Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:13, контрольная работа
Исходя из актуальности и разработанности вопроса, целью данного исследования является разработка основных направлений совершенствования системы управления карьерой персонала при приеме специалистов в ОАО КБ «Акцепт».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
рассмотреть понятие, виды деловой карьеры;
рассмотреть процесс управления карьерой с точки зрения системного подхода;
изучить отечественный и зарубежный опыт управления карьерой;
проанализировать трудовой потенциал ОАО КБ «Акцепт»;
провести анализ процесса управления карьерой специалистов в ОАО КБ «Акцепт»;
Таблица 2.2.
Показатели внешнего движения персонала в ОАО КБ «Акцепт» за 2008-2009гг.
год |
Численность прибывших (чел.) |
Численность Выбывших (чел.) |
Коэффициент оборота по приему, % |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
2008 |
54 |
19 |
15,9 |
5,6 |
2009 |
72 |
43 |
19,2 |
11,5 |
2010 |
60 |
52 |
14,8 |
12,8 |
Коэффициент оборота кадров по приему вырос в 2009 г., а в 2010 г. – снизился (табл. 2.2.). Коэффициент оборота кадров по выбытию на протяжении всего рассматриваемого периода имел тенденцию к росту.
Таким образом, трудовой потенциал банка характеризуется высоким образовательным потенциалом, тенденцией к омоложению персонала и ростом сотрудников проработавших в организации менее 1 года и от 1 до 3 лет. Данные тенденции сочетаются с ростом текучести кадров. В связи с этим перед банком стоит задача в эффективном управлении карьерой специалистов, что позволит снизить уровень текучести кадров, повысить мотивацию к труду и конкурентоспособность персонала.
Рассмотрим сложившуюся систему управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт" на примере специалистов, поскольку они являются самой многочисленной категорией персонала и важнейшим звеном в осуществлении деятельности банка.
Исходя из анализа трудового потенциала банка, основные цели управления карьерой можно сформулировать следующим образом:
Система управления карьерой специалистов в ОАО КБ "Акцепт" выглядит следующим образом. Схематично этапы управления карьерой в банке представлен на рис. 2.2.
Рис.2.2. Этапы управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт"
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Для специалистов возможны следующие варианты управления карьерой:
Главным инструментом управления карьеры, с точки зрения повышения ценности и конкурентоспособности персонала, является обучение персонала. Процесс обучения регламентируется специально разработанным положением об организации обучения персонала. Целью обучения персонала является восполнение дефицита между имеющимися у них знаниями и навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям работы в настоящий момент.
Формы обучения специалистов представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Формы обучения специалистов в ОАО КБ "Акцепт"
Категория персонала |
Формы обучения |
Регулярность обучения |
Специалисты, не занятые обслуживанием клиентов |
- Внебанковское обучение в - Стажировка в подразделениях банка; - Самообучение на рабочем месте; - Наставничество |
1 раз в 3 года |
Специалисты, занятые обслуживанием клиентов |
- Внутрибанковское обучение; - Стажировка в подразделениях банка; - Самообучение на рабочем месте; - Наставничество |
1 раз в год |
Тематика обучения определяется отделом по работе с персоналом на основе результатов аттестации, в процессе которой руководители структурных подразделений предлагают форму обучения и возможные направления обучения.
После любой формы обучения проводится оценка результатов, осуществляемая лицом, проводимым сам процесс обучения в форме контрольных испытаний. Проводится сразу после завершения обучения либо через определенное время. По результатам оценки обучаемый получает сертификат, удостоверение или иной документ, свидетельствующий о прохождении обучения.
Обучение оказывает большое влияние на процесс управления карьерой, поскольку в условиях быстрого роста технологий знания устаревают и требуется постоянное их обновление, что повышает профессиональный уровень специалистов. К тому же обучение является базой для перемещения персонала в организации (по вертикали и по горизонтали).
Вертикальное и горизонтальное перемещение сотрудников банка используется как инструмент управления карьерой только самых инициативных, перспективных и выдающихся работников, что оценивается в ходе аттестации.
Вертикальное перемещение предполагает продвижение сотрудника по организационной иерархии. Рассмотрим на примере должности экономист операционного отдела (Рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Вертикальное развитие карьеры.
Продвижение по вертикали предполагает усложнение профессиональных функций с ростом разряда. Рост разряда может произойти только в случае соответствия требованиям к должности, к тому же он проходит последовательно, перепрыгнуть через ступень невозможно. Например, чтобы экономисту получить должность старшего экономиста необходимо проработать в банке не менее 2 лет, иметь высшее образование, обладать требуемыми знаниями и навыками. Требования к должности прописаны в должностных инструкциях. Соответствие требованиям к должности проверяется посредством аттестации персонала
Особая роль при вертикальном развитии карьеры отводится формированию кадрового резерва руководителей, в который сотрудник зачисляется также на основании проведения аттестации персонала.
Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:
1. Составление
прогноза предполагаемых
2 Определение кандидатов в резерв на основе проведенной аттестации.
4. Принятие решения о включении в резерв.
В организации нет возможности обеспечить всем сотрудникам вертикальный рост. В связи с этим банк предлагает возможность продвижения по горизонтали (Рис.2.4).
Рис.2.4. Горизонтальное развитие карьеры.
В данном случае главным инструментом продвижения является стажировка в других подразделениях банка.
Таким образом, главным инструментом управления карьерой специалистов является оценка их деловых и личных качеств, на основе которой определяется потребность в обучении и целесообразность перемещения сотрудника на другое рабочее место.
Рассмотрим как процесс управления карьерой в организации реализуется на практике, с помощью анализа статистических данных, представленных в табл.2.4.
Таблица 2.4
Охват специалистов ОАО КБ "Акцепт" мероприятиями
по управлению карьерой.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность специалистов, всего |
237 |
263 |
275 |
Численность специалистов прошедших обучение |
122 |
163 |
188 |
Из них: |
|||
Внебанковское обучение |
20 |
35 |
40 |
Внутрибанковское обучение |
60 |
70 |
60 |
Стажировка в другом подразделении банка |
10 |
13 |
15 |
Самообучение |
5 |
3 |
8 |
Наставничество |
27 |
42 |
60 |
Численность специалистов охваченных вертикальным и горизонтальным перемещениями |
32 |
33 |
31 |
Из них: |
|||
Численность специалистов повышенных в должности |
17 |
20 |
15 |
Численность специалистов переведенных на должность руководителя |
5 |
3 |
4 |
Численность специалистов переведенных в другое подразделение |
10 |
10 |
13 |
Из представленных данных видно, что доля специалистов прошедших обучение за рассматриваемый период ежегодно увеличивалась как в целом, так и по отдельным направлениям обучения. При этом численность специалистов охваченных вертикальным и горизонтальным перемещением за рассматриваемый период остается на одном уровне, но по отношению к общему числу специалистов их доля уменьшается.
В качестве показателей, характеризующих эффективность управления карьерой в коммерческом банке, рассмотрим следующие показатели:
- текучесть специалистов;
- коэффициент продвижения в должности - отношение получивших повышение специалистов к общему числу специалистов;
- занятие освободившихся
ключевых должностей
Таблица 2.5.
Показатели эффективности управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт"
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Текучесть специалистов (чел.) |
15 |
35 |
39 |
Коэффициент текучести (%) |
6,3 |
13,3 |
14 |
Коэффициент продвижения в должности (%) |
13,5 |
12,5 |
11,3 |
Количество освободившихся ключевых должностей занятых сотрудниками банка |
32 |
33 |
31 |
Количество освободившихся ключевых должностей занятых принятыми со стороны |
15 |
35 |
40 |
Итак, из табл.2,5 следует, что текучесть среди специалистов высокая. За рассматриваемый период она увеличилась с 6,3% до 14%. При этом резкий рост наблюдается с 2009г., что обусловлено оживлением экономики после кризиса 2008г. Коэффициент продвижения в должности за три года уменьшился с 13,5% до 11,3%, что может говорить о снижении активности кадровой службы в вопросах управления карьерой, либо недостатком специалистов, способных занять должности. При этом из данных по количеству освободившихся должностей занятых специалистами банка и принятыми со стороны видно, что банк удовлетворяет свои потребности как путем собственных сотрудников, так и с помощью внешнего рынка труда. Причем растет тенденция удовлетворения потребностей в кадрах за счет внешнего рынка труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система управления карьерой не достаточно эффективна, поскольку не достигнуты цели управления карьерой в банке.