Развития транспорта и территории ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В целях обеспечения потребности клиентуры в перевозках и создания благоприятных возможностей для возникновения новых взаимодополняющих производственных, коммерческих, социальных и прочих структур, способных оперативно перестраиваться согласно меняющейся внутренней и внешней обстановки, т.е. способных активно преодолевать кризисы структурного несоответствия, в каждом регионе должным образом развивается система транспорта [1;45]. Цели развития транспорта и территории ХМАО в целом должны соответствовать друг другу. Именно этими факторами обуславливается актуальность выбранной нами темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА В ХМАО..4
Автомобильный транспорт…………………………………………...4
Воздушный транспорт………………………………………………....4
Железнодорожный транспорт………………………………………...5
Водный транспорт……………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………12

Файлы: 1 файл

кр УРТ.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
  2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА В ХМАО..4
    1. Автомобильный транспорт…………………………………………...4
    2. Воздушный транспорт………………………………………………....4
    3. Железнодорожный транспорт………………………………………...5
    4. Водный транспорт……………………………………………………...8
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

     4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В целях обеспечения потребности клиентуры в перевозках и создания благоприятных возможностей для возникновения новых взаимодополняющих производственных, коммерческих, социальных и прочих структур, способных оперативно перестраиваться согласно меняющейся внутренней и внешней обстановки, т.е. способных активно преодолевать кризисы структурного несоответствия, в каждом регионе должным образом развивается система транспорта [1;45]. Цели развития транспорта и территории ХМАО в целом должны соответствовать друг другу. Именно этими факторами обуславливается актуальность выбранной нами темы.

Транспортная  система является одной из основных компонент, обеспечивающих возможность гибкой реструктуризации экономики территорий. Как система она должна обладать повышенной гибкостью, а поэтому сама должна строиться по модульному принципу, т.е. обладать всеми качественными характеристиками обслуживаемой территории как целого, а именно: целенаправленностью, управляемостью, самостоятельностью, связностью. Целенаправленность развития транспорта – это обеспечение связности объектов на территории и за ее пределами, а также структурной перестраиваемости этих объектов в процессе устойчивого развития территории.

Из этого  следует, что место транспорта в ХМАО далеко не исчерпывается ролью транспортных артерий, обеспечивающих перевозку различных грузов. А наличие хорошо спланированной и управляемой, развивающейся опережающими темпами транспортной сети, модульных структур связываемых объектов, позволяют резко уменьшить сроки реализации управленческих решений, а следовательно, иметь более высокое качество управления, т.к. расхождения прогнозных и фактически получаемых результатов будут сведены к минимуму. [3]

В данной работе мы рассмотрим основные составляющие транспортной системы Ханты-Мансийского  автономного округа.

 

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА В ХМАО Транспортный комплекс ХМАО и Тюменской области в целом включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной и трубопроводный транспорт. Здесь проходят электрифицированная транссибирская железнодорожная магистраль, крупнейшие многотрубные нефтепроводные (с диаметром труб до 1200 мм) и газопроводные (с диаметром труб до 1420 мм) системы.

2.1 Автомобильный транспорт. В настоящее время в автономном округе зарегистрировано боле 641 тысячи транспортных средств. В округе более 428 автомобилей на 1000 жителей, протяженность автомобильных дорог более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - свыше 13 тыс.км.

По территории Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры проходят два из 18-ти основных автодорожных коридоров  России: "Северный маршрут" (Пермь - Серов - Ивдель - Ханты-Мансийск -Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск) и "Сибирский коридор" (Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард). На пути прохождения этих автодорожных коридоров находятся мостовые переходы через р. Обь и р. Иртыш.

Перевозку пассажиров выполняют 19 автотранспортных предприятий общего пользования  по 279 автобусным маршрутам, проходящим в 14 городах и 40 поселках. Ежегодный  пассажирооборот составляет более 77 млн. пассажиро-километров.

Для поддержания технической готовности, модернизации парка автобусов, развития транспорта общего пользования в  бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются значительные денежные средства. Так, за последние 10 лет было приобретено более 850 автобусов, которые переданы в эксплуатацию автотранспортным предприятиям [4].

2.2 Воздушный транспорт. Начало авиационных перевозок на территории округа относится к середине тридцатых годов ХХ века и связано с деятельностью Главного управления Северного морского пути. Спрос на авиаперевозку пассажиров, грузов и, главным образом, пушнины в то время был исключительно большой. Рост значимости воздушного транспорта связан с открытием в начале 60-х годов нефтяных месторождений и их освоением.

В настоящее время комплекс гражданской  авиации округа представлен 10 аэропортами, осуществляющими прием и отправку пассажиров и грузов как по внутриокружным, так и по магистральным перевозкам. В городах: Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым аэропорты имеют статус международных.

Наиболее значительными по объемам  работ, выполняемых в регионе, являются: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ЗАО "Когалымавиа", ОАО "Нижневартовскавиа". Воздушные суда авиакомпаний, расположенных на территории автономного округа, совершают полеты более чем по 80 межрегиональным и 10 зарубежным направлениям. ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" является основным авиаперевозчиком в автономном округе, выполняет более 90% внутриокружных авиарейсов, а также авиарейсы по магистральным внутрироссийским и зарубежным авиалиниям.

Авиакомпании автономного округа охватывают весь спектр услуг по пассажирским и грузовым авиаперевозкам, а также  выполняют работы по обслуживанию объектов топливно-энергетического комплекса, нефтяных и газовых месторождений.

За 2008 год аэропортами автономного  округа обеспечено 39667 вылетов самолетов, пассажиропоток составил 1274,1 тыс.чел., объемы работ по обработке грузобагажа - 18,13 тыс.тонн, аэропортовых услуг – 3052,2 млн. рублей.[2]

2.3 Железнодорожный транспорт. Железнодорожная магистраль на территории Ханты-Мансийского автономного округа обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районами России и Ямало-Ненецким автономным округом. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Железная дорога в западной части округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке - предприятия нефтегазовой отрасли. На территории автономного округа осуществляют свою деятельность три отделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги": Сургутское (протяженность линий 650 км), Нижнетагильское (протяженность линий 339 км), Свердловское (протяженность линий 117 км). Наиболее крупные железнодорожные станции: Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях, Когалым, Мегион, Лангепас, Нягань, Устье-Аха (п. Междуреченский), Приобье.

Основной объем грузовых и пассажирских перевозок на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивается Сургутским отделением Свердловской железной дороги – филиала ОАО "РЖД". За последние годы резко увеличилась география маршрутов пассажирских поездов. Из Сургутского района без пересадки в пути следования можно добраться до Самары, Уфы, Казани, Саратова, Волгограда, Нижнего Новгорода и других городов России.

В округе устойчиво растет промышленное производство, что сказывается на увеличении грузопотоков на территории округа, в 2008 году было отправлено грузов 10,1 млн. тонн, что на 3,3% больше уровня 2007 года.

Пассажирооборот на территории округа достаточно высок и стабилен, и  в 2008 году составил 3236,2 млн. пасс.км., что  на 7,8% больше по сравнению с 2007 годом.

Для реализации региональной политики в сфере оказания услуг железнодорожным транспортом между Правительством автономного округа и Свердловской железной дорогой – филиалом ОАО "РЖД" заключаются социально-экономические соглашения о взаимодействии.

Совместными усилиями Правительства автономного округа, руководства Свердловской железной дороги и муниципальных образований запланированы и ведутся строительство и реконструкция железнодорожных вокзалов на станциях Нягань, Сургут, Верхнекондинская, Пыть-Ях.

Ведется строительство многофункционального вокзала на станции Приобье, который будет принимать автомобильный, водный и железнодорожный транспорт.

Учитывая необходимость обновления эксплуатируемого пассажирского подвижного состава, увеличения его количества и повышения технической надежности, Правительством автономного округа приобретено 56 пассажирских вагонов для формирования фирменного поезда "Югра" сообщением Нижневартовск-Москва, который пользуется широкой популярностью у населения округа.

В целях сохранения доступности  пассажирских перевозок железнодорожным  транспортом и для удешевления  тарифов на пригородные перевозки  в автономном округе проводится политика удешевления стоимости билетов.

Кардинально изменившаяся за последнее  десятилетие структура внешних и внутренних пассажиропотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 1990-х гг. и выход на траекторию устойчивого экономического роста требуют уточнения приоритетов развития транспортной системы России.

На сегодняшний день распоряжением Правительства РФ № 877-р от 17.06.2008 г. утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Для ускорения экономического роста автономного округа и всего Урало-Сибирского региона железнодорожный транспорт должен получить опережающее динамическое развитие в части расширения железнодорожной сети, модернизации существующей материально-технической базы.

Данной Стратегией предусмотрено  строительство новых железнодорожных  линий на территории автономного  округа:

  • Ханты-Мансийск – Салым, протяженностью 200 км;
  • Ханты-Мансийск – Приобье (продолжение линии Ханты-Мансийск – Салым), протяженность линии будет определяться при проектировании;
  • Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Нижневартовск – Белый Яр–Усть-Илимск), протяженностью 1892 км;
  • Полуночное – Обская – Салехард, протяженностью 856 км. Этот новый транспортный коридор позволит связать промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи Ямала;
  • строительство вторых путей на участке Тобольск – Сургут, протяженностью 199 км и участке Сургут – Ульт-Ягун, протяженностью 34,8 км. Данное мероприятие позволит обеспечить полное удовлетворение потребности региона в грузовых перевозках, создаст условия для сохранения положительных тенденций в развитии предприятий и реализации инвестиционных проектов на территории округа, а также позволит увеличить количество пассажирский поездов, что повышает уровень социальной защищенности населения Югры.

Наличие в данном регионе железной дороги будет способствовать удешевлению  строительства объектов промышленного  производства за счет сокращения затрат на транспорт, материалы и оборудование.

В настоящее время подписано  Соглашение о совместной деятельности между Правительством Ханты –  Мансийского автономного округа – Югры и ОАО "РЖД" по реализации мероприятий Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года на территории региона. [2]

2.4 Водный транспорт. Большую роль в развитии экономики автономного округа занимает водный транспорт. Значительная часть строительных, минерально-сырьевых грузов, в том числе и по программе северного завоза (80 000 - 85 000 тонн), поступает речным транспортом. Основными речными магистралями являются реки Обь и Иртыш. Протяженность судоходных водных путей автономного округа составляет 5 608 км, из которых 3 736 км - боковые и малые реки. Навигационный период продолжается менее 6 месяцев. Водные пути связывают населенные пункты округа с сибирскими городами - крупными транспортными центрами: Омском, Тобольском, Салехардом, Томском, Новосибирском и имеют выход на морские магистрали. В округе перевозки грузов осуществляют наиболее крупные судоходные компании - Иртышское, Обь-Иртышское и Западно-Сибирское речные пароходства, Томская судоходная компания.

Главным пассажирским перевозчиком в  округе является предприятие ОАО "Северречфлот", образованное в 1998 году Правительством автономного округа для осуществления  социального заказа, т.е. организации  и осуществления пассажирских перевозок  водным транспортом районах, где он остается единственным доступным средством сообщения. Предприятие на своем балансе имеет современные скоростные пассажирские суда типа: "Метеор", "Ракета", "Линда", "Заря", "Москва", "Трамвай", водометные катера нового судостроения "Иртыш", современные суда на воздушной подушке типа "МАРС-2000". Регулярные пассажирские перевозки осуществляются по 33 маршрутам в границах автономного округа, ежегодно наращиваемый объем перевозок пассажиров превысил в 2008 году 400 тысяч человек [5].

Для развития водного транспорта в  округе был принят закон "О Программе  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие внутреннего водного  транспорта и поддержание внутренних водных путей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2004-2010 годы", которая реализована досрочно в 2007 году. Основная цель программы - создание необходимых условий для развития водного транспорта и удовлетворение спроса предприятий и населения округа на его услуги. В рамках указанной программы обновлен пассажирский флот, были приобретены: теплоход "Метеор", 2 теплохода "Восход", 7 теплоходов "Иртыш" и 7 пассажирских амфибийных судов на воздушной подушке "МАРС-2000". При замене энергоемкого флота на пассажирских линиях с малым пассажиропотоком и протяженностью маршрута до 150-200 км., суда на воздушной подушке способны решать задачи по перевозке пассажиров как в меженный период навигации (мелководье), так и в период межсезонья.[2]

Информация о работе Развития транспорта и территории ХМАО