Ресурсная рента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Ресурсная рента - денежные средства, полученные за счет продажи общенациональных ресурсов и расходуемые правительством на социальную дотацию населению.
Рентная концепция стоимости природных ресурсов позволяет учитывать редкость ресурса, его невосполнимость, дифференциацию естественных условий и естественного качества природных ресурсов; ее отчисление в бюджеты различных уровней позволит пополнить природоохранные фонды и обеспечить средства на производство ресурсосберегающей техники в землепользовании, урегулировать отношения между землепользователями и государством.

Содержание работы

1. Понятие ресурсной ренты
2. Мировая практика присвоения природной ренты
3. Механизмы изъятия ресурсной ренты
Использованная литература

Файлы: 1 файл

ресурсная_рента_доклад.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО Северо-восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова

Биолого-географический факультет

 

 

 

 

 

 

Доклад

На тему: Ресурсная рента

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

ст. 4 курса гр. ПП-09

Куприянова А.И.

Работу проверила:

Васильева Г.С.

 

 

 

 

 

 

Якутск, 2012 г.

 

 

Содержание:

    1. Понятие ресурсной ренты
    2. Мировая практика присвоения природной ренты
    3. Механизмы изъятия ресурсной ренты

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие ресурсной  ренты

Ресурсная рента - денежные средства, полученные за счет продажи общенациональных ресурсов и расходуемые правительством на социальную дотацию населению.

Рентная концепция стоимости  природных ресурсов позволяет учитывать  редкость ресурса, его невосполнимость, дифференциацию естественных условий и естественного качества природных ресурсов; ее отчисление в бюджеты различных уровней позволит пополнить природоохранные фонды и обеспечить средства на производство ресурсосберегающей техники в землепользовании, урегулировать отношения между землепользователями и государством.

Многие годы отечественная  экономика функционировала на базе ценообразования без учета рентоносной  способности природных ресурсов. Между тем, принципы рентной теории стоимости были достаточно подробно разработаны еще Адамом Смитом, учитывалась тогда в основном земельная рента. 

С развитием производства, научно-технического прогресса все  большее количество природных, в  том числе земельных и экологических  ресурсов вовлекалась в процесс воспроизводства, однако они оставались практически бесплатными, что не стимулировало рациональное природопользование и не позволяло накапливать средства на проведение природоохранных мер.

Известно, что существует множество классификаций природной земельной ренты, но с точки зрения экономической теории важным остается классическое деление природной ренты на абсолютную, дифференциальную I вида и дифференциальную ренту II вида.

Абсолютная  рента, являясь добавочной прибылью в цене, выполняет функцию перераспределения дохода в интересах воспроизводства редких, невосполнимых земельных ресурсов. Именно редкость и низкая степень естественного воспроизводства земельных ресурсов являются причиной возникновения этого вида ренты. Абсолютная рента изымается в доход собственника природных ресурсов, как правило, в доход государства, потому, что именно оно осуществляет стратегическую функцию пополнения природных ресурсов, выделяя средства на поиски, освоение земельных и экологических ресурсов. 

Дифференциальная рента I возникает в результате различного естественного качества земельных ресурсов или естественных благоприятных условий их расположения, что обеспечивает землепользователю получение дополнительного дохода за счет лучших естественных условий производства. Эта рента также подлежит изъятию в доход государства или местных бюджетов, поскольку как доход она не является результатом трудового вклада персонала предприятия или фирмы. Как правило, дифференциальная рента идет на покрытие издержек производителей, находящихся в худших естественных или географических условиях или эксплуатирующих худшие по естественному качеству земельные ресурсы.

Дифференциальная  рента II – это доход землепользователя, обеспеченный дополнительными затратами труда или дополнительным вложением капитала (рекультивация мелиорация земель, очистка воды и воздуха от вредных выбросов и сбросов, повторное использование отходов). Этот и только этот доход, согласно объективным экономическим законам развития, может принадлежать землепользователю (арендатору).

 

2. Мировая практика присвоения природной ренты

Этот материал принадлежит Г.Н. Терещенко и приводится здесь  справочно. Как и в России, в  большинстве стран мира недра  являются государственной собственностью. Во многих странах в сфере разработки недр также доминируют государственные компании. В российских политических кругах это обстоятельство часто рассматривается как главный фактор, обеспечивающий использование природной ренты в интересах всего общества. 

Однако при более тщательном изучении вопроса обнаруживается, что ведущая роль государства в присвоении и использовании ренты сама по себе далеко не является гарантией от “приватизации ренты” в пользу узких социальных слоев в ущерб основной массе населения. 

Так, нефтяные державы Ближнего Востока, где государственные нефтяные компании и их доходы, по сути дела, являются собственностью царствующих династий, во многих случаях демонстрируют высокий уровень жизни большинства граждан, развитую инфраструктуру, наличие хорошего уровня социальной защищенности. Эти страны идут по пути использования природной ренты на покрытие текущих нужд, в том числе социальных, и создание финансовых резервов. Например, в Кувейте при рождении ребенка на его банковский счет зачисляется 3 тыс. долларов. Каждый житель Кувейта имеет право на беспроцентную ссуду на строительство жилья – около 220 тыс. долл. Ежемесячно выплачиваются пособия по 170 долл. на несовершеннолетнего ребенка и 300 долл. на неработающую жену. Государство оплачивает лечение и обучение граждан за границей и т.д. В Йемене практически отсутствует квартплата, бесплатный общественный транспорт, очень низкие подоходные налоги с физических лиц. 
Доходы населения от природных ресурсов зависят не только от способа распределения природной ренты, но и в значительной мере от мировых цен, издержек добычи и транспортировки нефти, а так же количества народа. Главный показатель – рента на душу населения. 

Демократические государства Запада (Норвегия, Великобритания, США), также  аккумулируя значительную часть  природной ренты в руках государства, направляют ее как на покрытие текущих расходов бюджетов (государственные функции, развитие социальной сферы), так и на инвестиции в экономику страны. 

Пример другого рода дает нам  Венесуэла. Здесь существует государственная  монополия на недра и производство нефти, страна является демократической республикой. Несмотря на это уровень социального расслоения таков, что 85 % населения Венесуэлы живет за чертой бедности. В настоящее время президент Венесуэлы стремится национализировать нефтяные компании.

Напрашивается вывод, что использование  природной ренты в интересах  общества зависит не только от уровня ее изъятия государством, но и от множества других факторов, таких, как  развитость институтов контроля общества над государством, прозрачность государственных финансов, если речь идет о демократических государствах, или вековые традиции патернализма, если речь идет о традиционном обществе. 

Несмотря на то, что в арсенале богатых природными ресурсами стран  существует множество, казалось бы, надежных и проверенных временем механизмов изъятия природной ренты в пользу общества, проблема “приватизации ренты”, то есть, проблема потерь от недоизъятия ее государством, стоит весьма остро (причем не только в развивающихся, но и в развитых странах). По расчетам независимых американских экспертов, в странах с развитой экономикой уровень приватизации ренты достигает 1/3 национального дохода. В других (сырьевых) странах эта цифра существенно выше. Эксперты полагают, что такое положение дел объясняется силой политического влияния сырьевых магнатов. В развитых странах, полагают они, значение ренты в формировании национальных доходов сознательно замалчивается. Парламенты находятся под жестким контролем крупных собственников земли и нефтяных королей, которые “мастерски умеют не замечать или скрывать истинные размеры ренты в стремлении уйти от дополнительных налогов”. Конкретные примеры политической борьбы вокруг рентных доходов приведены в главе, посвященной нефтегазовому комплексу штата Аляска США. 

 

3. Механизмы изъятия ресурсной ренты

Предприятия, деятельность которых  связана с ограниченными и  невозобновляемыми природными ресурсами, имеют возможность реализовывать  свою продукцию по ценам, превышающим  как затраты предприятия на их производство, так и некоторый  уровень прибыли, достаточный, чтобы сделать инвестиции в это производство привлекательными. Этот избыток обычно рассматривается как ресурсная рента, сверхприбыль, принадлежащая обществу и потому подлежащая изъятию государством.

В современном мире механизмы  изъятия природной ренты достаточно разнообразны. При этом в экономически развитых странах преобладают налоговые методы изъятия, а в странах с развивающейся и относительно закрытой экономикой широко применяются и неналоговые методы, такие, как, например, соглашения о разделе продукции. Так, в политически стабильных экономиках Запада все экономические отношения регулируются законодательством и не являются предметом переговоров. Например, в США и Великобритании вообще не применяются соглашения о разделе продукции. Менее экономически стабильные страны имеют больше условий, подлежащих переговорам. 

При этом преобладают налоги, направленные на изъятие ренты непосредственно  с пользователей природных ресурсов. Однако налогами (косвенными) облагаются и потребители природного сырья. Таким образом, изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты.

Следует подчеркнуть, что при налогообложении  использования ограниченных и невозобновляемых природных ресурсов применяются  помимо стандартных (общих для предприятий всех отраслей) и специальные налоговые механизмы. 

Особенности налогообложения  нефтегазодобычи в Норвегии

Налогообложение нефтедобывающих  компаний в Норвегии основано на общих  налоговых правилах с поправками на нормы Закона о нефтяном налогообложении. 
Основными платежами при этом являются:

1. подоходный налог,

2. специальный налог на нефтяные  операции,

3. роялти,

4. налог на капитал,

5. ренталс.            

 Приведем определение. Роялти  – периодические отчисления продавцу (лицензиару) за право пользования предметом лицензионного соглашения. На практике роялти устанавливается в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу продукции. Наиболее распространенным является исчисление роялти в процентах от стоимости продаж продукции. Происхождение термина: regalis (царский, латынь) – roialte (от roi, король, французский) – royalty (английский). 

Первые два налога являются основными  и базируются на обложении чистого дохода компании. Таким образом, убытки, связанные с нефтедобычей, сокращают общий облагаемый доход компании. Для расчета налогооблагаемой базы используются так называемые нормальные цены. Нормальная цена ориентирована на цены сделок между независимыми участниками на свободном рынке (в отличие, скажем, от сделок внутри интегрированной компании).

Содержательное отличие этих двух налогов в применении скидок. Так, при исчислении налоговой базы по обычному подоходному налогу убытки от других видов деятельности нефтяной компании могут сокращать облагаемый нефтяной доход (наполовину). Специальный налог таких скидок не допускает. Однако он предоставляет скидку в виде определенного процента от стоимости основных фондов в добыче и транспортировке углеводородов (в течение 15 лет, с года начала амортизации этих фондов). Ставка специального налога составляет 30%.

В системе налогообложения производства углеводородов в Норвегии определенное место занимают роялти. Как известно, роялти рассчитываются как процент от валового, а не от чистого дохода производителя. Этот платеж хорош тем, что легко контролируется и обеспечивает государственному бюджету ранний и гарантированный доход. В последние 20 лет страны-нефтепроизводители, в том числе и Норвегия, перешли к исчислению роялти по скользящей шкале, пытаясь связать величину роялти с такими факторами, как уровень добычи или глубина залегания. С 1972 года ставка роялти на нефть составляет 8 – 16% в зависимости от объема добычи. Предполагается, что такая дифференциация повысит интерес инвесторов к небольшим месторождениям, а также смягчит регрессивный по сути характер роялти. В сравнении со ставками налогов на доход в нефтяной отрасли Норвегии (около 50%) поступления от роялти в казну не очень велики. Однако, как уже говорилось, они начинаются уже с начала добычи.

Следует также сказать о таком  постоянном платеже нефтедобывающих  компаний, как ренталс. Этот платеж не меняется в течение первых 6 лет, а затем ежегодно увеличивается пока не достигнет определенного (максимального) размера.

Механизмы налогообложения  нефтегазового сектора Великобритании

Основные налоговые поступления  от нефтегазового сектора Великобритании обеспечиваются в прежде всего:

1. специальным налогом на нефтяные  доходы,

2. корпоративным налогом,

3. роялти.

Стандартный корпоративный налог  выплачивается по ставке 33%. 

Согласно действующему с 1975 года Закону о нефтяном налогообложении, специальный налог выплачивается с прибыли от добычи углеводородов. Причем объектом налогообложения является месторождение, а не компания. Его прибыль с 1993 года облагается по ставке 50% (в восьмидесятые годы - 75%). Рассчитывается прибыль как разность между доходами от добычи и затратами, включая текущие, роялти, затраты на разработку. 

При исчислении этого налога не допускаются скидки в случае потерь от других видов деятельности, но возможна скидка в размере части затрат (не более 1/10) на разработку другого месторождения до момента его окупаемости. Закон о нефтяном налогообложении предусматривает также выведение из-под налогообложения фиксированного количества нефти в год. Также в начале освоения месторождения специальным налогом не облагается часть прибыли, соответствующая 15%-ой рентабельности.

Информация о работе Ресурсная рента