Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:33, контрольная работа
В данном курсовом проекте мы рассмотрим само понятие текучести кадров, её отрицательные и положительные стороны, причины, меры борьбы с ней и другие аспекты данной темы. ЗАО «Тандер» - это большое предприятие, которое неплохо зарекомендовало себя в сегменте розничной торговли продовольственными и промышленными товарами, но, тем не менее, проблема текучести кадров всегда была для него актуальна. Целью моей работы является рассмотрение на примере компании ЗАО «Тандер» способов удержания профессионалов в компании путём оценки уровня удовлетворённости персонала, проведение соответствующего анализа, на основе которого мы получим информацию для принятия решений по устранению проблемы текучести кадров.
Где та граница, которая отделяет регенерацию сил, приток свежей крови в организацию от ее вымывания? Общеизвестны отрицательные стороны продолжительной высокой текучести - упущенная прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, низкий уровень организационной культуры, отсутствие лояльности сотрудников, как правило, невысокая квалификация и слабая мотивация. И как результат - падение эффективности работы. Менеджеры при принятии решений отдают предпочтение краткосрочной выгоде, часто решая свои проблемы за счет фирмы.
Так ли страшна высокая текучесть кадров, если желающие работать выстраиваются в очередь?
При анализе сменяемости
кадров важно оценить, какие сотрудники
уходят, а какие остаются в организации,
совпадает ли тенденция изменения
качества персонала со стратегическими установками, определенными
руководством. Без этой оценки невозможно
понять, является ли существующий уровень
сменяемости положительным или отрицательным
явлением. Если уходят именно те кадры,
от которых необходимо избавиться, значит,
организация находится на верном пути.
Если же она теряет лучших бойцов, то вопрос
текучести необходимо вынести на повестку
дня. Не обнадеживает и ситуация, когда
сменяемость и ротация (большая или маленькая)
не способствуют улучшению качества работы.
Важной характеристикой привлекательности
фирмы служит уровень конкурса на получение
в ней работы. Как учил Конфуций, "хорошее
правление - когда довольны те, кто рядом,
и приходят те, кто далеко". Но полезно
также следить за карьерой ушедших сотрудников
и интересоваться у специалистов их котировкой
на рынке труда. Например, если сотрудник
нарасхват, возможно, организация стала
трамплином, кузницей кадров для других
предприятий. Значит, имеются упущения
в планировании карьеры и необходимо сделать
профессиональную подготовку кадров более
быстрой и менее дорогостоящей. Насторожить
должен и низкий спрос на своих работников.
Это может быть симптомом отставания фирмы
либо негативных процессов, происходящих
в отрасли.
Декларируя принцип
частичной занятости, некоторые
компании практикуют найм сотрудников
на проект. Есть ли польза от таких «фигаро»?
Существуют агентства, специализирующиеся
на подборе сотрудников для временной
работы или выполнения определенного
объема работ. Не стоит бояться низкой
квалификации - она как раз очень высокая.
Как правило, на объем нанимают людей,
отличающихся нестандартным мышлением
и высокой степенью ориентации на задачу.
Плюсы для фирмы: очень свежая кровь и
отсутствие проблем, связанных с характерными
особенностями лидера. Когда определено,
что делать, и в общих чертах намечен план,
лидеру бывает неинтересно увязать в технических
деталях, он стремится дальше, генерирует
новые идеи. Такой склад натуры менеджера
среднего звена может привести к конфликту
с начальством. В случае частичной занятости
работу прекрасно доведут до конца постоянные
сотрудники, что, кстати, может дешевле
обойтись.
Как обеспечить бесперебойность работы, избежать проблем, связанных с неожиданным уходом сотрудников? Можно рассчитывать, а можно и в буквальном смысле слова рассчитать, сколько человек проработает. Причем с определенной долей вероятности. Еще в процессе переговоров и собеседований изучают даты приема и увольнения в трудовой книжке кандидата. Полезно обработать их на компьютере и получить результат в графическом виде. Сразу становится очевидной степень лояльности кандидата к предыдущим работодателям и тенденции изменения отношения. Кадровик может попросить прокомментировать графики и понаблюдать за искренностью и логичностью ответов, а также настроем претендента, его конструктивностью, интеллектуальными способностями и манерой общения.
У каждой компании по подбору персонала обязательно существует своя база компаний-клиентов, которые постоянно заказывают ей одни и те же позиции, несмотря на достаточно высокие цены по подбору персонала. Причем наиболее распространенный тип заказа заключается в том, что нужно найти самого трудолюбивого работника, который согласится работать за самую низкую заработную плату. Возникает вопрос: «Зачем такая компания платит рекрутинговому агентству бешеные деньги за подбор сотрудника, которому впоследствии она будет платить копейки, и который, недолго поработав на новом месте, создаст эту самую текучесть кадров?»
Можно показать на примере одной модели, что в описанной ситуации есть своя внутренняя логика. Эта логика очень выгодна всем трем сторонам: и компании-заказчику персонала, и рекрутинговому агентству и сотруднику, который скорее согласится работать за небольшие деньги, чем быть безработным.
В рамках этой логики высокая текучесть кадров является естественным процессом, а вопрос о том, сколько нужно платить персоналу, получает свой четкий ответ.
Итак, представим типичную небольшую торговую фирму, в которой работают 20 менеджеров по продажам. Согласно обзору заработных плат, который регулярно проводит компания «Шаг», средняя заработная плата менеджера по продажам на рынке труда г. Екатеринбург во втором квартале 2012 г. составила 268,3 у.е. Теперь представим себе, что таких фирм будет десять, причем от одной фирмы к другой оплата менеджеров будет уменьшаться на 5% от среднерыночной, что будет приводить к пропорциональному увеличению текучести кадров. Вместе с этим будут изменяться и другие переменные – фонд заработной платы в год, экономия ФЗП, затраты на поиск сотрудника и потери от его ухода в виде недополученной прибыли. Ниже эти данные представлены в таблице:
Таким образом, первая компания, выплачивая своему персоналу 100-процентную оплату от средней по рынку труда, будет иметь естественную 5-процентную текучесть кадров (увольнение в связи с переездом, уход на пенсию, в декретный отпуск и т.д.), а десятая, выплачивая 55-процентную оплату, будет «терпеть» 50% текучести кадров в год. Согласно мнениям специалистов, уход каждого сотрудника приводит компанию к потере прибыли, которая, как минимум, равна его годовому окладу (недополученная прибыль вследствие потери связей, затраты на акклиматизацию нового сотрудника и т.д.). Допустим также, что все эти гипотетические фирмы будут искать менеджеров по продажам через рекрутинговую компанию, услуги которой будут стоить 500 у.е. за одного сотрудника.
На самом же деле, мы имеем компании не десяти, а двух типов. В одной будет низкая текучесть кадров и, соответственно, низкие потери от нее, а также минимальные затраты на подбор персонала. В другой, – высокая текучесть, большие потери от ухода сотрудников, большие затраты на подбор персонала, но при этом немалая экономия фонда заработной платы по сравнению с компанией первого типа. Что выгоднее владельцу бизнеса? Как выясняется второй вариант.
На графике хорошо
видно, что компании, в которых 35%
(и выше) текучести кадров в год
имеют положительный финансовый
результат от экономии ФЗП, выплачивая своим сотрудникам 70% (и ниже) зарплаты
от среднерыночной (см. таблицу). При этом
они могут запросто заказывать рекрутинговому
агентству подбор персонала из сэкономленных
из фонда заработной платы средств. А наибольшего
финансового результата достигает та
компания, где наибольшая текучесть кадров,
что видно из приведенного ниже графика.
Поскольку всегда найдется достаточное
количество компаний, стремящихся сократить
ФЗП, то становится понятно, почему так
популярен рекрутинг.
Конечно, необходимо понимать условность данной модели. Однако именно такую картину можно наблюдать в повседневной жизни.
Таким образом, у «текучки» есть и положительные качества. Например, на освободившееся место может прийти человек намного профессиональнее уволившегося сотрудника. В любом случае у него будет свой уникальный опыт и новые идеи. Возможно, благодаря им компания откроет новое прибыльное направление деятельности. Есть категория сотрудников, которых время от времени менять необходимо. Например, менеджеров по закупкам.
Во-первых, долгая работа
на одном месте чревата
Вообще, смена любого руководителя среднего звена чревата сбоем работы отдела. На компании также негативно отразится увольнение сотрудников, отвечающих за качество работ, производящих расчеты, чертежи, планирование. Менять их стоит только, если на примете есть человек, чей профессиональный уровень выше. Если же таковых нет, лучше повысить зарплату имеющимся, заняться сплочением коллектива и подумать о беспроцентных кредитах для особо ценных сотрудников.
2. Пути сокращения текучести кадров.
2.1 Причины текучести кадров.
Основные и главные
причины ухода персонала
С причинами текучести персонала необходимо работать, их можно устранить или снизить их влияние:
1. Неконкурентоспособные ставки оплаты.
Проведите или закажите исследование заработных плат, сравните полученные данные с данными предприятия. Пересмотрите ставки там, где они ниже, и там, где они выше, т.к. переплата также как и не доплата чревата экономическими потерями.
Проведите или закажите аналогичные исследования по другим выплатам (больничным, отпускам, льготам и т.п.).
2. Несправедливая структура оплаты труда.
Пересмотрите структуру
Если происходят значительные колебания в оплате в результате системы премий или системы участия в прибылях, проверьте эти системы и пересмотрите их.
3. Нестабильные заработки.
Проведите анализ причин нестабильности заработков. Их может быть множество, начиная от неэффективной стратегии бизнеса, до недостаточной квалификации вашего персонала.
4. Плохие условия труда.
Сравните условия труда (часы работы, гибкость смен, оборудование, эргономику рабочих мест, состояние систем отопления, кондиционирования, освещения) вашей компании с условиями труда конкурентов рынка или компаний, на которые вы равняетесь. Разработайте меры по улучшению условий труда: более гибкий график работы, новая мебель или перестановка мебели, добавление кулеров или освещения могут сделать чудеса.
Проведите или закажите исследование
удовлетворенности своей
5. Деспотичное или неприятное руководство.
Каждый руководитель, особенно руководитель среднего звена должен быть тщательно подобран на эту должность, должны быть оценены его потенциалы и возможности. Они должны постоянно совершенствоваться в управлении путем обучения и повышения квалификации. Причем, эффективнее, если такое обучение происходит не внутренними тренерами, а внешними специалистами.
Проверьте, действует ли на вашем предприятии четкая кадровая политика и какая она. Возможно, ее необходимо пересмотреть или усовершенствовать. Займитесь разработкой системы корпоративного обучения.
6. Работа, в которой нет особой нужды.
Возможно, ваши сотрудники не ощущают нужности и необходимости своей работы в массе всего предприятия. Попробуйте сделать их работу более привлекательной, путем повышения ответственности, расширения сферы деятельности или сокращения ненужной, монотонной работы на данной должности.
Проведите или закажите исследование мотивации ваших сотрудников и вы точно будете знать, чего они хотят от вашего предприятия, и какими методами надо повышать их эффективность труда.
7. Неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов.
Для эффективной системы отбора и оценки необходимо иметь: должностные инструкции, положения о структурных единицах, четкие критерии отбора и оценки кандидатов, валидные и надежные методы оценки кандидатов, квалифицированных специалистов по отбору и оценке. Проверьте наличие этих параметров, если что-либо отсутствует, срочно принимайте адекватные меры, начиная от найма специалиста по персоналу, заканчивая разработкой и утверждением документов.
8. Неадекватные меры по введению в должность.
По кадровой статистике самый большой процент ухода происходит в первые три месяца работы сотрудника, т.к. никто не вводит его в должность, не адаптирует к новой работе, к новой культуре компании. Именно в первые три месяца у сотрудника либо появляется лояльность к компании, либо она уже не появляется никогда. Проанализируйте, каким образом на вашем предприятии работает программа адаптации, кто этим занимается. Особенно заострите внимание на адаптации менеджеров среднего звена и редких специалистов высокой квалификации.