Развитие и внедрение коучинг-менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Коуч-менеджмент - это управленческое поведение (стиль управления), которое помогает развить у сотрудников приверженность целям компании, творческий подход к выполнению поручений, повышает эффективность работы за счет самостоятельного решения работниками проблем, которые препятствуют достижению цели, увеличивает мотивированность на достижение результата.
В качестве важных результатов применения коуч-менеджмента в докладе предполагается рассмотреть следующие:
Коучинг позволяет добиться осознанности работником своих действий и ответственности за результат этих действий в индивидуальной и командной работе.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды коучинга 5
2. Коучинг в России 7
Проблемы коучинговых услуг на российском рынке 9
3. Условия внедрения коуч-менеджмента в компании 12
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Управление персоналом .docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ                            ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                               ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине                                                                                              «Управление персоналом».

на тему «Развитие и внедрение коучинг-менеджмента  в России».

 

 

 

Выполнил:                      

Проверил:                                                                      Алексеев С.И.

 

Москва 2013 г.

                                                     

Оглавление

Введение 3

1. Виды коучинга 5

2. Коучинг в России 7

Проблемы коучинговых услуг на российском рынке 9

3. Условия внедрения коуч-менеджмента в компании 12

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

Введение

Успешное  внедрение стандартов качества предполагает на уровне психологии работника изменение  его мышления, представлений о  смысле и содержании труда. На уровне организации в целом эта задача формулируется как создание такой  организационной культуры, которая  не только соответствует менеджменту  качества, но по принципу "рассола" производит изменения психологии каждого  приходящего в организацию работника, меняет способ мышления, когда непрерывное  улучшение продукции, процессов  и систем становится целью каждого  человека в организации. Коучинг как стиль управления (коуч-менеджмент, коучинг) предлагается нами как наиболее адекватный целям и задачам менеджмента качества.

Коуч-менеджмент - это управленческое поведение (стиль управления), которое помогает развить у сотрудников приверженность целям компании, творческий подход к выполнению поручений, повышает эффективность работы за счет самостоятельного решения работниками проблем, которые препятствуют достижению цели, увеличивает мотивированность на достижение результата.

В качестве важных результатов применения коуч-менеджмента в докладе предполагается рассмотреть следующие:

Коучинг позволяет добиться осознанности работником своих действий и ответственности за результат этих действий в индивидуальной и командной работе.

Коучинг служит хорошим инструментом для вовлечения работников в процесс внедрения системы качества, позволяя задействовать их знания и инициативу, преодолеть сопротивление инновациям.

Коучинг позволяет сформировать специфическую организационную культуру как основу постоянного повышения качества и инновационного развития компании.

Коучинг позволяет увеличить перспективы бизнеса за счет более полного раскрытия личностного потенциала руководителя, которое в итоге приводит к улучшению качества его работы как "поставщика" управленческих решений.

Коуч-менеджмент представляет собой альтернативу как командно-контролирующему, так и либеральному методам управления. Авторитарный стиль управления, который использует подавляющее большинство руководителей, при котором "БОСС лучше всех знает, как идут дела и что делать", при ближайшем рассмотрении напоминает образ действий, свойственный "исполнителям": начальник сам решает все проблемы, отдает распоряжения, жестко контролирует исполнение и т.д. Отсюда характерные жалобы руководителей на то, что в компании работают "не те люди" и претензии к службе управления персоналом. Коучинг также позволяет не скатываться к либеральному стилю, который хорошо подходит для "партнеров". Не к месту применяемый либерализм фактически лишает руководителя возможности ставить задачи подчиненным и контролировать их исполнение.

Суть коуч-менеджмента можно выразить следующим образом - это отказ от стиля управления "БОСС ЗНАЕТ, КАК ЛУЧШЕ" и принятие стиля "Я, как исполнитель, выбираю ОСОЗНАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ".

Философия коучинга исходит из того, что Человек от природы безгранично талантлив и обладает огромным потенциалом, который не реализуются им в полной мере. В его голове есть ответы на все вопросы. Задействовать его знания и опыт, помочь вычленить и сформулировать проблему, определить цели, пути и средства их достижения - задача коучинга. Не переделывать человека, а раскрывать его потенциал. Коучинг не содержит готовых советов и рекомендаций, а помогает найти собственные решения актуальных проблем.

  1.   Виды коучинга

На сегодняшний  день эффективному развитию менеджмента  в России способствует внедрение  такого инструмента, как коучинг. Коучинг необходим в первую очередь тем, кто стремится к своему развитию, наиболее полному раскрытию своего потенциала и достижению максимальной эффективности своего бизнеса, своей жизни. И таких людей в нашей стране становится всё больше.

Понятие «коучинг» было введено в начале 1990-х годов бизнесменом и консультантом Джоном Уитмором и на русский язык его дословно можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Коучинг подразумевает тренировку личности для совершенствования и приобретения новых навыков.

Международная Академия Коучинга (ICF) даёт следующее определение коучинга: «Коучинг (coaching) — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.

В процессе коучинга клиенты получают новые знания, тем самым повышая качество выполнения своей работы. На занятиях клиент выбирает тему разговора, коуч слушает и вносит коррективы в его деятельности. Такие встречи проясняют проблемные вопросы и направляют клиента на выполнение эффективной деятельности. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор.

На практике коучинг осуществляется через методики индивидуального психологического тренинга, социально-психологического консультирования и наставничества опытных специалистов над молодыми. Задача коуча (тренера-наставника) — направить клиента на достижение эффективных результатов деятельности, помочь ему самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях. Предполагается, что коуч помогает найти собственное решение проблемы, а полностью не решает проблему за него. В процессе взаимодействия коуч стимулирует подопечного к глубокому осознанию своих результатов, возможностей и преград, помогает выработать наиболее оптимальный способ решения конкретной проблемы.

Процесс коучинга никогда не прекращается — очередное достижение становится платформой для следующего испытания. При этом действия (шаги) коуч-менеджера обычно осуществляются в следующем порядке:

1.  Постановка  задачи и согласование стратегической  цели;

2.  Анализ  текущей ситуации, включающий выяснение  того, как текущую ситуацию видит  и воспринимает подчиненный;

3.  Составление  плана действий и сроков реализации  плана на базе определения:  что можно предпринять (идеи); что подчиненный намерен делать; что ему для этого нужно  (новые знания, ресурсы, организационная  помощь);

4.  Контроль  и поддержка в процессе реализации  плана, включая:

    • определение контрольных точек и инструментов контроля;
    • контроль (текущий и заключительный);
    • промежуточную и итоговую обратную связь по результатам контроля.

На современном  этапе в коучинге выделяют три основных направления:

1. Персональный-коучинг — направлен на достижение целей конкретной личности;

2.  Бизнес-коучинг — это работа по достижению профессиональных и личных целей клиента в сфере его бизнеса или организации;

3.  Корпоративный коучинг — достижение целей или решение задач, связанных с деятельностью компании в целом.

2. Коучинг в России

Для России и  стран СНГ коучинг — явление относительно новое. В России он стал развиваться лишь 13 лет назад, в то время как на западе уже несколько лет он эффективно функционировал. Особенно активно о коучинге в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году. Тогда понятие «коучинг» вызвало массу вопросов. И хотя на сегодняшний день вопросов стало еще больше, само понятие органично вписалось в рынок, и  найти в России специалистов-коучей в настоящее время не составляет труда.

Коучинг в России начал свое развитие из системы проведения тренингов. Как таковой российский коучинг рассматривается в двух своих видах: как стиль менеджмента и как метод консультирования. Многие считают, что коучинга в России не существует в таком виде, какой он есть в США и Европе. Однако именно такой, наверное, он не имел бы здесь перспектив. Активное сотрудничество с европейскими компаниями показывают, что этот вид бизнес-обучения в России развит довольно неплохо, а европейские и американские технологии в России применяются с адаптацией к российским реалиям.

Сегодня российский коучинг владеет целым рядом обучающих программ, которые положительно воспринимаются как их участниками, так и зарубежными специалистами.

Также реализуется  целый ряд новых программ развития бизнес-обучения:

  • реализация социального проекта, нацеленного на работу с выпускниками школ и ВУЗов;
  • предоставление более широкого пакета услуг корпоративным заказчикам;
  • издание книг мировых бестселлеров в области коучинга и собственных разработок и исследований.

Экспертами  было проведено исследование российского  рынка коуч-услуг. На рисунке 1 представлено соотношение заказчиков коучинговых услуг.

          

Рисунок 1. Соотношение  заказчиков коучинговых услуг

 Как видно  из рисунка 1, среди заказчиков  лидируют политика и спорт,  каждая из этих областей занимает  примерно четвертую долю рынка.  Как и в спорте, в политике  успех зависит, прежде всего, от азарта и стремления к первенству, а это во многом определяется честолюбием лидера. На втором месте — крупный бизнес. Руководители здесь знают себе цену и хотят ее поднять, в том числе с помощью личного тренера.

Также в результате исследования удалось сформировать список компаний, среди видов, деятельности которых обозначены такие направления, как коучинг, тренинги, обучение и т.п. Сейчас их более двухсот. В таблице 1 представлены данные о рынке коучинговых услуг в России.

 

 

Таблица 1.Рынок коучинговых услуг в России по федеральным округам

Федеральные округа

Количество заказчиков в %

Центральный (включая Москву)

85

Северо-Западный (включая Санкт-Петербург)

5

Приволжский

3

Уральский

3

Сибирский

2

Дальневосточный

1

Южный

1


 

Как видно  из таблицы 1, этот новый вид бизнес-услуг масштабно развивается в основном в двух российских столицах. Однако темпы роста внушают надежды на его развитие в каждом субъекте Федерации. Также опросы показали заинтересованность в коучинге органов местного самоуправления и отдельных муниципальных образований.

Исследования  подтверждают потребность в тренерстве в различных отраслях народного хозяйства. Среди форм работы преобладают корпоративные (командные) тренинги. Индивидуальные (личностные) тренинги практикуют в основном представители фондового рынка. В ходе тренингов руководители обучаются отдельно от персонала, менеджеры среднего звена — отдельно от топ-менеджеров. Другими словами, в работе с персоналом применяется сугубо индивидуальный подход.

Проблемы  коучинговых услуг на российском рынке

В связи с  тем, что в России этот вид деятельности постепенно начинает выходить на рынок, специалистам в данной сфере приходиться  сталкиваться с рядом проблем.

Во-первых, в  России пока нет четкого и однозначного понимания, что же такое коучинг. Консалтеры ставят знак равенства между коучем и экспертом-советчиком. Тренеры трактуют коучинг как особый вид обучения. Управленцы заявляют, что коучинг — это стиль управления, и не более того. Есть те, кто говорит о том, что коучинг — это вообще самостоятельная дисциплина, способная помогать человеку в любой области его жизни, и, чтобы быть коучем, вовсе не обязательно разбираться, например, в профессиональной деятельности клиента.

А пока у нас  нет единого понимания, нет четко  прописанных профессиональных стандартов и процедур работы (адаптированных под российского клиента), с коучингом в России будут проблемы.

Во-вторых, развитие коучинга тормозит наш менталитет, например, российская особенность управления персоналом. Коучинг работает не с отдельными умениями и навыками человека, а в целом с его личностью — здесь и эмоции, и мотивация, и страхи, и убеждения, и ограничения, и жизненные ценности. На Западе уже давно отметили, что успешен в первую очередь человек-личность, а не человек-профессионал. Но в последнее время российский рынок пестрит в основном тренингами профессиональных навыков. Мы увлеклись технологией и забыли о простом и вечном - о самом человеке. Коучинг же об этом помнит - что именно люди делают бизнес! Жизнь, бизнес - это люди, это личности – и коучинг работает на это. На развитие и укрепление того самого «человеческого фактора», на который мы так любим ссылаться. А когда в организации появляются не безликие работники, а люди-личности? Когда менеджмент компании начинает замечать своих подчиненных. Когда на смену инструкциям, четким и жестким задачам-распоряжениям приходят вопросы. Когда вместо приказов и указаний руководитель начинает спрашивать. Все это - о бизнесе с человеческим лицом, о демократическом стиле управления. Это о раз­делении всеми менеджерами компании подхода «люди любят работать, готовы брать на себя ответственность и проявлять инициативу» вместо «люди - это лежачие камни, они ленивы, всячески избегают инициативы и ждут, чтобы ими   руководили, чтобы их регулярно подпинывали». Это - и о понимании  того,  что люди,  их лояльность компании нужнее, чем компания - людям.

Информация о работе Развитие и внедрение коучинг-менеджмента в России