Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:06, реферат
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности как научно-технической, технологической, учетной, финансовой.
В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Введение
1. Подходы к управлению организацией…………………………………………………..4
1.1 Процессный подход в управлении……………………………………………………..4
1.2 Системный подход в управлении ……………………………………………………...5
1.3 Ситуационный подход в управлении ………………………………………………….6
2. Синергетика в менеджменте……………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………………13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
РУКОВОДИТЕЛЬ
доц., к.т.н. |
А.Ю. Гулевитский | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ |
по дисциплине: МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. |
|||||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Подходы к
управлению организацией………………………………………………
1.1 Процессный
подход в управлении……………………………………………………
1.2 Системный подход в управлении ……………………………………………………...5
1.3 Ситуационный подход в управлении ………………………………………………….6
2. Синергетика
в менеджменте…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Содержание управленческого
труда раскрывается в процессе управления,
состоящем из цикличного повторения функций
или определенных видов управленческих
работ, выполняемых в таких видах производственной
деятельности как научно-технической,
технологической, учетной, финансовой.
В настоящее время
известно четыре важнейших подхода, внесших
существенный вклад в развитие теории
и практики управления.
Процессный
подход рассматривает
управление как непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций.
В системном
подходе подчеркивается
то, что руководители должны рассматривать
организацию как совокупность взаимозависимых
элементов, таких как люди, структура,
задачи и технология, которые ориентированы
на достижение различных целей в условиях
меняющейся внешней среды.
Ситуационный
подход концентрируется
на том, что пригодность различных методов
управления определяется ситуацией. Поскольку
существует такое обилие факторов как
в самой организации, так и в окружающей
среде, нет единого, «лучшего» способа
управлять организацией. Самым эффективным
методом в определенной ситуации является
тот, который наиболее соответствует данной
ситуации.
В 1981 г. американский
профессор Уильям Оучи предпринял попытку
создания единого подхода к управлению.
Он пришел к выводу, что может быть предложен
эффективный тип японского подхода к управлению.
Исходным пунктом его концепции является
положение о том, что человек является
основой любой организации, и от него в
первую очередь зависит успех ее функционирования.
Им были сформированы основные положения
и правила управления людьми, опираясь
на которые, можно добиться эффективного
управления.
Так, например, идеи
теории «Z» сводятся к следующему: долгосрочный
наем кадров; групповое принятие решений;
индивидуальная ответственность; медленная
оценка кадров и их умеренное продвижение;
всесторонняя забота о работниках. Анализ
теории и практики управления различными
объектами позволяет установить необходимость
применения к менеджменту 13 научных подходов.
Стремительные технологические инновации, особенно в области компьютерной техники и коммуникаций, сделали бизнес-среду изменчивой и непредсказуемой. Сталкиваясь с новой действительностью, лидеры и менеджеры обнаруживают, что их основополагающие теории и прославленные бизнес-модели становятся неэффективными. Теоретики и практики менеджмента осознали где-то в 80-е годы прошлого века, что традиционные иерархические модели и модели «часового механизма», позволяющие предсказывать и контролировать, требуют замены на более органические модели и нелинейный путь мышления.
Синергетика (теория сложных систем) — научное направление, изучающее законы самоорганизации систем различной природы. Самоорганизацией будем называть системное явление самопроизвольного возникновения и автономной поддержки сложных структур, порядков и согласованного поведения. Новый подход к управлению организациями, о котором пойдет речь в этой статье, ориентирован на распознавание, запуск и поддержку самоорганизующих тенденций.
1.1 Процессный подход в управлении
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, актуальна и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами классической школы управления, что применялось ими при описании функций управления. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых представляет собой процесс, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации и контроля. Функция планирования по своей сути отвечает на три следующих вопроса:
Где организация находится в настоящее время?
Куда организация хочет двигаться?
Как она собирается это сделать?
Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование - это непрерывный процесс, что обусловлено неопределенностью окружения организации.
Организация – это создание некой структуры для эффективного достижения целей организации. Это, прежде всего, разделение организации на уровни управления и функциональные области.
Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно плану.
Контроль – это процесс того, что организация действительно достигает своих целей.
Существует три аспекта управленческого контроля – это установление стандартов, измерение того, что в действительности было достигнуто, и действия по устранению отклонений от стандартов, если они есть.
Все четыре функции – планирование, организация, мотивация и контроль, имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация.
Принятие решений – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация – это обмен информацией между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми зависит от того, насколько четкими и честными являются межличностные отношения.
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, а не набор каких-то руководств или принципов для управляющих.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Существуют два относительных типа систем – закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Все организации являются открытыми системами. Основная проблема менеджмента открытых систем – зависимость организации от обеспечивающих средств ее существования, условий внешней среды.
Данный подход предлагает схему, позволяющую осознать проблемы организаций. Она определяет процессы ввода и вывода, процессы изменения и обратную связь. Она подчеркивает отношения между организацией и внешней средой: организация должна удовлетворять потребности внешней среды, что позволяет получать поддерживающие организацию ресурсы. Задачей менеджмента является поддерживание этих связей. Обратная связь относится к информации о работе системы. В управлении обратная связь позволяет выполнять корректирующие действия.
Еще одна основная идея системного подхода – понятие подсистем или системных уровней.
Помимо учета воздействий внешней среды системный подход позволяет нам избегать упрощений, он выделяет связи между системами и предупреждает менеджмент о возможности влияния последствий одной системы на другую.
Одна из разновидностей теории систем – концепция социотехнической системы. Основной вклад в ее разработку внесли в 1950 г. Эрик Трист и Кен Белфорт из Тэвистакского института человеческих отношений (Лондон). Наиболее известное исследование этих ученых – анализ попытки механизации добычи угольной промышленности Великобритании.
Это исследование подтвердило, что организация - это социотехническая система, представляющая сочетания материальной технологии и социальной организации (людей, отношений, конституционных установок).
Социальная система охватывает человеческие стороны бизнеса; техническая система связана с машинной и информационной системами и используемыми организацией вещественными средствами труда.
Общий смысл теории систем состоит в том, что при разработке любого вида систем следует учитывать взаимозависимость между ее отдельными элементами.
Дальнейшее развитие подхода к организации как к открытым системам – это ситуационный подход. Большой вклад в его создание внесли Дж.Вудворд, Т.Бернс в Великобритании и П.Лоренс и Дж.Лорнс в США. Основной аспект этого подхода – адаптация внутренних структур и процессов организации к условиям внешнего мира; в них рассматриваются ситуационные факторы, которые необходимо учитывать руководителям при принятии решения о структурировании организаций.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достигнуть целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, на определении того, каковы значительные переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно представить как четырех шаговый процесс:
Успехи и неудачи ситуационного подхода в значительной степени проявляются на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияния. Если их не определить правильно, то и применяемый метод управления не даст желаемого успеха. Этих ситуационных переменных достаточно много и сложно их выделить, но, тем не менее, существуют теории, в которых они выделены, и определено их влияние на организации в целом и на ее отдельные элементы, в частности это ситуационные теории лидерства. Толчком к дальнейшему развитию этой теории послужила знаменитая работа Т.Питерса и Р.Уотермана «В поисках совершенного» (1982 г.), в основу которой были положены результаты исследовательского проекта консультационной компании Мак Кинзи. Они обнародовали причины успеха сорока трех, как они считали, великолепно управляемых американских компаний и выделили восемь переменных элементов организации предопределяющих их успех.