Развитие человеческих ресурсов. Человеческие ресурсы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:19, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что «человеческий ресурс» играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий ресурс – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческие ресурсы. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, здравоохранение, географическая мобильность, поиск информации и другие важные факторы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРЕТ Развитие человеческих ресурсов.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

   8) экологический фактор (приобретает все большее значение).

Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.[5,6]

Для каждой отрасли промышленности характерен свой набор и сочетание основных факторов, влияющих на ее размещение.

Изучение размещения и развития производительных сил опирается на довольно широкий круг методов и способов, позволяющих выявить закономерности и определить наиболее рациональный вариант размещения и развития производительных сил.

 

1.5 Потенциал трудовой активности населения России. Тенденции

изменения численности экономически активного населения в ближайшем

будущем.

 

Современные условия хозяйствования ставят перед предприятиям новые задачи, связанные с необходимостью выявления дополнительных источников повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и увеличения прибыльности предприятия. Одним из таких источников является рост качественных характеристик трудового потенциала.

Ситуация в сфере реализации трудового потенциала отражает общее положение в экономике.

Производительность труда и аналогичные  экономические категории , призванные характеризовать трудовую aктивность, в современных условиях далеко не всегда отражают реальное положение дел в силу неадекватности и прошлой, и нынешней экономической статистики. Более надежным для этих целей будет применение индикаторных показателей - например интенсивности “жизненных миграций”, которые, как было показано выше, свойственны именно самым aктивным и трудоспособным контингентам населения. Используя показатели высокой доли пришлого населения и, одновременно, высокой численности покинувших регион местных уроженцев, можно классифицировать регионы страны по уровню подвижности населения и, соответственно, провести более надежное их ранжирование по степени трудоспособности aктивного населения.

Максимальное значение трудового потенциала характерно для Ямaло-Ненецкого и Хaнты- Мaнсийского округов, Москвы, северной группы регионов Дaльневосточного района. Повышенный уровень трудовой aктивности населения характерен для Ленинградской области с Санкт-Петербургом, европейского и средне-сибирского Севера. Именно здесь самые высокие заработки, максимальна aктивность сферы обслуживания и мелкого бизнеса. Соответственно, в современных условиях основные контингенты населения этих регионов наиболее пластичны и подготовлены к резким изменениям. Это именно те кадры, которые хотят и способны легко приспосабливаться к новым условиям. В демографическом плане эти регионы отличаются нестабильной структурой с преобладанием населения трудоспособных возрастов, зачастую - преимущественно мужского.

Практически во всех старопромышленных регионaх Европейской чaсти страны (Ярослaвскaя, Ивaновскaя, Владимирская, Нижегородская, Сaмaрскaя) доля занятого или ищущего рaботу нaселения превышает 50%. Регионы центральной России, имеющие наиболее гармоничную структуру социума, характеризуются сбалансированностью активного и пассивного населения, в том числе высокой численностью стариков. Проявлением именно этой сбалансирования является повышенный уровень активности жизненных миграций населения. Лишь в полосе лесостепных областей черноземного центра и среднего Поволжья небольшое снижение активности жизненных миграций начинает отражать появление признаков консервативности социальной структуры.

Минимальный потенциал трудовой активности имеют регионы с большой численностью в структуре населения детей (Северный Кавказ, юг Сибири). Высокий консерватизм социальной структуры на Северном Кавказе не обеспечивает активному населению достаточного применения на местах постоянного проживания. Поэтому они вынуждены искать приложение своей активности в других регионах России, возвращаясь, однако, на историческую родину после самореализации. Именно с этой, исключительно кавказкой, спецификой связана низкая активность жизненных миграций, отмечаемая в этом регионе.

Важнейшей проблемой наличных человеческих ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

 

 

Глава 2. «Человеческие ресурсы» РФ: концепция развития и использования.

2.1. «Человеческие ресурсы»  нового типа. Проблемы развития  и рационального использования  «человеческих ресурсов».

«Человеческие» и «трудовые» ресурсы тесно взаимосвязаны и по сути являются одним и тем же, так как основным источником их существования является человек. Следовательно,  далее в работе они будут рассмотрены как одно целое.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности.[1]

Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.

Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.

В области совершенствования человеческих ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.

Разработка, использование и развитие высоких технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие человеческих ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования человеческих ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть сначала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.

Для России очень важно систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - человеческих ресурсов будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают низшее положение по оплате труда.

Особое внимание в нашей стране должно быть уделено тому, что возглавляемая государством политика человеческих ресурсов в ведущих капиталистических странах (США, Япония, Франция, Великобритания, Швеция и др.) проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества.

Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.

Распределение и использование человеческих ресурсов необходимо исследовать в  достаточной  связи  с  техническим  прогрессом.  В  настоящее  время  нет республики, где  бы  проблемами  человеческих  ресурсов  не  занимались  крупные научные коллективы. Всё это свидетельствует о огромном значении взаимосвязи человеческих ресурсов с рациональным их размещением. Примером не рационализма: размещение предприятия на большом расстоянии от рынка сбыта, недоступность предприятия и т.п. По этому очень важно размещать трудоемкие производства в городах с высоким показателем труда и одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи. С другой стороны само наличие или отсутствие населения на той или иной территории является фактором, способствующим развитию производства или, наоборот, тормозящим его.

Из всего сказанного следует вывод, что взаимосвязь человеческих ресурсов с размещением, а в последствии, их рациональным использованием является задачей индивидуальной, а так же ввиду большой территории нашего государства должна строго районироваться с целью повышения эффективности.

2.2 Проблемы политики интеллектуализации  труда

Продуманная и целенаправленная политика развития человеческих ресурсов высшего типа способна дать огромный эффект и в нашей стране. Она разделяется на два этапа:

Подготовка человеческих ресурсов в системе традиционного образования (дошкольные учреждения, школы, младшие колледжи, ВУЗы, аспирантура).

Фирменная подготовка, предполагающая профессиональную специализацию и переподготовку кадров через собственные научные и учебные центры, специальные курсы с учетом технологической специфики конкретного производства.

Подбор адекватного показателя для характеристики такой тонкой сферы, как интеллектуальный потенциал общества является намного более сложным.

 В России средний уровень интелектуальной обеспеченности производства должен быть выше, a дифференциация между центрами и периферией не является столь выраженной.

Следует отметить, что предпринимательский сектор в развитых странах расходует на подобного рода обучение, как правило, столько же средств, сколько государство на школьное и вузовское образование, включая подготовку научных кадров. И этот шаг будет осуществим в нашей стране, если по примеру западных стран снять налогообложение на прибыль, идущую на развитие производства и человеческих ресурсов. Для решения поставленных задачи и для достижения цели проделанной работы следует выделить основные направления по улучшению и развитию использования человеческих ресурсов в нашей стране. Конкретно: обозначить условия развития человеческих ресурсов, выделить главные приоритеты на рынке труда для данного вида ресурсов и сделать вывод по проделанной работе.

2.3.Основные направления по улучшению и развитию использования человеческих ресурсов в РФ.

Развитие — это двойной процесс: в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Для выявления условий развития представим систему формирования человеческих ресурсов в виде управляющего объекта (подсистемы управления формированием человеческих ресурсов) и управляемого (персонал) (рис.2). Управляющая система включает деятельность государства, гражданского общества (ГО), общественных организаций (ОО), общественных движений (ОД) и самостоятельную работу человека, персонала.

Подсистема управления формированием человеческих ресурсов



Государство, ГО,ОО,ОД

 

Самодеятельность

 

Воздействие внешней среды


           2                                                1


Подсистема управления формированием человеческих ресурсов


 

Рисунок 2. Система формирования человека

1.каналы командной связи. 2 . каналы обратной связи.

Процесс развития как бы "пробивается", прокладывает себе дорогу сквозь многочисленные флуктуации, отклонения, изменения. И в той мере, в какой этот процесс направлен, целеустремлен, субъективно организуем, данные изменения могут аккумулироваться, интегрироваться, выстраиваться во внутренне обусловленную линию, траекторию жизненного пути человека.

Становление системы управления человеческими ресурсами осуществляется в процессе необратимого развития, однако представить его в виде вектора было бы слишком грубым приближением. Жизненные обстоятельства и внутренняя логика самодвижения предполагают возвраты, девиации, временный регресс, повторение пройденного, замедления и рывки, ускорения. Таким образом, развитие человеческих ресурсов представляется процессом движения по восходящей всей массы уже достигнутого содержания и обогащения новым.

Условием проверки готовности человека к активной жизнедеятельности и своеобразным "толчком" проявления человеческого фактора, всех источников саморазвития в человеке являются кризисные состояния. Кризис становится движущей силой развития человеческих ресурсов, когда момент нарушения равновесия, появления новых потребностей совпадает с узловыми моментами, поворотными пунктами жизненного пути человека, принятием решения, определяющего траекторию дальнейшего движения. Источником, движущей силой развития являются переломные, кризисные ситуации, требующие реставрации всей пространственно-временной структуры, нового отношения к себе и своей жизни, перестройки системы самоуправления.

Для управления человеческими ресурсами представляет интерес кризис как движущая сила саморазвития человека и управление этим процессом. Влияние, например, внешних факторов (экологического бедствия, социального потрясения), нарушающих привычный уклад жизни (устойчивые стереотипы), приводит одних к внутренним разрушающим противоречиям, а других — к пробуждению дремавших жизненных сил, к яркому раскрытию личности. Жизненный путь человека проходит в соответствии с жизненным замыслом, сценарием. Оказавшись в кризисной ситуации, он выбирает решения из многих вариантов. Кризис предполагает поливалентность, человек вынужден остановиться и оглянуться, осознать свое отношение к жизни как таковой, пройденному отрезку времени, собственному будущему. Оценка качества жизни, ее смысла и целей, мучительный выбор дальнейшего направления движения, ответственность перед собой и другими в индивидуальной жизни — таково только психологическое содержание кризиса. Угроза проекту будущей жизни, не позволяющая свернуть с отлаженного пути, приводит к осмыслению, корректировке планов, выбору новых стратегий достижения жизненных целей.

Информация о работе Развитие человеческих ресурсов. Человеческие ресурсы в России