Раскрыть личные качества менеджера. Стили руководства. Что такое самоменеджмент?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

С учетом требований современного рынка и современных систем управления менеджер сегодня должен обладать вполне определенными личными качествами. Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Поэтому менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и их взаимодействие с внешней средой.

Файлы: 1 файл

менеджмент - копия.docx

— 699.87 Кб (Скачать файл)
  1. Раскрыть личные качества менеджера. Стили руководства. Что такое самоменеджмент?

 

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, занимающий постоянную должность в организации и  наделенный полномочиями в области  принятия управленческих решений по конкретным видам деятельности этой организации.

С учетом требований современного рынка и современных систем управления менеджер сегодня должен обладать вполне определенными личными качествами. Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный, инновационный  руководитель = лидер + власть + стиль  работы + карьера. Поэтому менеджер должен иметь широкий кругозор и  системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и их взаимодействие с  внешней средой. Он должен иметь  высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать умением идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план.

К основным личным качествам  современного менеджера можно отнести  такие качества, как:

• жажда знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;  
• упорство, уверенность в себе и преданность делу; 
• нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;  
• психологические способности влиять на людей;  
• коммуникабельность и чувство успеха;  
• эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость; 
• открытость, гибкость и легкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;  
• ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;  
• внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;  
• энергичность и жизнестойкость;  
• склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;  
• ответственность за деятельность и принятые решения;  
• потребность работать в коллективе и с коллективом. 

Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнерами руководствуется  общепринятыми нравственными правилами  и нормами: следовать методам  честной конкуренции: "не использовать "грязные деньги" в своей деятельности", не играть в "открытую", если партнер делает также, стараться выполнить данное ему обещание при любых условиях; использовать только честные методы при попытке влиять на подчиненных; быть внимательным и предупредительным; быть требовательным, но не оскорблять достоинство.  
 Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал; время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации. 

Современный менеджер должен обладать навыками и способностями  эффективного управления. На эффективность  управления могут оказывать влияние  такие факторы, как:

• способность управлять  собой;  
• разумные личные ценности;  
• четкие личные цели;  
• упорный постоянный личный рост;  
• навыки и упорство решать проблемы;  
• изобретательность и способность к инновациям;  
• высокая способность влиять на окружающих;  
• знание современных управленческих подходов;  
• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;  
• умение обучать и развивать подчиненных. 

К недостаткам же современного менеджера относят такие качества, как: 
• неумение управлять собой;  
• размытые личные ценности;  
• смутные личные цели;  
• остановленное саморазвитие;  
• недостаток навыка решать проблемы;  
• недостаток творческого подхода;  
• неумение влиять на людей и их консультировать;  
• недопонимание процессов управления;  
• слабые навыки управления всеми видами ресурсов;  
• низкая способность формировать коллектив. 

Существует несколько  классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная их них  основывается на представлениях Курта Левина.

Согласно ей выделяют автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.

Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия.

Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез  с мнением руководителя. Члены  группы у такого руководителя постоянно  находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.

Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы  они осуществлялись только через  его посредничество или при его  наблюдении. Руководитель при необходимости  разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения.

По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:

  • Жесткий. Такой руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место». Многие принимают данный способ руководства, так как он уменьшает их личную ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что выполняют лишь индивидуальные обязательства.
  • Хозяйский. Подобный руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд. Преувеличенная защита и опека подчиненных может вызвать у тех ответную агрессивную реакцию. Они будут оказывать серьезное сопротивление руководителю, который, по их словам, не позволяет им «даже дышать». Другие привыкают к такой системе руководства и будут порой стремиться к ее сохранению, поскольку любое их действие и желание в этом случае уже «запрограммированы». В итоге данный подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.
  • Непоследовательный. Это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе, предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности. Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.

Позицию руководителя, придерживающегося  демократического стиля, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости и  агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем  обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и  такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

В настоящее время для успешной деятельности организации ее сотрудникам  требуется умение решать все большее  количество разнообразных задач  в сжатые сроки.

Одна из главных составляющих тайм-менеджмента – это самоменеджмент, т.е. использование набора испытанных методов и навыков в повседневной практике, для оптимизации использования своего времени и повышения эффективности работы.

Самоменеджмент – это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком

Для того, что бы самоменеджмент был успешным, независимо от целей его использования, достаточно выполнять несколько правил.

1. Постановка четких целей, т.е. нужно заранее наиболее конкретно представить, к чему надо стремиться. Правильно поставленная цель дает ясное представление о результате. Но вместе с этим, нужно понимать, что с течением времени конечные цели могут и должны корректироваться в соответствии с изменяющейся внешней средой.

2. Планирование. Также как любая организация планирует свою деятельность, каждый человек должен планировать использование своего времени для достижения поставленных целей.

3. Принятие решений, т.е. нужно установить приоритетность, какое из дел надо сделать в первую очередь, а какое во вторую. Недаром говорят, что если погонишься за двумя зайцами, то не поймаешь ни одного, - поэтому, для повышения эффективности работы, надо концентрироваться на выполнении только одной задачи.

4. Реализация и организация, т.е. необходимо организовать распорядок своего рабочего дня и придерживаться его. Основной принцип организации рабочего дня: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

5. Контроль. Получая какой-либо результат, его сравнивают с поставленной целью – если результат соответствует запланированному, то трудовой процесс идет в заданном направлении, если же нет, то надо либо корректировать течение трудового процесса, либо пересмотреть цели. Таким образом, контроль над результатами служит для оптимизации трудового процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационная структура предприятия. Определение. Типы организационных структур (схемы). Требования, предъявляемые к организационным структурам. Факторы, влияющие на организационные структуры.

 

Под организационной структурой предприятия  понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения  по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Выбор организационной структуры  управления, в наибольшей степени, отвечающей целям предприятия и учитывающей  конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков  различных типов организационных  структур.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда  в сфере управления и оказывает  активное воздействие на процесс  функционирования предприятия. Чем  совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность работы предприятия.

Организационные структуры определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:

  • масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
  • производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
  • характер производства (массовый, серийный, единичный);
  • сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
  • квалификация работников.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования, предъявляемые к организационной структуре, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления в целом.

Построение организационных  структур управления осуществляется с  учетом следующих принципов:

  • соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
  • единство структуры и функции управления;
  • первичность функции и вторичность органа управления;
  • рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
  • соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
  • комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
  • соответствие системы сбора и обработки информации в организационной структуре управления.

Информация о работе Раскрыть личные качества менеджера. Стили руководства. Что такое самоменеджмент?