Разработка организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Вагонное хозяйство железных дорог России представляет собой одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта. Оно включает в себя вагонный парк, а также комплекс технических средств для его содержания и ремонта. Предприятие, созданное для ремонта и эксплуатации нетягового подвижного состава, называется вагонным депо. Депо предназначено для ремонта и экипировки вагонных узлов, деталей и самих вагонов. На базе вагонного депо организована и обеспечивается подготовка вагонов к перевозкам, а также техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
4
1. Обоснование……………………………………………………………….
5
1.1. Характеристика производственной структуры………………………..
5
1.2. Характеристика трудовых ресурсов…………………………….……..
7
2. Расчетная часть……………………………………………………………
11
2.1. Определение числа уровней и общей схемы организационной структуры……………………………………………………………….

11
2.2. Определение числа уровней организационной структуры управления………………………………..….…………………………

13
2.3. Штатное расписание………………………..….………………………..
15
3. Расчет эффективности структуры управления………………………….
16
Заключение………………………..….………………………………………
17
Список использованных источников……..….…………

Файлы: 1 файл

Курсак Слюсаренко.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

Справ. №


Перв. примен.

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Лист

Дата

Подпись и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подпись и дата

Инв. № подл.

 

             


Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

РАЗРАБОТКА  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Пояснительная записка

 

 

 

 

 

Руководитель                      __________             Н. В. Ильина

                                                      подпись, дата 

 

Студент  гр. ФТ 08 - 06       __________           В.И. Слюсаренко

                                                           подпись, дата 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

  4

1. Обоснование……………………………………………………………….

  5

1.1. Характеристика производственной  структуры………………………..

  5

1.2. Характеристика трудовых ресурсов…………………………….……..

  7

2. Расчетная часть……………………………………………………………

11

2.1. Определение  числа уровней  и общей схемы организационной  структуры……………………………………………………………….

 

11

2.2. Определение числа уровней организационной структуры    управления………………………………..….…………………………

 

13

2.3. Штатное расписание………………………..….………………………..

15

3. Расчет эффективности структуры  управления………………………….

16

Заключение………………………..….………………………………………

17

Список использованных источников……..….……………………………..

18

Приложение А………………………………………………………………..

19

Приложение Б ………………………………………………………………..

?


 

Приложение А – Должностная инструкция.

Приложение Б – штатное расписание   

ВВЕДЕНИЕ

Управление предприятием является  целенаправленной координацией производственной деятельности человека и важной организационной  функцией в интересах достижения определенных результатов.

 Организационная структура  управления – это форма разделения  труда по управлению производством.  В результате разделения труда  каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного  набора функции управления или  работ. Выполнение последних должно  приводить к достижению заданных  условий. Для выполнения функции  подразделения, должностные лица  наделяются определенными правами  на распоряжение ресурсами и  несут ответственность за выполнение  функции, достижение поставленных  целей. 

Вагонное хозяйство железных дорог  России представляет собой одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта. Оно включает в себя вагонный парк, а также комплекс технических средств для его содержания и ремонта. Предприятие, созданное для ремонта и эксплуатации нетягового подвижного состава, называется вагонным депо. Депо предназначено для ремонта и экипировки вагонных узлов, деталей и самих вагонов. На базе вагонного депо организована и обеспечивается подготовка вагонов к перевозкам, а также техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов.

Производственная структура вагонного  депо определяется составом производственных подразделений, их взаимным расположением, а также нормами технологической  взаимосвязи. Тип вагонов, на которых  специализировано депо, определяет состав производственных участков и отделений, необходимых для ремонта его  узлов и деталей.

В данной работе произведена оценка, стоит ли вносить изменения в существующую структуру вагонного депо на станции Красноярск – Пассажирский. Полное название ОАО «ФПК», Енисейский филиал, Пассажирское вагонное депо Красноярск.

 

1. Обоснование.

1.1. Характеристика производственной  структуры.

Для обеспечения  потребности в первую очередь  ОАО «ФПК», инфраструктуры  ОАО  «РЖД», а так же других собственников  пассажирских вагонов в ремонте  подвижного состава на станции Красноярск – Пассажирский действует пассажирское вагонное депо. Депо выполняет ремонт вагонов в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 и  деповской ремонт. Так как Красноярск – Пассажирский является сортировочной станцией, на вагонное депо возложены функции формирования местных поездов, экипировки вагонов и обеспечения их проводниками.

Для того, чтобы депо могло выполнять перечисленные выше задачи, в его составе функционируют следующие производственные участки и подразделения:

      • Вагоносборочный;
      • Ремонта тележек;
      • Колесно-роликовый (включает в себя Отделение ремонта редукторно-карданного привода);
      • Контрольный пункт автотормозов;
      • Ремонта и изготовления деталей;
      • Неразрушающего контроля узлов и деталей пассажирских вагонов;
      • Ремонта и обслуживания технологического оборудования (включает в себя Отделение материально-технического обеспечения);
      • ПТО пассажирских вагонов;
      • По обслуживанию оборудования в поездах;
      • Ремонта и обслуживания внутреннего оборудования;
      • Единой технической ревизии и текущего отцепочного ремонта;
      • Транспортный;
      • Котельная;
      • Формирования пассажирских поездов;
      • Резерв проводников пассажирских вагонов;

Все эти подразделения выполняют  основные функции депо. А для их функционирования организованы следующие  отделы:

    • Производственно–технический;
    • Организации, нормирования, оплаты и стимулирования труда;
    • Экономический отдел;
    • Управления персоналом и социального развития;

Для управления указанными выше структурами и организации  их работы, необходимо высшее руководство  депо, в которое входят:

    • Начальник депо;
    • Главный инженер;
    • Заместители начальника пассажирского вагонного депо;
    • Главный механик;
    • Главный энергетик;
    • Секретарь начальника депо.

Таким образом, вырисовывается структура вагонного депо Красноярск. На рисунке 1.1 показана структурная схема управления депо, предоставленная мне самим депо. Эта схема, на мой взгляд, не совсем корректна и для большей наглядности я представил на рисунке 1.2 измененную схему.

В данной работе выполнена проверка соответствия организационной структуры  депо нормам управляемости и сделаны выводы, нужна оптимизация структуры или нет.

Текущее руководство различными сторонами  деятельности предприятия, взаимодействие с вышестоящими структурами осуществляет начальник депо. Он делегирует полномочия своим заместителям и начальникам  отделов. Первым заместителем начальника традиционно является главный инженер. В его подчинении находятся главный энергетик, главный механик. И хотя они подчинены ему линейно, выделять их в отдельный уровень не имеет смысла, так как кроме них никто в него не войдет. Начальники отделов находятся в непосредственном подчинении начальника депо. Заместители начальника осуществляют управление производственными участками, которые являются основными  производственными единицами. Внутри участков управление осуществляется мастерами участков на основе единоначалия. В его подчинении находятся мастера смены.

 

1.2. Характеристика трудовых ресурсов.

В депо трудятся 1380 штатных единиц. Работники разделяются на 2 категории:

  1. Работники физического труда - 1220;
  2. Работники умственного труда – 160.

При определении  квалификации рабочих используется разрядная система.

Сменность работы депо равна двум. Хотя сами специалисты  и производят расчеты для 1 смены, думаю, целесообразно принять количество смен равное двум, так как довольно много производственных процессов требуют круглосуточной работы. Например, подготовку вагонов к отправлению нужно проводить и ночью (зарядка аккумуляторов, проверка электрооборудования, проверка ходовых частей и т.д.).

Менеджеры всех звеньев, специалисты отделов  и делопроизводители работают по пятидневной неделе и восьмичасовому рабочему дню (с ). Мастера смен, бригадиры и рабочие производственных участков имеют график работы 2/2, 11-часовой рабочий день (с ). Кроме того, на каждом участке выходит в ночные смены необходимое число работников для обеспечения деятельности депо ночью. Как правило, это один человек от бригады.

Рассматриваемое предприятие имеет форму ОАО, точнее его филиала с управлением  в Москве. Специфика железнодорожных  предприятий такова, что заинтересованность работников в увеличении производительности труда всегда была и, скорее всего, будет  на очень низком уровне. Это объясняется  не только ментальностью населения, но и манерой управления. Беря во  внимание то, что качество выполненной работы вагонного депо напрямую влияет на безопасность пассажиров, экологическую безопасность и соблюдение графика движения, необходимо увеличивать заинтересованность работников в качестве выполняемых работ, а так же в ее объемах. Сделать это можно с помощью материальной мотивации и ужесточении наказаний за брак и халатность. 

Техническая оснащенность депо, как и у множества предприятий в России, оставляет желать лучшего.

Учитывая специфику отрасли, необходим постоянный и очень строгий контроль брака в работе и контроль над кадрами. Очень важным аспектом при организации работы в депо является техника безопасности, так как потенциально опасных для жизни зон в нем, пожалуй, больше, чем во многих других предприятиях.

В качестве совершенствования структуры управления следует пересмотреть некоторые линейные связи и указать на схеме функциональные связи.

 

2. Расчетная часть.

2.1. Определение  числа уровней  и общей схемы организационной  структуры.

Организационная структура управления предприятием – это состав, взаимосвязи и  совокупность производственных единиц аппарата управления.

Все единицы  предприятия составляют организационную  структуру.

Самостоятельное структурное подразделение –  это административно обособленная часть аппарата управления, выполняющая  определенную функцию.

Звено управления – это одно или несколько подразделения  предприятия, которые могут не иметь  административного объединения, но выполняют обособленную функцию  управления предприятием. Звено не ограничено какими-либо размерами и  имеет условное значение объединения  подразделений для разделения функций управления в областях планирования, регулирования деятельности и т.д.

Управляющая ячейка – отдельный работник управления, на которого возложены одна или несколько  специализированных функций управления.

Организационная структура депо имеет пирамидальный  характер с тремя уровнями управления:

  1. Высшее звено управления – начальник депо;
  2. Среднее звено – заместители и начальники отделов;
  3. Низшее звено – мастера участков (руководители производственных участков).

Структуры отдельных производственных участков стоит рассматривать отдельно. В них так же имеет смысл применить три уровня управления (рис.2.1).

 

 

МАСТЕРА УЧАСТКОВ



МАСТЕРА СМЕНЫ



 

БРИГАДИРЫ



 

Рисунок 2.1. – Схема линейного подчинения внутри участка.

Если  производственный участок включает в себя отделение, руководство отделением осуществляется еще одним мастером участка, в составе участка.

Подразделение на уровни имеет иерархический характер. Данное разделение создается с целью придания устойчивости организационной структуре, позволяет предохранить управляющие органы от конфликтных ситуаций, возникающих из-за соподчиненности работников и подразделений между собой. С другой стороны, это централизует систему контроля управленческих функций, позволяя своевременно и оперативно реагировать на какие-либо события, возникающие во время деятельности предприятия.

Но должно иметь место функциональное подчинение, ведь невозможно организовать работу более или менее крупного предприятия, выстраивая только линейное подчинение. К примеру, работник, непосредственно  подчиняющийся мастеру вагоносборочного производственного участка, обязан подчиняться производственно-техническому отделу в вопросах охраны труда или, например, электробезопасности.

 

2.2. Определение числа уровней  организационной структуры управления.

Информация о работе Разработка организационной структуры управления предприятием