Ресурсная рента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Ресурсная рента - денежные средства, полученные за счет продажи общенациональных ресурсов и расходуемые правительством на социальную дотацию населению.
Рентная концепция стоимости природных ресурсов позволяет учитывать редкость ресурса, его невосполнимость, дифференциацию естественных условий и естественного качества природных ресурсов; ее отчисление в бюджеты различных уровней позволит пополнить природоохранные фонды и обеспечить средства на производство ресурсосберегающей техники в землепользовании, урегулировать отношения между землепользователями и государством.

Содержание работы

1. Понятие ресурсной ренты
2. Мировая практика присвоения природной ренты
3. Механизмы изъятия ресурсной ренты
Использованная литература

Файлы: 1 файл

ресурсная_рента_доклад.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Роялти в Великобритании взимается по ставке 12,5% (на шельфе). При этом из валового дохода исключаются затраты по транспортировке углеводородов на сушу и издержки закачивания. Государство, по своему желанию, может взять роялти полностью или частично продукцией.  
Законодательство Великобритании предусматривает смягчение налоговых условий для компаний, завершающих свою деятельность на выработанном участке и демонтирующих шельфовое оборудование.

Налогообложение нефтяной промышленности США

Особенностью недропользования в  США является то, что собственником  недр в этой стране могут быть не только федерация и штаты, но и частные лица. Соответственно разделяются и доходы от использования природных ресурсов. 

Согласно Закону о размещении минеральных ресурсов 1872 года собственники недр имеют право получать рентные доходы от нефтедобычи в виде бонусов (единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов), ренталс, роялти или в виде участия в собственности нефтяных компаний. Помимо выше перечисленных рентных платежей, нефтедобыча облагается налогами, которые поступают в федеральный бюджет и бюджет штата. 

Континентальный шельф в США  является федеральной собственностью, поэтому все платежи с нефтедобычи  на шельфе поступают федеральному правительству. При этом роялти на федеральных площадях составляет 16 2/3%, скользящая шкала не применяется. 

В других случаях размеры бонусов, ренталс, роялти заметно варьируются (особенно бонусов). Ренталс составляют несколько долларов за акр. Роялти колеблются в пределах 10 – 20%. 

Размеры роялти за добычу на частных землях устанавливаются владельцами этих земель. Эти лица, как правило, объединены в ассоциации, которые исполняют консультационные и посреднические функции.

Налогооблагаемая база федерального подоходного налога на корпорации определяется путем вычитания из валового дохода компании эксплуатационных (ренталс, зарплата, затраты на топливо и энергию, ремонт и содержание оборудования и др.) и капитальных затрат. По американскому налоговому законодательству существует целая система скидок по названному налогу для нефтяных компаний. Например, скидка на истощение недр. Компания может выбрать в качестве скидки либо сумму производственных затрат по некоторым статьям (сумма бонуса, затраты на геологические и геофизические исследования) или процентную скидку на истощение недр. Процентная скидка составляет меньшую из двух величин: 22% валового дохода или 50% налогооблагаемого дохода.

Особенностью США является то, что  фактически режим налогообложения, изъятие основной части природной  ренты и ее использование осуществляются не на уровне федеральной власти, а на уровне штатов. 

Достижения и проблемы в изъятии  и использовании природной ренты  в штате Аляска

Налогообложение добычи нефти и  газа в штате Аляска выглядит следующим  образом:

1. налог на имущество (оборудование по добыче, переработке, транспортировке углеводородов). Ставка 2%.

2. налог на добычу нефти. В первые пять лет ставка 12,5%, в дальнейшем – 15%. Применяется экономическое лимитирование, то есть, снижение налога для менее прибыльных месторождений.

3. плата за возмещение ущерба окружающей среде, нанесенного при выбросах нефти. - 3 цента с одного барреля добытой нефти.

4. роялти. 12,5% от валовой добычи (почти все нефтеносные земли Аляски принадлежат государству).

5. налог на доходы корпораций. 9,4 % от чистого дохода, полученного на Аляске и 9,4 % от совокупного дохода компании в остальном мире.

Важную роль играют также тарифы на использование нефтепроводов.          

Оценка нефти для целей налогообложения  осуществляется на основе рыночной цены корзины основных сортов нефти-сырца, прежде всего средней западно-техасской нефти (WTI). Базой для начисления налога на добычу нефти и роялти является оценочная стоимость скважины и производительность месторождения.  
В 2000 году 78% бюджетных доходов штата Аляска составили нефтяные платежи. 

Помимо покрытия прямых бюджетных  расходов штата нефтяные платежи  собираются в специальных фондах. В 1976 году был учрежден (конституцией штата) Перманентный фонд штата Аляска. Фонд создавался как источник инвестиций на отдаленное будущее, когда доходы от нефти неизбежно сократятся. Фонд, неподконтрольный исполнительной власти штата, аккумулирует до 50% рентных доходов штата. Основной капитал этого фонда не может расходоваться без согласия избирателей. Доходы от капитала направляются, во-первых, на защиту капитала фонда от инфляции, во-вторых, перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски (от 800 долл. на 1 человека в 1980 году до 2000 долл. – в 2000 году).

На сегодняшний день фонд составляет 26 млрд. долл., из которых 20 млрд. – его уставный капитал. 37% активов фонда размещены в акции американских предприятий, 16 % - в акции иностранных предприятий, 35% и 2% соответственно в американские и зарубежные облигации, 10% - в недвижимость. Фонд входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов мира. 

В 1990 году был учрежден Конституционный  бюджетный резервный фонд штата  Аляска. В нем аккумулируются суммы  пеней и штрафов от разрешения споров по нефтяным налогам и роялти. Ежегодно решением парламента штата  его средства направляются в операционный бюджет штата. Баланс фонда составляет 3 млрд. долл.

Несмотря на наличие столь стройной системы изъятия и использования  ресурсной ренты в штате Аляска, и здесь имеют место многочисленные факты приватизации ренты благодаря  огромному политическому давлению на власти штата со стороны нефтяных корпораций. По заключению независимых экспертов, именно благодаря лоббизму или прямой коррупции, нефтяным корпорациям удалось добиться от законодателей штата отмены раздельного учета доходов компаний на Аляске и зарубежом, что привело к фактическому падению ставки налога на доход нефтяных корпораций с 10 до 3 %. 

К перераспределению нефтяной ренты  в пользу корпораций привело и  согласие законодателей штата на необоснованное повышение тарифов  за транспортировку нефти через нефтепровод Транс Аляска, который на 95% принадлежит нефтяным компаниям BP, Exxon Mobil, Phillips Petroleum.

Независимые эксперты полагают, что  в настоящее время нефтяная рента  Аляски распределяется следующим образом:

Получатели ренты

Сумма млрд.долл

Процент от общей суммы

Нефтяные компании

15,6

42,5

Бюджет штата

12,4

33,8

Федеральный бюджет

8,7

23,7

Итого

36,7

100


При этом нефтяники постоянно жалуются на непомерно высокие налоги и  бюрократическую зарегулированность предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

    1. http://mbs-renta.narod2.ru/Glava_9.4.htm
    2. http://kadastr.org/conf/2011/pub/econnedv/prir-resursn-renta.html
    3. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992.
    4. Курс экономической теории. Под ред. М.Н Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров, АСА, 2001.

 


Информация о работе Ресурсная рента