Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России: экономические факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить сущность и специфику ЖКХ, изучить проблему реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;
- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;
- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса;
- выявить социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………………6
1.1 Понятие жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России……………………………………………………………………………...6
1.2 Процесс развития жилищного сектора с советских времен до времен современности…………………………………………………………………...10
1.3 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Российская реформа системы жилищного хозяйства...............20
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса. Жилищная политика………………………………………………..20
2.2 Необходимость реформирования жилищно-коммунальной политики: основные задачи и направления………………………………………………...24
Заключение...........................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Моя.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ

на тему:

 

«Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России: экономические факторы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011 г.

       Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

ГЛАВА I. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………………6

1.1 Понятие жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России……………………………………………………………………………...6

1.2 Процесс развития  жилищного сектора с советских  времен до времен современности…………………………………………………………………...10

1.3 Роль и  возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Российская реформа системы  жилищного хозяйства...............20
2.1 Специфика  современной ситуации в реформе  жилищно-коммунального комплекса.  Жилищная политика………………………………………………..20

2.2 Необходимость реформирования жилищно-коммунальной политики: основные задачи и направления………………………………………………...24

Заключение...........................................................................................................29

Список использованной литературы……..…………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения  препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Создание такого обеспечения для стимулирования жилищного строительства является главной задачей, которая служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звеном для вывода экономики страны из кризиса.

Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Значимость данных проблем  и острота стоящих перед обществом  задач обусловливают высокую  актуальность исследования жилищно-коммунального  сферы, поиск новых форм и методов государственного управления им.

Важность разработки теоретических основ жилищной политики очевидна. Анализу данной проблемы посвящены работы ученых Северо-Кавказской академии государственной службы - Игнатова В.Г., Кюрджиева С.П., Мащенко Ю.А., Уваровой Г.Г. Вопросы жилищно-коммунального хозяйства также рассматриваются и анализируются в работах Ю.Ф. Симонова, Н.А. Ткачевой, В.А. Яковлева, Т.В. Додатко, В.Н. Пчелкина, А.А. Арцишевскего и др.

Вместе с тем, остаются достаточно малоисследованными особенности территориального управления жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы, цели и задачи исследования.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить сущность и специфику ЖКХ, изучить проблему реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Достижение указанной  цели потребовало постановки и решения  следующих задач:

- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;

- определить роль и  возможности концепции новой  структуры жилищно-коммунального  хозяйства;

- проанализировать специфику  современной ситуации в реформе  жилищно-коммунального комплекса;

- выявить социальные  последствия и перспективы жилищно-коммунальной  реформы.

Предметом исследования выступает процесс становления  и развития форм управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Объектом исследования является экономические отношения  в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды  отечественных авторов, законодательные  и нормативные акты РФ и РТ. Информационной базой исследования явились данные опубликованные в экономической  литературе и периодических изданиях.

Работа состоит из двух глав, в первой из которых рассматриваются теоретические основы анализа жилищно-коммунального хозяйства, а также анализ особенностей развития ЖКХ в современной России.

Во второй главе рассматривается сама реформа жилищно-коммунального хозяйства, затрагиваются практические вопросы совершенствования проводимой реформы ЖКХ, основные проблемы в её реализации, а так же приводятся предложения по повышению эффективности реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ.

 

1.1 Сущность  понятия жилищно-коммунальной сферы  как составной части экономики  России.

 

Одним из важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики»1 жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы  города составляет жилищный фонд: жилые  дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
  • муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
  • коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В Государственной целевой  программе «Жилище»2, отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов – около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

Жилищная реформа имеет  ключевое значение для общего успеха экономической реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

обеспечение возможности  улучшения жилищных условий для  семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

увеличение объемов  и повышение качества жилищного  строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

расширение прав органов  исполнительной власти субъектов Федерации  и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

Коммунальное хозяйство  подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия  по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

Федеральным органом  государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

В сферу управления Госкомитета входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.

Характерной чертой для  жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных  образований;

создание условий для  жилищного и социально-культурного-досугового строительства;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

организация снабжения  населения и муниципальных учреждений топливом;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения  и другие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс развития жилищного сектора с советских времен до времен современности.

 

В течение длительного  времени жилищная сфера городов  находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов  в советском государстве был  осуществлен переход к новой  экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое  оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России: экономические факторы