Пути формирования авторитета руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 01:44, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение руководства и источников, а также путей формирования авторитета руководителя. Достижение цели основывается на решение следующих задач:
- раскрытие сущности руководства;
- рассмотрение основных элементов руководства организацией;
- анализ источников и путей формирования авторитета руководителя.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

Управление организацией – это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», – так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль. Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Управляемая часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса.  
Для любой организации характерно наличие руководителя. Руководитель, прежде всего, должен всегда анализировать взаимосвязи между частями организации (ее внутренние перемены), организацией и ее внешней средой (внешние перемены) и понимать, что любое решение каким-то образом воздействует на все аспекты организации. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач, даже когда существующие взаимоотношения не вписываются в рекомендованные начальством рамки. Основной механизм осуществления этих задач – это руководство. Оно является главным объектом внимания в данном реферате.

Целью реферата является рассмотрение руководства и источников, а также путей формирования авторитета руководителя. Достижение цели основывается на решение следующих задач:

- раскрытие сущности руководства;

- рассмотрение основных элементов руководства организацией;

- анализ источников и путей формирования авторитета руководителя.

1 Теоретические  основы руководства организацией

    1. Руководство как основа управления

 

Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство. «Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации». Процесс руководства в организации осуществляет руководитель. «Руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации» [2, c. 142].

Власть – это возможность влиять на поведение других. Поэтому в дополнении к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и, во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она – начальник». Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, не всегда оказывается возможным. Как заметил Честер Барнард, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым, сводя на нет его полномочия [4, с. 28].

Современные управляющие могут стать более эффективными руководителями организации, совершенствуя свои навыки в управлении, осуществляя поиск путей и источников формирования авторитета перед подчиненными.

Таким образом, можно сделать вывод, что руководство в организации тесно взаимосвязано с такими понятиями как руководитель, авторитет и эффективность функционирования организации, поэтому главной задачей успешной деятельности любого предприятия является своевременный поиск источников и путей формирования авторитета руководителя.

 

1.2 Основные элементы руководства организацией 

Основными элементами руководства в организации является методы, стили и формы власти в организации.

Методы руководства – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей [1, c. 42]. Все методы руководства можно разбить на четыре группы:

- организационно-административные;

- экономические;

- социальные;

- психологические.

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание). Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов руководства, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают [3, с. 213].

В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они в отличие от административных предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

Рассмотрим подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализовываться, а производительность их труда резко повысится, если создан производительный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производительной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов [5, с. 96].

Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы руководства. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников и коллективов [7, с. 111].

Таким образом, все методы взаимосвязаны и должны действовать в единстве. Важнейшие из методов – это методы психологического побуждения, профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе.

2 Сущность авторитета  руководителя организации и источники  его формирования

2.1  Авторитет  руководителя и источники его  формирования       

 

Авторитет руководителя – это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя: высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль. Он состоит из осознания своих возможностей и компетенции, понимание того, чего ждут от него другие, признание своих прав и привилегий.  Авторитет руководителя проявляется и поддерживается в выявлении уважения, учете мнения, в хороших результатах работы, симпатии со стороны сотрудников [6, с. 55].

Источниками авторитета руководителя выступают:

- его должностной статус (объективный фактор);

- завоеванный престиж (субъективный  фактор), который может находиться в органическом единстве с должностным статусом или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.

Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный к себе и другим, справедливый, нравственно чистоплотный. Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе; такой руководитель способен понять и проблемы отдельного человека, ощутить, кто, в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, обладает развитой способностью понимать и ясно выражать интересы всего коллектива. Он способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы [8, с. 204].

Руководитель, пользующийся реальным авторитетом, – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей, ведет их, а не являет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто, а когда делает, то делает так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе [9, с. 75].

Можно сделать вывод, авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями.

 

2.2 Пути формирования  авторитета руководителя  

 

Авторитет руководителя определяется тем, насколько он владеет знаниями, навыками и умениями, соответствующими условиям социально-психологической компетентности, к которым относятся умения:

- ориентироваться в происходящих социальных явлениях;

- определять личностные особенности и эмоциональные состояния подчиненных;

- выбирать адекватные способы отношений с людьми в процессе взаимодействия с ними;

- поставить себя на место другого человека;

- мотивировать себя и других.

На этапах формирования и поддержания своего авторитета руководителю полезно усвоить и некоторые постулаты эффективного управления:

- руководитель является специалистом в области организации совместного труда;

- управление – это не сама по себе команда, а достижение цели;

- честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя;

- уметь управлять собой;

- единство слова и дела;

- люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему

свои ошибки;

- искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое

«я» на второй план [10, с. 206].

Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания. Сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым своим действием, полной самоотдачи. Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт [11, с. 36].

Можно со всей уверенностью сделать вывод о том, что без авторитета нет достойного руководителя в организации. Все основные вышеперечисленные элементы лишь в единстве смогут сформировать мнение реального авторитетного руководителя в условиях функционирования организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя анализ сущности понятия руководства, его основных элементов, авторитета руководителя, источников и путей его формирования, следует сделать вывод о том, что эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно [12, с. 163].

В первой главе было выявлено, что руководство в организации – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

Информация о работе Пути формирования авторитета руководителя