Разработка стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 4
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 4
3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 8
4.МИССИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ 15
5. SWOT-анализ 16
6. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

При самом обобщенном и в то же время  при самом углубленном понимании  роль миссии организации состоит  в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию извне. Более того, миссия позволяет сконцентрировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации.

В узком  понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для  чего или по какой причине существует организация,т.е. миссия понимается как  утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссией предприятия ОАО «Невьянский  цементник» как и у большинства  предприятий является получение  прибыли.

Ключевые  цели предприятия не очень ясны, но, судя по всему, они совпадают с целями хозяина предприятия.

 

5. SWOT-анализ

Среди множества инструментов анализа  рыночной позиции предприятия одним  из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа  заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

SWOT-метод был разработан американскими экономистами и называется так по первым буквам английских слов, составляющих основное содержание анализа (Strength – достоинство, Weakness- недостаток, Opportunities –возможность, Threat- угроза).

SWOT - анализ включает в себя: исследование инфраструктуры предприятия (клиентура, поставщики, посредники, конкуренты) и исследование внутренней среды предприятия.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий  примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить  составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

    • выдающаяся компетентность;
    • адекватные финансовые ресурсы;
    • высокая квалификация;
    • хорошая репутация у покупателей;
    • известный лидер рынка;
    • изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
    • возможности получения экономии от роста объема производства;
    • защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
    • подходящая технология;
    • преимущества в области издержек;
    • преимущества в области конкуренции;
    • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
    • проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

    • нет ясных стратегических направлений;
    • ухудшающаяся конкурентная позиция;
    • устаревшее оборудование;
    • более низкая прибыльность, потому что…;
    • недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
    • отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
    • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
    • мучение с внутренними производственными проблемами;
    • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
    • отставание в области исследований и разработок;
    • очень узкая производственная линия;
    • слабое представление о рынке;
    • конкурентные недостатки;
    • ниже среднего маркетинговые способности;
    • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

    • выход на новые рынки или сегменты рынка;
    • расширение производственной линии;
    • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
    • добавление сопутствующих продуктов;
    • вертикальная интеграция;
    • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
    • самодовольство среди конкурирующих фирм;
    • ускорение роста рынка.

Угрозы:

    • возможность появления новых конкурентов;
    • рост продаж замещающего продукта;
    • замедление роста рынка;
    • неблагоприятная политика правительства;
    • возрастающее конкурентное давление;
    • рецессия и затухание делового цикла;
    • возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
    • изменение потребностей  и вкуса покупателей;
    • неблагоприятные демографические изменения.

Этот  список может быть дополнен другими характеристиками внешней и внутренней среды, отражающими конкретную ситуацию, в которой находится организация.

 

Возможности

1

2

3

Угрозы

1

2

3

Сильные стороны

1

2

3

Поле СИВ

Поле СИУ

Слабые стороны

1

2

Поле СЛВ

Поле СЛУ


  Рис.4  Матрица СВОТ

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.4).

На  пересечении блоков образуется четыре СИУ (сила и угроза); поля: СИВ (сила и  возможности); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть  все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Составим  матрицу SWOT для анализируемого предприятия. Для этого рассмотрим слабые и сильные стороны организации, а также ее возможности и угрозы.

Сильные стороны:

    • удобное месторасположение;
    • имеющийся трудовой потенциал;
    • современная технология;
    • новое руководство;
    • проведение маркетинговых исследований;
    • бюджетирование;
    • частичное самообеспечение ресурсами.

Слабые  стороны:

    • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
    • техпроцесс зависит от оборудования;
    • отсутствие организационной культуры;
    • высокая изношенность основных фондов;
    • финансовые затруднения;
    • слабый имидж предприятия;
    • не очень высокое качество продукции.

Возможности:

    • возможность выхода на рынок с новым продуктом;
    • возможность выхода на новые рынки;
    • в летний период имеется дефицит цемента на рынке;
    • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
    • самодовольство среди конкурентов.

Угрозы:

    • серьезный конкурент на рынке;
    • падение спроса на продукцию в зимний период;
    • изменение потребностей потребителей;

 

Установим связь между слабыми и сильными сторонами предприятия и его  возможностями и угрозами в форме  матрицы СВОТ (рис.5).

 

 

Возможности:

  1. возможность выхода на рынок с новым продуктом;
  2. возможность выхода на новые рынки;
  3. в летний период имеется дефицит цемента на рынке;
  4. возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
  5. самодовольство среди конкурентов.

Угрозы:

  1. серьезный конкурент на рынке;
  2. падение спроса на продукцию в зимний период;
  3. изменение потребностей потребителей;

 

Сильные стороны:

  1. удобное месторасположение;
  2. имеющийся трудовой потенциал;
  3. современная технология;
  4. новое руководство;
  5. проведение маркетинговых исследований;
  6. бюджетирование;
  7. частичное самообеспечение ресурсами.

 

1СИ-1В, 1СИ-2В, 1СИ-3В, 1СИ-4 В, 1 СИ-5 В

2СИ-1В, 2 СИ-3В, 2СИ-4В

3 СИ-1 В, 3 СИ-2В, 3СИ-3В, 3СИ-4В

4СИ-1В,4СИ-4В,4СИ-5 В

5СИ-1В, 5СИ-2 В, 5СИ- 4В, 5СИ-5 В

6СИ-4 В

7СИ-1В, 7СИ-2 В,7 СИ-3 В,7 СИ-4 В,7СИ-5В

 

1СИ-1У

 

2 СИ-2У, 2 СИ-2У, 2СИ-3У  

 

3СИ- 1У, 3СИ-3У 

 

4СИ-1 У,4 СИ-2У,4СИ-3 У,

5СИ-1 У, 5СИ-2У, 5СИ-3У

6СИ-2У,6СИ-3У

7СИ-1У,7СИ-2 У

Слабые стороны

  1. уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
  2. техпроцесс зависит от оборудования;
  3. отсутствие организационной культуры;
  4. высокая изношенность основных фондов;
  5. финансовые затруднения;
  6. слабый имидж предприятия;
  7. не очень высокое качество продукции.

 

1СЛ-4 В, 1СЛ-2В, 1СЛ-3В, 1СЛ-4 В, 1СЛ-5В

 

2 СЛ-1В,2 СЛ-2В, 2 СЛ-4 В

3 СЛ-4 В 

 

4 СЛ-2 В, 4 СЛ-4 В, 4 СЛ- 5В

5СЛ-1В,5 СЛ-2В, 5СЛ-3В,5СЛ-4В

6СЛ-1В, 6СЛ-2 В, 6СЛ-4В.6СЛ-5В

7СЛ-4В,7СЛ-5В

 

1СЛ-1У, 1СЛ-3У

 

 

2 СЛ-1У,2СЛ-2У

 

3СЛ-2У,3СЛ-3У

 

4СЛ-1У,4СЛ-2У,4СЛ-3У

 

5СЛ-1У,5СЛ-2У,5 СЛ-3У

6СЛ-1У

 

7СЛ-1У,7СЛ-2У


 

Рис.5  Матрица SWOT ОАО  «Невьянский цементник»

 

Исходя  из данной матрицы можно сделать  следующие выводы:

    • В отношении тех пар, которые находятся в поле СИВ следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
    • Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
    • Для пар, находящихся на поле СИУ,  стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.
    • Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что  возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.  Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

6. АНАЛИЗ  СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Стратегия – это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на том:

  • что организация делает и чего не делает;
  • что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Из  всего множества существующих типов  стратегий для анализируемого предприятия  я предлагаю использовать стратегию  изменения организационной культуры как способа улучшения деятельности предприятия в настоящий момент и в будущем.

Формирование  и изменение организационной  культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области организационной культуры считает, что существует пять первичных  и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии  с его концепцией к первичным относятся следующие факторы.

Информация о работе Разработка стратегии предприятия