Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:19, контрольная работа
Ресурсная рента - денежные средства, полученные за счет продажи общенациональных ресурсов и расходуемые правительством на социальную дотацию населению.
Рентная концепция стоимости природных ресурсов позволяет учитывать редкость ресурса, его невосполнимость, дифференциацию естественных условий и естественного качества природных ресурсов; ее отчисление в бюджеты различных уровней позволит пополнить природоохранные фонды и обеспечить средства на производство ресурсосберегающей техники в землепользовании, урегулировать отношения между землепользователями и государством.
1. Понятие ресурсной ренты
2. Мировая практика присвоения природной ренты
3. Механизмы изъятия ресурсной ренты
Использованная литература
Роялти в Великобритании взимается
по ставке 12,5% (на шельфе). При этом из валового
дохода исключаются затраты по транспортировке
углеводородов на сушу и издержки закачивания.
Государство, по своему желанию, может
взять роялти полностью или частично продукцией.
Законодательство Великобритании предусматривает
смягчение налоговых условий для компаний,
завершающих свою деятельность на выработанном
участке и демонтирующих шельфовое оборудование.
Налогообложение нефтяной промышленности США
Особенностью недропользования в США является то, что собственником недр в этой стране могут быть не только федерация и штаты, но и частные лица. Соответственно разделяются и доходы от использования природных ресурсов.
Согласно Закону о размещении минеральных ресурсов 1872 года собственники недр имеют право получать рентные доходы от нефтедобычи в виде бонусов (единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов), ренталс, роялти или в виде участия в собственности нефтяных компаний. Помимо выше перечисленных рентных платежей, нефтедобыча облагается налогами, которые поступают в федеральный бюджет и бюджет штата.
Континентальный шельф в США
является федеральной собственностью,
поэтому все платежи с
В других случаях размеры бонусов, ренталс, роялти заметно варьируются (особенно бонусов). Ренталс составляют несколько долларов за акр. Роялти колеблются в пределах 10 – 20%.
Размеры роялти за добычу на частных землях устанавливаются владельцами этих земель. Эти лица, как правило, объединены в ассоциации, которые исполняют консультационные и посреднические функции.
Налогооблагаемая база федераль
Особенностью США является то, что фактически режим налогообложения, изъятие основной части природной ренты и ее использование осуществляются не на уровне федеральной власти, а на уровне штатов.
Достижения и проблемы в изъятии
и использовании природной
Налогообложение добычи нефти и газа в штате Аляска выглядит следующим образом:
1. налог на имущество (оборудование по добыче, переработке, транспортировке углеводородов). Ставка 2%.
2. налог на добычу нефти. В первые пять лет ставка 12,5%, в дальнейшем – 15%. Применяется экономическое лимитирование, то есть, снижение налога для менее прибыльных месторождений.
3. плата за возмещение ущерба окружающей среде, нанесенного при выбросах нефти. - 3 цента с одного барреля добытой нефти.
4. роялти. 12,5% от валовой добычи (почти все нефтеносные земли Аляски принадлежат государству).
5. налог на доходы корпораций. 9,4 % от чистого дохода, полученного на Аляске и 9,4 % от совокупного дохода компании в остальном мире.
Важную роль играют также тарифы на использование нефтепроводов.
Оценка нефти для целей
В 2000 году 78% бюджетных доходов штата Аляска
составили нефтяные платежи.
Помимо покрытия прямых бюджетных расходов штата нефтяные платежи собираются в специальных фондах. В 1976 году был учрежден (конституцией штата) Перманентный фонд штата Аляска. Фонд создавался как источник инвестиций на отдаленное будущее, когда доходы от нефти неизбежно сократятся. Фонд, неподконтрольный исполнительной власти штата, аккумулирует до 50% рентных доходов штата. Основной капитал этого фонда не может расходоваться без согласия избирателей. Доходы от капитала направляются, во-первых, на защиту капитала фонда от инфляции, во-вторых, перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски (от 800 долл. на 1 человека в 1980 году до 2000 долл. – в 2000 году).
На сегодняшний день фонд составляет 26 млрд. долл., из которых 20 млрд. – его уставный капитал. 37% активов фонда размещены в акции американских предприятий, 16 % - в акции иностранных предприятий, 35% и 2% соответственно в американские и зарубежные облигации, 10% - в недвижимость. Фонд входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов мира.
В 1990 году был учрежден Конституционный бюджетный резервный фонд штата Аляска. В нем аккумулируются суммы пеней и штрафов от разрешения споров по нефтяным налогам и роялти. Ежегодно решением парламента штата его средства направляются в операционный бюджет штата. Баланс фонда составляет 3 млрд. долл.
Несмотря на наличие столь стройной
системы изъятия и
К перераспределению нефтяной ренты в пользу корпораций привело и согласие законодателей штата на необоснованное повышение тарифов за транспортировку нефти через нефтепровод Транс Аляска, который на 95% принадлежит нефтяным компаниям BP, Exxon Mobil, Phillips Petroleum.
Независимые эксперты полагают, что в настоящее время нефтяная рента Аляски распределяется следующим образом:
Получатели ренты |
Сумма млрд.долл |
Процент от общей суммы |
Нефтяные компании |
15,6 |
42,5 |
Бюджет штата |
12,4 |
33,8 |
Федеральный бюджет |
8,7 |
23,7 |
Итого |
36,7 |
100 |
При этом нефтяники постоянно жалуются
на непомерно высокие налоги и
бюрократическую
Использованная литература: