Развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Содержание работы

Введение
1.1. Необходимость, направления и принципы развития персонала………… 5
1.2. Основные формы развития персонала…………………………………….. 7
1.3. Кадровые резервы: формирование, виды и процесс работы……………. 10
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР по дисциплине Управление персоналом.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ ВПО  «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРАI»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Кафедра управления и маркетинга в АПК

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Управление персоналом»

 на тему:

«Развитие персонала»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2013 г.

Содержание

Введение 

1.1. Необходимость, направления  и принципы развития персонала………… 5

1.2. Основные формы  развития персонала…………………………………….. 7

1.3. Кадровые резервы: формирование, виды и процесс работы……………. 10

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших проблем  на современном этапе развития экономики  большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Сегодня практически  все согласны с утверждением о том, что развитие персонала - один из важнейших факторов повышения эффективности и конкурентоспособности организаций. На практике систематически занимаются вопросами такого развития далеко не все. Усугубляется данная ситуация ещё и тем, что вложения в развитие далеко не всегда трансформируются в рост эффективности.

Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и  рынка рабочей силы приобретает  особое значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал.

Одним из важных видов  деятельности менеджеров при управлении человеческими ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения  персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учётом места и времени, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задач. Хотя многие менеджеры при приёме на работу ориентируются, прежде всего, на то, где раньше работал человек, получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки, существуют определённые технологии подбора персонала, которые с успехом используются в мировой практике.

Они включают два различных  вида деятельности: набор и отбор  персонала. Прежде чем организация  предложит кому-либо работу, она  должна найти тех людей, которые  хотели бы её получить. В этом и заключается  набор - создать необходимый резерв кандидатов на все должности, из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники.

То есть отсюда главная  задача отбора персонала - выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. При этом используются многочисленные формы и методы отбора, с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

1.1. Необходимость, направления  и принципы развития персонала.

 

 

       Развитие персонала – совокупность мероприятий в области обучения, повышения профессионального мастерства и квалификации персонала.

Потребность в постоянном развитии обусловлена следующими факторами:

- внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;

- мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современные программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности  труда;

          - для предприятия более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

В крупных западных фирмах деятельность по развитию включает в себя следующие направления:

- планирование потребности в кадрах той или иной квалификации;

- организацию адаптации;

- обучение, тренинги, самообразование;

-   работу с кадровым резервом;

- рационализаторство;

- формирование организационной культуры.

Ответственность за развитие несёт администрация, линейные руководители и сами работники. Для того чтобы программы развития имели успех, в них должно принимать участие высшее руководство предприятия, должна учитываться философия и цели фирмы. Практика показывает, что на развитие персонала необходимо тратить 10-15 % фонда зарплаты.

Развитие персонала  бывает профессиональным и общим, может  осуществляться  на индивидуальном и институциональном уровнях.

Профессиональное развитие – подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождений между требованиями к работнику и качествами реального человека.

Саморазвитие, самообразование  – процесс приобретения необходимых знаний, навыков, умений путём самостоятельных занятий на рабочем месте или вне его .[7, с.153]

Признаки личности, умеющей  самообучаться:

-  любой вид работы рассматривает как источник пополнения, обновления знаний, навыков, умений;

-  присматривается к другим людям, подмечает, чему у них можно поучиться;

- старается извлекать «уроки» из ошибок, неудач, промахов.

Разновидность саморазвития специалистов и руководителей – практика коучинга (тренерство, наставничество). Цель коучинга – помочь руководителям и специалистам самостоятельно находить и принимать сложные решения в контексте особенностей самой компании и специфики её бизнес-окружения. Это творческое партнёрство по развитию личности, не инструктирование, а скорее развивающее обучение без отрыва от основной деятельности. Оно позволяет улучшить отношения с окружающими, эффективнее вести себя в критических ситуациях, генерировать идеи, повышает уверенность в себе.[11, с.249]

 

 

 

 

1.2. Основные формы развития персонала.

 

Развитие персонала - проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.

Такие мероприятия могут  быть индивидуальными или групповыми, проводиться на рабочем месте или специализированно, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений.

Возможности развития должны быть предоставлены всем желающим, ведь оно повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.

Реализация современной  концепции развития предполагает повышение  гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами.

Развитие персонала может быть общим и профессиональным.

Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.

Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому  невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь  могут быть желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более высокую должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов; приобрести знания; стать более независимым от работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.[3, с.132]

В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.

Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.

Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.

Основными формами обучения новых работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации.

Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.

Курсовая форма подготовки применяется для обучения работника сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих места у предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения. .[9, с.101.]

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы но имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на переподготовку инженера в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше. [1, с.302]

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.

Повышение квалификации — это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и проч. 

Современные программы  повышения квалификации имеют цель научить работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), решать комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и побуждают желание учиться дальше. Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего потолка.

 

 

 

 

 

 

1.3. Кадровые резервы:  формирование, виды и процесс  работы.

 

Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к расширению функционала своей деятельности, прошедших определенный отбор и переподготовку. Кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявленным к заявленной вакансии. Кадровый резерв позволяет закрывать свободные должности из ресурсов компании.

Виды кадровых резервов.

Кадровые резервы можно  разделить на разные виды по двум критериям:

  1. по времени замещения: оперативный резерв (может приступить к работе немедленно) и резерв развития (требуется время для обучения и адаптации прежде, чем человек займет пост);
  2. по роду деятельности: руководящие должности или специалисты.[4, с.118]

Принципы формирования кадрового резерва

Вот несколько секретов, которые помогут успешно сформировать кадровый резерв вашей компании:

Информация о работе Развитие персонала