыми составляющими эффективной деловой коммуникации. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Деловое совещание. 

Деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой заинтересованных лиц, соответственно такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты.

В теории управления деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного  взаимодействия руководителя с коллективом  посредством обмена мнениями. Это  своеобразный форум по выработке ключевых решений и способ координации активности людей и подразделений. Ясно, что непродуктивные совещания - дорогое удовольствие как в материальном, так и в психологическом смысле. Неудачное совещание может вызвать материальные потери в результате принятых неправильных решений. Необходимо помнить, что совещания не более чем средство управления и, как любое средство, оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.

Успех совещания зависит  не только от поставленной цели, но и от того, как его участники приходят к пониманию задачи. Тщательное планирование таких элементов, как цели, состав участников, повестка дня и место проведения, - ключ к продуктивному совещанию. 
 

2.3 Деловая дискуссия. 
 

Деловая дискуссия как вид речи в практике делового общения.

Деловая дискуссия  – это обмен мнениями по вопросу  в соответствии с более или  менее определенными правилами  процедуры и с участием всех или  отдельных ее участников. Почти каждое предприятие или фирма обсуждают деловые вопросы на заседаниях групп или комиссий. Многие деловые собрания и совещания также проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под правительством должностного лица. Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Как правило такого  рода дискуссии спора не разрешают и не склоняют аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми человек, не считая ведущего. Основное коммуникативное средство – диалог, который каждый раз ведут только два участника. Число участников групповой дискуссии может меняться в ту или другую сторону в зависимости от запаса времени, сложности и актуальности проблемы и наличия компетентных специалистов, которые могут участвовать в обсуждении.

Очень важно, чтобы  участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, необходимые материалы. Большое значение имеет также их манера говорения, культура речевой коммуникации, а также стиль ее демонстрации: непринужденно, в оживленной манере, точно формулируя вопросы и лаконично комментируя ответы или краткие замечания. Целесообразно, чтобы участники называли друг друга по имени и отчеству. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих, с ней необходимо поддерживать не только невербальный, но и вербальный контакт. Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. В литературе по коммуникации нет единого понимания «спор», однако большинство специалистов квалифицирует его как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой - что она ошибочная. В.И.Курбатов в своей книге «Стратегия делового успеха», считает, что особенностью спора является не доказательство истинности собственного тезиса, а словесное состязание, при котором каждый отстаивает свою точку зрения по тому или иному спорному вопросу. Спору как разновидности деловой коммуникации присущи следующие характеристики:

Информация о работе Психология общения