Регулирование финансовой деятельности страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.
Целями государственного регулирования являются:
• обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
• обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

Содержание работы

1.1 Регулирование финансовой деятельности страховых компаний…………2
1.2. Средства страховой компании (собственные и привлеченные)………….7
1.3 Фонды страховщиков……………………………………………………….11
1.4 Оценка финансовой устойчивости страховых организаций……………..13
Список использованной литературы…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

doklad.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Cодержание:

1.1 Регулирование финансовой деятельности  страховых компаний…………2 
1.2. Средства страховой компании (собственные и привлеченные)………….7 
1.3 Фонды страховщиков……………………………………………………….11 
1.4 Оценка финансовой устойчивости страховых организаций……………..13

Список использованной литературы…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.1  Регулирование финансовой деятельности страховых компаний 
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями государственного регулирования  являются:  
• обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;  
• обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;  
• повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;  
• обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;  
• защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;  
• получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.  
Методы государственного регулирования состоят в:  
• принятии законов и других нормативных актов в области страхования;  
• контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;  
• регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;  
• контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;  
• наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.  
Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, равно как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны.                                                                         Государственному регулированию подлежат:  
• деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);  
• деятельность страховых посредников;  
• деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).  
 

Регулирование деятельности страховых  организаций  
          Основное значение придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования, которая состоит в следующем.  
         Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. В то же время страховщик является профессионалом в данной области и может злоупотреблять своими познаниями.  
        Одной из особенностей страховой услуги является весьма значительный разрыв во времени между сроками уплаты страховых взносов и выполнения обязательств страховщиками (так называемая инверсия производственного цикла). Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить то, насколько страховщик окажется способен в будущем произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.  
         Договоры страхования представляют собой достаточно сложные с юридической точки зрения документы, а потому страхователю без специального образования непросто разобраться в их формулировках, понять — какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В этой связи интересно отметить, что в западноевропейских странах надзор за условиями договоров страхования по так называемым массовым видам страхования, заключаемым в основном с физическими лицами, значительно жестче, чем за условиями договоров с юридическими лицами (поскольку последние могут привлечь к заключению договоров специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области страхования). Практически полностью отсутствует в указанных странах контроль за условиями договоров перестрахования, поскольку здесь вступают во взаимоотношения профессионалы страхового дела.  
Регулирование деятельности страховых организаций осуществляется, как правило, с помощью специально создаваемых государственных организаций страхового надзора. В нашей стране функции органа в настоящее время выполняет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Его главной задачей является обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства Российской Федерации о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Свои полномочия орган страхового надзора реализует как непосредственно через федеральный департамент, так и через территориальные органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.  
          Помимо органа страхового надзора государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.  
Известны три системы регулирования деятельности страховщиков:  
• система публичности;  
• нормативная система;  
• система материального надзора.  
При использовании системы публичности на страховщиков лишь возлагается обязанность в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также публиковать их в открытых изданиях. При этом имеется в виду, что потребители услуг, изучив такую отчетность, должны составить представление о деятельности страховой организации и определиться с целесообразностью заключения с ней договора страхования.  
Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии дел в страховой организации. К тому же при таком порядке никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы.                   Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.  
          Суть нормативной системы состоит в том, что, помимо требований, предусматриваемых системой публичности, государство устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие на страховом рынке. Эти требования могут быть связаны с финансовой стороной деятельности страховщиков (размерами их капиталов, соответствием принятым обязательствам и т.п.), организационно-правовыми формами организаций-страховщиков, регулярностью предоставления ими отчетности и т.д. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают установленные санкции. Данный метод уже в течение длительного времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в сфере страхования — и в других странах-членах ЕС.  
       Наконец, система материального надзора предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать отчетность о своих операциях и осуществления контроля за выполнением страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями договоров страхования, с которыми страховые организации выходят на рынок, за размерами тарифных ставок по ним, за порядком формирования резервов и т.д. Например, контроль за условиями договоров страхования имеет своей целью недопущение ущемления интересов страхователей и других лиц, участвующих в таких договорах. Регулирование размеров тарифных ставок осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга, т.е. установления в целях привлечения страхователей размеров тарифных ставок на таком низком уровне, который не позволит собрать страховые взносы, достаточные для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев.  
Таким образом, система материального надзора значительно шире нормативной системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается на принцип, в соответствии с которым ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора.  
Такая система регулирования, с одной стороны, в большей степени ограничивает деятельность страховщиков. Например, контроль за условиями договоров страхования приводит к тому, что страховщики, разработавшие новый страховой продукт, вынуждены ждать его одобрения органом страхового надзора, что может обернуться для них недополученной прибылью. Но, с другой стороны, эта система предоставляет потребителям страховых услуг наибольшие гарантии того, что их интересы не будут ущемлены.  
Система материального надзора долгое время, до создания единого страхового рынка стран-членов ЕС, преобладала в большинстве стран континентальной Европы. При этом наиболее строгим контролем всегда отличалась Германия. Во многом на этой системе покоятся и принципы государственного страхового надзора в нашей стране.  
Можно выделить 3 стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный, текущий и последующий контроль.  
На первой стадии — стадии предварительного контроля — осуществляется отбор организаций, которые получают право осуществлять страховую деятельность. Главная задача при этом — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.  
Поскольку страхование является весьма сложным видом деятельности, им может заниматься далеко не каждый, необходим предварительный отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги.  
Известны два способа допуска страховщиков на рынок — явочный и концессионный. Первый из них — явочный — присущ, главным образом, системе публичности. Его суть состоит в том, что организация, желающая осуществлять страховую деятельность, обязана лишь уведомить соответствующий государственный орган об этом (зарегистрироваться) и после этого может приступать к проведению страховых операций.  
При использовании концессионного способа необходимо получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страхованием. Для этого следует представить предусмотренные законодательством документы, удовлетворять необходимым финансовым требованиям, выполнить другие установленные требования. Этот способ, с одной стороны, ограничивает свободу выхода на рынок всех желающих продавать страховые услуги, удлиняет сроки начала деятельности страховщиков, в ряде случаев может привести к злоупотреблениям государственных чиновников, решающих вопрос о выдаче лицензий, и коррупции. Но, с другой, он ставит заслон перед теми организациями, которые по тем или иным параметрам еще не готовы к проведению страховых операций.  
В настоящее время концессионный способ является доминирующим и используется в большинстве стран. Это обусловлено тем, что общепризнанным является необходимость наличия у компаний, желающих заниматься страховой деятельностью, определенных предпосылок для этого.

 

    

1.2 Средства страховой компании (собственные и привлеченные) 
                  Финансовой моделью страховой организации является ее бухгалтерский баланс. B активе баланса представлено имущество страховой фирмы, находящееся в ее собственности. Основными активными статьями, представляющими собой вложения страховщика, являются основные средства, нематериальные активы, инвестиции, доля перестраховщиков в страховых резервах, дебиторская задолженность, финансовые средства.

K специфическим для страховщика  статьям актива баланса относятся  ссуды по страхованию жизни,  доля перестраховщиков в страховых  резервах, дебиторская задолженность  по действиям страхования, сострахования и перестрахования и т. д. Ссуда по страхованию жизни - это ссуда, выдаваемая страховщиком страхователю по условиям контракта страхования жизни из средств, накопленных по этому говору. Доля перестраховщика в страховых резервах представляет собой часть страхового резерва перестраховщика, отвечающую размеру опасности, принятого им от перестрахователя. Является статьей актива баланса страховщика (перестрахователя). Дебиторская задолженность по действиям страхования, сострахования и перестрахования отражает задолженность страхователей, агентов, брокеров и прочих дебиторов по действиям страхования, сострахования и перестрахования.

B структуре источников средств страховой организации выделяется две основные части - собственный капитал и привлеченные средства. B силу специфики страховой деятельности, заключающейся в привлечении и аккумуляции в страховых резервах финансовых средств страхователей, доля привлеченных средств, как правило, относительно высока.

Состав элементов собственного капитала (собственных средств) страховщика  аналогичен по структуре собственного капитала любой хозяйствующей единицы  и включает уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль, целевые поступления и  финансирование. Основными источниками  формирования собственного капитала страховщика  являются взносы учредителей, пополнения из прибыли от страховой деятельности и доходов от инвестиционной деятельности, a также от дополнительной эмиссии акций.

Ввиду большой социальной значимости страхования как института финансовой защиты требования к уставному капиталу как основному структурному элементу собственных средств, особенно на начальном  этапе работы страховой организации, являются довольно высокими. В настоящее час для страховых компаний, занимающихся иными видами страхования, чем страхование жизни, уставный напитал должен быть не менее 25000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для страховых компаний, занимающихся всеми видами страхования (рисковыми и страхованием жизни), уставный капитал должен быть не менее 35000 МРОТ, a для компаний, занимающихся исключительно перестраховочной деятельностью,- не менее 50000 МРОТ.

Структура привлеченных средств обусловлена  спецификой страхового бизнеса, a его основными источниками являются: (а) страховые резервы, сформированные за счет части страховых взносов страхователей, предназначенные для будущих страховых выплат и составляющие самую существенную долю привлеченных средств; (б) кредиторская задолженность по действиям страхования, сострахования и перестрахования; (в) кредиторская задолженность по действиям, непосредственно не связанным со страховой деятельностью.

В общем случае конечный финансовый результат, страховой организации  определяется как разность между  ее доходами и расходами. Тем не менее, специфика страхового бизнеса оказывает  существенное влияние на состав, структуру  и содержание основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности, определяющих ее конечный финансовый результат.

Доходом страховой организации  называется совокупная сумма финансовых поступлений на ее счета в результате осуществления страховой и иной, не запрещенной законодательством  деятельности.

По признаку "источник поступлений" все доходы страховщика делятся  на три группы:

1) доходы от страховых операций,

2) доходы от инвестиционной деятельности,

3) прочие доходы, напрямую не  связанные c проведением страховых операций.

Доходы от страховых операций формируются  за счет поступающих страховых премий (они дают наибольшую долю дохода от новых операций), возмещения доли убытков  по рискам, переданным в перестрахование, a также за счет комиссионных и брокерских награждений, когда страховщик выступает в роли посредника страховых.

Доходы от инвестиционной деятельности страховщика формируются за счет инвестирования средств страховых резервов и собственных свободных средств. Надо отметить, что инвестиционная дело страховщика носит подчиненный характер по отношению страховым действиям. Инвестиции должны осуществляться в объеме, по срокам и в пространстве, которые согласованы c принятыми страховыми обязательствами. Они должны обеспечивать страховщику получение дохода, к числу основных направлений использован и которого относятся:

* выполнение обязательств по  предоставлению инвестиционного  дохода выгодоприобретателям по долгосрочным договорам страхования жизни, в том числе для выплаты бонусов по полисам c участием в прибыли;

* покрытие недостающих страховых  резервов для возмещения убытков;

* использование части инвестиционного  дохода по своему усмотрению  страховщика, например на развитие.

Прочие доходы страховщика связаны  как со страховой, так и нестраховой деятельностью. В частности, к числу прочих доходов, связанных со страховой деятельностью; относятся:

* суммы процентов, начисленных  на счета депо премий; в том  случае, если страховщик, выступающий  в роли перестрахователя, депонирует часть или всю перестраховочную премию, эта задепонированная часть перестраховочной премии рассматривается как источник дохода;

* суммы, полученные в порядке  регресса после исполнения страховщиком  своих обязательств по страховым  выплатам; они компенсируют расходы  по страховым выплатим, поэтому  рассматриваются как источник  прочих доходов;

* доходы от сдачи в аренду  имущества страховщика;

* суммы возврата страховых резервов, уменьшающие размер страховых  резервов в результате их пересчета

* оплата потребителями консультационных  услуг, обучения, предоставляемых  страховщиком.

Расходы страховой организации  есть затраты, которые несет страховая  организация при осуществлении  своей уставной деятельности. Все  расходы страховщика могут быть классифицированы по разным признакам:

* отношение к основной деятельности, т.е. отношение к страховым  действиям,- по этому признаку  все расходы можно разделить  на две большие группы - связанные  c осуществлением страховых операций и непосредственно не связанные со страховой деятельностью;

целевое назначение - по этому признаку различают расходы, обусловленные, например, подготовкой и заключением  контракта (затраты по разработке новых  условий, по привлечению новых клиентов, по оценке рисков и т. д.), ведением контракта (затраты по формированию, ведению  страховых резервов, осуществлению страховых выплат, по перестрахованию и инвестициям), административно-хозяйственной деятельностью (например, административные расходы, арендную плату) и т. п.;

час осуществления - по этому признаку все расходы, связанные c проведением страховых операций, делятся на три группы:

1) осуществляемые до заключения  контракта страхования;

2) имеющие место в процессе  ведения контракта, в том числе  при его заключении;

3) возникающие при наступлении  страхового случая или либо  при окончании контракта, либо  по истечении срока страхования.  По признаку "время осуществления"  расходы могут делиться также  на единовременные и текущие.

Расходы страховщика формируют  себестоимость страховой услуги, которая учитывается при определении  финансового результата, базы налогообложения. Отнесение затрат на себестоимость  страховой услуги регулируется общими и отраслевыми нормативными актами.

Специфика страхового бизнеса обусловливает  необходимость рассмотрения планируемой  и фактической себестоимости. Под  планируемой (расчетной) понимают себестоимость  страховой услуги, закладываемую  в страховой тариф и представленную в виде его структурных элементов - нетто-премии и нагрузки. Под фактической понимают себестоимость, реально складывающуюся по результатам прохождения контрактов страхования, зависящую от реальной убыточности страховой суммы, экономии или перерасхода средств на адмиминистративно-хозяйственные цели, включая оплату труда работников, и т. п. Состав затрат, относимых на себестоимость, специально уточняется также для определения налогооблагаемой базы.

Информация о работе Регулирование финансовой деятельности страховых компаний