Рабочее место. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель – производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Понятие рабочего места 4
Классификация рабочих мест 5
Организация и оснащение рабочего места 7
Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии
ООО «Паритет-Пермь» 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2. Рабочее место заместителя директора по коммерции 14
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации,
планировки и обслуживания рабочих мест 18


Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Производственный менеджмент курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

При выборе организационной  оснастки для рабочего места больше внимания следует уделять вспомогательным приспособлениям и устройствам, составляющим основу механизации вспомогательных работ.

Наиболее простым  способом установления перечня необходимой организационной оснастки и рациональности ее конструкции является сопоставление фактического наличия оснастки с типовым проектом, разработанным для данного рабочего места, или картой организации труда. При их отсутствии целесообразно проводить анализ организационного оснащения рабочего места.

Организационная оснастка включает большую номенклатуру изделий, что требует особого подхода к ее конструированию. Эргономические требования к конструированию организационной оснастки и оборудования в основном идентичны, однако имеются и специфические требования к отдельным группам и видам организационной оснастки. Например, при проектировании столов, верстаков и других видов организационной оснастки в соответствии с эргономическими требованиями необходимо обеспечить оптимальную высоту рабочих поверхностей, рациональное пространство для ног, соответствие высоты рабочих поверхностей уровню согнутых в локтевых суставах рук сидящего человека, оптимальные размеры рабочей поверхности в зависимости от размеров и количества изделий, инструмента, приборов, устройств управления с учетом зон досягаемости.

Конструкция организационной оснастки и производственной мебели должна обеспечивать правильную рабочую позу (угол наклона корпуса вперед не более 15° с легким изгибом поясничной части позвоночника) и возможность изменения положения корпуса рабочего. Высота рабочих поверхностей организационной оснастки на сиденье должны соответствовать антропометрическим данным работника.

При проектировании стеллажей и шкафов важно предусмотреть: их оптимальные размеры по высоте в зависимости от способа обслуживания (вручную без подставок и стремянок, с их помощью, а также с помощью штабелеров); ширину стеллажей в зависимости от габаритов тары и изделий, удобства их установки и снятия; удобство поиска необходимых изделий, тары и возможность учета хранимых изделий.

При проектировании организационной оснастки следует  уделить также внимание соблюдению санитарно - гигиенических требований: устройству отсосов на работах с выделением токсических газов или пыли; облицовке сидений, спинок и подлокотников материалами малой теплопроводности; обеспечению легкости и бесшумности перемещения отдельных элементов (ящиков, полок, спинок и сидений стульев и т. д.); изготовлению крышек столов, верстаков из дерева с отделкой синтетическими и другими материалами в зависимости от характера выполняемых работ.

Эргономическим  требованием является обеспечение  эстетического восприятия конструируемой организационной оснастки. Прежде всего она должна иметь рациональное цветовое оформление в соответствии с функциональным назначением, психофизиологическим воздействием и производственными условиями. Окраска производится с учетом характера освещенности, уровня производственного шума, климатических условий, количества работающих, их состава по полу и возрасту и ряда других факторов.

  1. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии

ООО «Паритет-Пермь»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Анализ и оценка организации рабочих мест будет проводиться на предприятии: ООО «Паритет-Пермь».

Почтовый и  юридический адрес: Россия, г. Пермь, ул. Ленина, 87.

Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью.

Основные направления  деятельности:

  • Рознично - оптовая торговля канцелярскими товарами для дома и офиса;
  • Рознично - оптовая торговля бумажно-беловой продукцией;
  • Рознично - оптовая торговля расходными материалами для оргтехники;
  • Рознично - оптовая торговля товарами хозяйственного назначения.

Рынок реализации продукции фирмы определён не только границами Перми и Пермского  края. По всем товарным группам в ООО «Паритет-Пермь» заключены договора со многими торговыми организациями страны.

Потенциальными  потребителями продукции являются торговые организации покупающие товары фирмы для перепродажи, конечные пользователи юридические и физические лица покупающие товары для личного пользования.

На арендованных площадях (500 кв.м.) размещаются офисные, складские и торговые помещения. В ассортименте товаров фирмы представлена продукция отечественных и зарубежных производителей. Весь ассортимент товаров отличает высокое качество и низкая конкурентная цена.

Организационная структура данного предприятия  представлена на рисунке №1.

 

Рисунок №1 - Организационная  структура в ООО «Паритет-Пермь»

 

Предприятие является самостоятельной коммерческой организацией, созданной для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности и действующей на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

Основная цель деятельности в ООО «Паритет-Пермь»: обеспечение высоких темпов развития фирмы в стратегической перспективе и возрастания конкурентной позиции на потребительском рынке.

Создание благоприятных  условий для осуществления рабочего процесса - залог благосостояния, гарантия своевременного устойчивого заработка, обеспечивающего достойное существование каждого работника фирмы и его экономическую стабильность.

Для достижения этих целей используются следующие  принципы  организации в ООО «Паритет-Пермь»:

  • учитываются приоритетность требований и ожиданий потребителя заказчика, проведение маркетинговых исследований, направленных на постоянное изучение требований потребителя, разработка оптимальных способов продвижения товаров на рынке;
  • проводить систематическое повышение квалификации персонала;
  • снижение непроизводительных потерь за счет пересмотра норм расхода материалов и повышения организации труда;
  • установление взаимосвязи с заказчиками и поставщиками с целью поддержания качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла;
  • создание в коллективе атмосферы, обеспечивающей каждому работнику достижения своих потенциальных возможностей.

ООО «Паритет-Пермь» желает устойчиво работать на рынке  и рассматривает своих работников, как самую большую ценность, а  их знания и опыт - как главное  достояние.

Каждый работник предприятия обязан трудиться интенсивно, нацеливая свою трудовую деятельность на создание высококачественной продукции.

Каждый руководитель на своем уровне обеспечивает поддержку  и понимание политики и цели руководства в ООО «Паритет-Пермь» в области менеджмента качества и несет ответственность за ее реализацию в рамках своих полномочий.

2.2 Рабочее  место заместителя директора  по коммерции

 

Вид рабочего места  определяется такими факторами, как  тип производства, уровень разделения и кооперации труда, место выполнения работы, содержание труда, степень механизации  и автоматизации, число единиц оборудования на рабочем месте.

В данной работе рассмотрено рабочее  место заместителя директора  по коммерции, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых  он работает.

Заместитель директора  по коммерции находится в промежуточной  области иерархии организации, то есть имеет, как непосредственных начальников, так и подчиненных.

Основными задачами заместителя директора по коммерции  являются:

  • разработка и реализация принципов маркетинговой политики фирмы;
  • развитие клиентской базы фирмы;
  • продвижение новых товаров на рынок;
  • изменение систем мотивации сотрудников
  • выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и качества поставляемых товаров на основе выявления и использования резервов предприятия, и так же воспитание у рабочих чувства коллективизма, высокой ответственности за порученное дело.

Рассмотрим  теперь обязанности заместителя  директора по коммерции, которые  непосредственно касаются его производственной деятельности. В его обязанности входят следующие пункты:

  • заключение договоров с поставщиками, покупателями;
  • проведение ценовой политики;
  • анализ конкурентов;
  • проведение рекламных компаний.

Планировка рабочего места и  их оценка.

В системе мероприятий  по организации рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

Офисные, складские  и служебные помещения ООО  «Паритет-Пермь» находятся в разных зданиях и не имеют крытых переходов. При перемещении между зданиями в холодное время года работники  фирмы не всегда одевают верхнюю одежду, что приводит к частым заболеваниям сотрудников.

Обратим теперь внимание на планировку рабочего места  заместителя директора по коммерции.

Рабочее место  руководителя выглядит следующим образом:

  • стол - рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри него нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки. Размеры ящиков и полок в столе соответствуют размерах бумаг и папок. На столе установлены настольная лампа, компьютер, принтер, около стола выдвигается панель с клавиатурой;
  • кресло - кожаное, крутящееся, с регулируемой спинкой. Стол и кресло соответствуют антропометрическим данным человека, обеспечивают удобное положение корпуса работника, свободу движений, создавая условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия;
  • стеллажи с раздвигающимися дверьми для хранения документов;
  • сейф;
  • шкаф для документов открытый, чтобы можно было быстро взять необходимые документы. В нем хранятся наиболее часто используемые документы. Папки стоят подписанные;

Стены окрашены в зеленый цвет. На окнах –  жалюзи в тон стенам.

Окно не находится  в поле зрения работника, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.

Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого  тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.

При такой планировке обеспечиваются наименьшие затраты рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за работником, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, механизмов, созданы благоприятные условия труда.

Оснащение рабочего места представляет собой совокупность расположенных в пределах рабочего места основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической  и организационной оснастки, инструмента, технической документации, средств связи и сигнализации, средств охраны труда. Набор этих средств зависит от технологического назначения рабочего места, уровня его специализации, системы обслуживания рабочих мест.

Рассмотрим  оснащение рабочего места заместителя  директора по коммерции. Стол модульной конструкции, подвижное кресло, встроенный диктофон, телефон, компьютер.

Работа заместителя  директора по коммерции требует  хорошего освещения данного технологического участка. На его рабочем месте  применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. Для местного освещения мощность ламп не должна превышать 75 Вт. Рабочее место оснащено светозащитными шторами. Минимальная норма освещенности равна 300 Лк. Микроклимат. Наиболее благоприятными являются температура служебного помещения + 20 - 22°С относительная влажность воздуха в зимний период 45-50% в летний период 50- 55%. Воздух должен быть чистым. Для обеспечения его чистоты применяется естественная вентиляция.

Шум. Уровень  шума не должен превышать 60 дБ. Для понижения  шумовых уровней в помещении  применяется акустическая обивка стен.

Выбор средств  связи и сигнализации определяется спецификой рабочего места. В качестве средств связи используются телефоны, компьютеры

В целом оснащение  рабочего места можно считать  хорошим, однако в кабинете нет копировальной  техники, в результате для копирования  документов приходится выходить в торгово-выставочный зал.

Информация о работе Рабочее место. Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии