Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена, включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Введение……………………………………………………………………
1. Профессиональный менеджмент………………………………………….
2. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия……………………………………………………………………….
2.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя………………………..
2.2. Принципиальные различия предпринимателя и менеджера…………..
3. Развитие управленческого потенциала……………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Профессиональный менеджмент………………………………………….
2. Менеджмент и предпринимательство.
Общие черты и различия…………………………………………………………
2.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя………………………..
2.2. Принципиальные различия предпринимателя и менеджера…………..
3. Развитие управленческого потенциала……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена, включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Любая новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления. Любая существующая организация - коммерческая фирма, профсоюз или больница - быстро приходит в упадок, если оказывается невосприимчивой к инновациям. В каждой организации необходимо развитие системы управления для получения прибыли и дальнейшего развития.
Рассматривая менеджмент, необходимо обратить внимание на его соотношение с управлением. Прежде всего, управление - это основа, на которой возник менеджмент. Менеджмент, как группа менеджеров данной организации, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий и принимающий решения. Одни и те же задачи стоят перед менеджментом в каждой стране. Менеджмент должен давать направление организации, которой он управляет. Он должен установить ее цели и организовать ресурсы для достижения результатов, которые организация желает предоставить обществу. Современный менеджмент помогает большому числу предприятий и организаций определять свое будущее развитие. Не случайно один из известных исследователей проблем управления, А. Файоль, обращал внимание на то, что управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать
Профессиональный менеджмент – это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников. По отношению к менеджменту коммерческой организацией я употребляю слово профессиональный, как синоним слов эффективный и результативный. Для зарождения и успешного развития бизнеса необходимы три компонента или элемента - предпринимательство, инвестиции и профессиональный менеджмент. Каждый из этих элементов важен для бизнеса и исполняет свою роль. Миссия менеджмента заключается в скреплении всех элементов воедино и чем более профессионально организация реализует эту миссию, тем значительнее её успехи в бизнесе.
Менеджмент (англ. management) - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей [1, с. 51].
Менеджмент - это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Если объектом менеджмента является организация, то к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры могут выполнять различные функции. В зависимости от обязанностей можно говорить о таких специальностях, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по работе с персоналом и т.п. Но какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу - получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Будучи объединенными общностью стратегических целей и задач, менеджеры вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. В организациях обычно выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Необходимо принимать во внимание также то, что обязанности менеджера и, соответственно, мера ответственности зависят от особенностей деятельности.
На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным образом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельности крупных промышленных фирм, укрупнением их размеров путем консолидации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных коммуникаций и технологий.
Крупные и крупнейшие фирмы, осуществляющие свою деятельность в мировом масштабе, ориентируют менеджмент на глобальный охват всех рынков и предприятий в разных странах. Менеджмент в транснациональных корпорациях приобретает черты международной деятельности, означающей необходимость приспосабливать формы и методы управления к условиям, складывающимся на мировом рынке в целом и на рынках отдельных стран. Это требует от менеджмента приспособления к новым условиям международной конкуренции, причем как в краткосрочной, так и особенно в долгосрочной перспективе. Отсюда потребность в развитии стратегического менеджмента, сочетающего разработку и реализацию долгосрочных планов развития фирм в меняющейся внешней среде с решением задач внутрифирменного управления. Важную роль в реализации поставленных целей и задач играет принципиально новое технологическое обеспечение производственных и управленческих процессов, ведение бизнеса на новой, более рациональной технологической основе. Это привело к усложнению менеджмента в связи с необходимостью ориентации на глобальную сферу деятельности фирм, быструю адаптацию к меняющимся условиям внешней деловой среды, стремительному научно-техническому прогрессу и постоянному процессу инноваций, объективно необходимому для развития компаний. Поэтому в современных условиях менеджеры крупных компаний одновременно решают практически все вопросы, касающиеся деятельности оперативно-производственного подразделения, и должны обладать высокой компетентностью как в вопросах маркетинга, планирования, финансов, мотивации персонала, так и в области технологии производственного процесса и внедрения инноваций. Этого требует применение в менеджменте комплексного подхода при решении поставленных целей и задач [4, с. 18].
2.1. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя
В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от административно-командной системы управления к рыночной потребовал изменений, как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере [1, с. 48].
У предпринимателя и менеджера немало общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера. Бывает, однако, что предприниматель не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдение определённых норм и может подталкивать его к нарушениям ради получения максимальной прибыли. Объединяет их и то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат [3, с. 56].
Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т.д.
Целью подлинного предпринимательского поведения менеджера является не просто получение текущей прибыли, а оптимизация потенциала прибыльности, т. е. обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени. Действительно, предпринимательское поведение не имеет ничего общего с хищническим использованием производственного и трудового потенциала. Оно обеспечивает длительное и устойчивое существование фирмы.
Как и всякая другая деятельность, предпринимательская деятельность менеджера опирается на определенную систему информации. При этом основное внимание уделяется информации о возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре, а не о самой текущей деятельности. В соответствии со своими целями и путями их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления. Гибкость - это способность изменяться и адаптироваться к новым условиям. Она обеспечивается сочетанием специализации и интеграции, вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Изменение организационных структур опирается на критический анализ сложившихся структур и преодоление традиционных стереотипов мышления.
Любой предприниматель одновременно (в той или иной мере) является и менеджером. Для него характерно профессиональнее знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.
Свои функции, права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор (бюрократически), или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с владельцем бизнеса [14, с. 94].
Итак, с полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера - предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. В современных условиях такая ситуация достаточно редка и встречается в основном в малом бизнесе. Мир XXI века - это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей [3, с. 58].
Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач [9, с. 338].
Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно. Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер.
Итак, предприниматель (бизнесмен) и менеджер - это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель - это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет [6, с. 75].
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
к руководителю организации в целом или ее подразделений (управлений, отделений, отделов);
к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
к руководителю по отношению к подчиненным;
к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами [4, с. 21].
Менеджмент выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.
По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры - продавая свою рабочую силу.
Основные различия:
· стратегическая ориентация. Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении спроса, социальных предпочтений и т.п.; менеджер - на выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов;
· осуществление замысла. Предприниматель действует быстро, рискует, не держится за идею, не доказавшую свою жизнеспособность в сжатые сроки; менеджер, как правило, неохотно берется за новое дело;