Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа
Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.
Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.
Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая чать
Заключение
Название: «Пути совершенствования
управления персоналом струтктурного
подразделения «
Содержание
Введение
Заключение
В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (по-русски управление) — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджер — это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком, для осуществления управленческой деятельности.
А Управление — это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (комммерцией) и развитие технологической базы.
В
управлении всегда есть; субъект
— тот, кто осуществляет управление, и
объект — тот, кем управляют действия
субъекта управления. Таким образом, основная
задача управления — организовать работу
других людей, при этом высшей формой искусством
управления является такая организация,
при которой у объекта управления создается
ощущение, что ни кто им не управляет.
Принципы
управления производством, обществом
и личностью опираются на диалектический
закон развития, обобщающий опыт человеческой
цивилизации. При смене социально-
Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.
Особо
сложным объектом управления является
коллектив, т.е. группа людей, объединенная
на основе общих задач, совместных действий,
постоянных контактов. Интеллектуальный,
культурный и моральный потенциал членов
коллектива настолько разный, что трудно
предсказать реакцию каждой личности
на управляющее воздействие. Как сохранить
доброжелательные отношения, установить
и удержать взаимопонимание со своим коллегой,
как нужно воздействовать на коллектив,
чтобы добиться выполнения поставленных
задач без конфликтов и стрессов? Принципы
управления как фундамент сложнейшего
из видов искусств — искусства управления
не претендуют на роль панацеи на все случаи
жизни, но во всех случаях не оставят человека
без обоснованных, продуманных специалистами-
Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии а технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации, — на принципах, законах управления.
А Принципы управления, правила, нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:
• определение целей и задач управления;
• разработка конкретных мероприятий по их достижению;
• разделение задач на отдельные виды работ;
• координация взаимодействий различных подразделений внутри организации;
• формирование иерархической структуры;
• оптимизация принятия решений;
• мотивация,
стимулирование эффективной работы.
Рабочая ситуация
(т.е. фактическая работа, которую делает
работник, и окружающие его условия —
зарплата, контроль и т.д.) может рассматриваться
как совокупность мотиваторов и гигиенических
факторов. Самое главное — не смешивать
их друг с другом.
Исследования Херцберга показали, что можно разграничить и классифицировать гигиенические и мотивирующие факторы.
Гигиенические факторы: политика компании, безопасность, статус, производственные отношения, зарплата, рабочие условия, надзор, поведение администрации.
Мотивирующие факторы: психологический рост (самореализация, по Маслоу), прогресс, ответственность, работа сама по себе, признание, успех.
С точки зрения гигиенических факторов и мотиваторов, потребности человека подразделяются на две группы;
потребности животного характера — это такие потребности, как стремление избежать боли, голода и т. п., что вынуждает зарабатывать деньги;
духовные потребности — эта группа относится к тем качествам, которые присущи только человеку и обеспечивают психологический рост.
Херпберг также отмечал, что реализация этих двух групп факторов будет выгодна и для работника, и для наниматели.
Гигиенические факторы улучшают исполнение, но мотивирующие факторы необходимы для достижения реальных успехов.
Д. Долгое время происходил количественный рост поведенческой школы, пока в 1560 г. не осуществился качественный скачок: взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора (1906—1964). Макгрегор описал различные допущения, которые менеджеры делают для поведения работников. Он сравнил философию менеджмента "с более современным подходом к удовлетворению от работы и выделил человеческий дух как основную мотивирующую силу. Два своих предположения он назвал теориями -Икс* и Игрек.
• Теория Икс (традиционная точка зрения) формулирует философию управления и контроля традиционного менеджмента.
Менеджер сообщает людям, чту нужно сделать, и часто прибегает к поощрению или наказанию в ходе работы. Он действует, исходя из следующих допущений:
— средний индивидуум имеет стойкую нелюбовь к работ и, насколько возможно, будет избегать ее;
— в связи с этим большинство людей следует принуждать к работе и контролировать. Ими необходимо управлять, угрожая наказанием, чтобы заставить их приложить усилия к достижению целей организаций;
— средний индивидуум предпочитает быть руководимым, желает избегать ответственности, имеет относительно слабые амбиции и больше всего хочет безопасности и покоя.
• Теория Игрек (современная точка зрения) — новый подход в менеджменте, основанный на последних исследованиях. Она имеет следующие допущения:
— расходование физической и духовной энергии в работе так же естественно, как и при игре или отдыхе;
— внешний контроль и угроза наказания не являются единственным средством заставить человека добросовестно работать. Это можно сделать, используя самоуправление и самоконтроль работника;
— соответствие целям является функцией вознаграждения, ассоциированного с их достижением. Наиболее значительными из этих наград являются удовлетворение своего я и самоудовлетворение потребностей;
— средний индивидуум желает при определенных условиях не только принимать на себя ответственность, но и стремиться к ней;
— способность к проявлению высокой степени воображения, изобретательности и творчества при решении проблем организации широко распространена среди индивидуалов;
— в условиях современной производственной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивидуума используется далеко не полностью и должен быть максимально раскрыт.
Как
видно, теория - X воплощает чисто авторитарный
стиль управления, теория Y является демократическим
стилем управления и предполагает делегирование
полномочий, улучшение взаимоотношений
в коллективе. Это деление чисто теоретическое
и на практике имеет место комбинация
различных стилей управления. Такое явление
называется сочетанием стилей руководства.
А в 70-е годы XX столетия появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде.
Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
На
этом фоне Ульям Оучи
предложил свое понимание рассматриваемого
вопроса, получившее название теории
Z и теории "А",
чему в немалой степени способствовали
отличия в управлении соответственно
в японской и американской экономиках
(табл. 1),
Таблица 1
Модели управлении людскими ресурсами
Подход | Тип А
Американские организации |
Тип Z
Японские организации |
Человеческий
капитал |
Малые вложения
в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка. |
Японские организации
Крупные вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка. |
Трудовой
рынок |
На первом месте
внешние факторы.
Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения. |
На первом месте-внутренние
факторы.
Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения. |
Преданность
организации |
Прямые контракты
по найму.
Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие задания. |
Подразумеваемые контракты.
Внутренние стимулы.
Групповая ориентация в работе. |
На более высоком уровне развития тип А в тип Z (как и теория Х и Y) повторяют теорию кнута и пряника. Понятно, что современная практика отдает предпочтение теориям –Y и Z, во всяком случае, все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их.
Таким образом,
следуя теории систем, можно предположить,
что любая формальная организация должна
иметь систему функционализации (т.е. различные
формы структурного деления); систему
результативных и эффективных стимулов,
побуждающих людей вносить вклад в групповые
действия; систему власти; систему логического
принятия решений.
Управление персоналом
А Для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг — управление людьми имеет важное значение. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Зачастую менеджмент трактуется именно как управление людьми в организации, связующее звено между -интересами предприятия и -интересами человека.
Управление персоналом — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников в целях создания оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.
• Менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта.
Первый —
это определение целей
Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. 8 этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников — одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функционирование организации, а также жизненные потребности его сотруд-
ников.
Иначе говоря, задачи управления персоналом можно свести к двум: как сформировать кадровый потенциал предприятия и как сделать труд этих кадров производительным. Причины неудовлетворенности руководителей работой своих подчиненных практически всегда лежат в неадекватном решении одной из этих задач.