Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель: изучить процессы развития персонала и результативность обучения в образовательном учреждении.
Задачи:
• изучить цели процесса обучения персонала;
• рассмотреть формы и методы процесса обучения;
• изучить этапы процесса обучения;
Введение 2
1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОАНАЛА 3
1.1. Цели процесса обучения 3
1.2. Виды и формы процесса обучения и методы обучения 7
1.3. Этапы процесса обучения 11
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 17
2.1. Психологическое влияние обучения на персонал 17
2.2. Изменения в организации и обучение персонала 20
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННХЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА 26
Заключение 31
Список использованных источников 34
Важным для работодателя является пункт 23 статьи 264 Налогового кодекса РФ исключает из налогооблагаемой прибыли расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе.
Таким образом, российское законодательство составлено таким образом, чтобы стимулировать работодателя повышать профессиональный уровень работников, и работники обладали социальными гарантиями и были заинтересованы в прохождении обучения.
Социальная
организация состоит из людей, и
это определяет ряд ее специфических
свойств. При подготовке, планировании
и проведении обучения особенно актуальной
становится проблема учета всех личных
и коллективных факторов, оказывающих
влияние на деятельность организации.
Высокая степень
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННХЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
Часто компании пренебрегают определением потребностей в обучении и еще чаще оценкой эффективности проведенного обучения, реализуя лишь промежуточный этап: заключают договоры с внешними провайдерами, тратят немалые финансовые средства и отправляют сотрудников (часто без их особой заинтересованности) на тренинги, семинары и т.д. Такой подход в большинстве случаев приводит к неоправданному расходованию средств и времени сотрудников и уж точно никак не приближает компанию к достижению ее стратегических и тактических целей.
Затраты на обучение и определение эффективности обучения.
В 80-х гг. расходы на внутрифирменную подготовку кадров составили: “IBM” - 750 млн. долл. (5% затрат на оплату труда); “Дженерал электрик” - 260 млн. долл. (2%), “Ксерокс” - 257 млн. долл. (4%), “Текас инструментс” - 45 млн. долл. (3,5%), “Моторолла” - 42 млн. долл. (2,6%). Суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти удвоятся.
В среднем по программам подготовки фирмы США тратят 263 долл. на одного работника. В целом затраты на внутрифирменное обучение вполне сопоставимы с затратами на государственные и частные школы (среднее и высшее образование) - примерно 350 млрд. долл.
Уже с 70-х
годов большинство
Один
из вариантов оценки эффективности
может быть основан на теории человеческого
капитала, в соответствии с которой
знания и квалификация наемных работников
рассматриваются как
Можно выделить следующие характеристики основного капитала:
Цена
приобретения - это сумма расходов
на набор рабочей силы, ознакомление
ее с производством и
Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.
Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:
BV = Ѕ C, где r - предполагаемый срок занятости;
р - число отработанных лет;
C - восстановительная стоимость.
В балансе
показывается общая сумма вложений
в трудовые ресурсы на начало планового
периода (затраты на выбор и обучение),
указывается объем
Исследователи утверждают, что сейчас более высокий экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.
По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е гг. ХХ столетия рост экономики за счет повышения обученности работников составит 2,1%, за счет роста населения - 0,4%, за счет увеличения капитала - 0,5%.
Другой подход оценки эффективности обучения связан с выделением результатов обучения для разных субъектов и оценкой их качества.
Говоря об эффективности обучения, мы должны выделить три основных субъекта данного процесса:
Преподаватель, ведущий курса, который часто является и разработчиком программы обучения;
Клиент,
участник программы обучения, направленный
на курсы вышестоящим
Заказчик, оплачивающий программу обучения и заинтересованный в быстром включении полученных слушателем знаний и навыков в трудовой репертуар.
У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:
Преподаватель – как правило оценивает результат по овладению знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения.
Участник
программы, клиент – как правило,
ориентируется на создавшуюся в
процессе обучения атмосферу, возникший
или пропавший у него интерес
к данной теме. Наличию или отсутствую
сформированного конкретного
Заказчик, вышестоящий руководитель оценивает качество обучения по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены в практическую деятельность. Для оценки используется аттестация работников через определенный промежуток времени, интервью с руководителем по анализу проблем деятельности.
Оценка эффективности обучения
Мероприятия,
которые позволяют оценить
Первый
уровень – «Оценка
На этом этапе производится сбор информации о том, как сами участники обучающей программы оценивают ее эффективность. Для этой цели используются анкеты обратной связи.
Подобную анкету тренер дает участникам сразу после завершения обучения. В случае внутреннего обучения, которое проводит штатный тренер, анализ анкет обратной связи проводит менеджер по персоналу. Итоговые оценки, представленные сотрудниками в рамках оценки программ обучения, в последующем используются при оценке курсов обучения в целом.
Второй уровень – «Полученные знания»
На этом этапе тренер оценивает знания, полученные сотрудником по итогам прохождения курса обучения.
Для оценки этого уровня тренер использует специально разработанные тесты, опросники и задания (разработанные самостоятельно либо предоставленные провайдером, проводившим обучение), цель которых – количественно измерить прогресс в полученных знаниях. По результатам оценочных мероприятий участникам проставляются оценки.
Третий уровень – «Поведение»
Это наиболее
сложный уровень, на котором как
никогда становится важной связь
между HR-подразделением и линейными
руководителями. Сначала тренер совместно
с линейными руководителями должны
ответить на вопрос, какие функции
должны выполнять участники тренинга
или обучающей программы в
рамках своей профессиональной деятельности,
чтобы использовать полученные знания
и навыки. На основании этих ответов
непосредственные руководители формируют
план действий каждого участника
тренинга/образовательной
Основным инструментом оценки на данном этапе является анкета «Оценка сотрудника после прохождения программы обучения», где в графу «Формулировка цели обучения» тренер заносит информацию о целях обучения, сформулированных еще на стадии планирования обучения. А задача непосредственного руководителя – оценка по шкале от 0 до 4 степени достижения этих целей с точки эрения приобретения/развития сотрудником знаний/навыков, демонстрируемых в трудовой деятельности. Анкеты передаются менеджеру по персоналу для обобщения и сведения и анализа сводных данных.
Оценка эффективности замыкает цикл мероприятий по обучению и развитию персонала. По итогам отчетного периода (квартал, год) менеджер по персоналу готовит для руководства компании сводный отчет об обучении и развитии сотрудников, в котором отражает количественные и качественные показатели, характеризующие систему обучения. После чего начинается новый цикл.
В заключение хочется особо отметить, что организовать систему обучения - недостаточно. Надо еще обеспечить применение сотрудниками полученных знаний и навыков на практике в работе, только тогда инвестиции будут оправданны, результатами обучения станет развитие, а риск увольнений снизится.
Обучение включает в себя получение
новыми и действующими сотрудниками
навыков, необходимых для успешного
выполнения работы. В настоящее время
все больше и больше фирм используют
обучение для достижения двух целей,
во-первых, предоставлять сотрудникам
более широкий спектр навыков: в
частности навыков решения
Изменения могут быть вызваны внедрением новых систем или процедур, например новой системы оценки деятельности, или брифинговых групп. Изменения навыков, необходимых сотруднику для выполнения работы, могут быть связаны с расширение сферы его деятельности по мере роста квалификации. А также с перемещением на новую должность. Иногда изменения могут произойти из-за смены приоритетов деятельности компании. Но в любом случае, чтобы новая система действовала эффективно, необходимо провести обучение сотрудников.
Любая программа обучения в идеале включает четыре этапа:
Первым шагом в обучении является определение того, какое обучение требуется и требуется ли оно вообще. Главное здесь - выяснить, какие процессы включает данная работа, разбить ее на подзадачи. Каждую из которых предложить новому сотруднику. Существует два основных метода определения потребностей в обучении - это анализ задач и анализ исполнения.
Анализ задач: оценка потребностей в обучении новых сотрудников. Общей практикой, особенно в отношении работников низшего звена. является найм необученного персонала с его последующим обучением. Целью предпринимателя в данном случае является развитие навыков и расширение знания персонала, необходимых для эффективной работы и обучение, обычно базирующееся на анализе задач - детализированном изучении выполняемой работы с целью определения требуемых специфических навыков.
Особенно полезны здесь
Анализ деятельности: определение потребностей обучения постоянных сотрудников. Суть анализа деятельности - в определении разницы между "не могу" и "не хочу" при решении проблемы. Во-первых, необходимо выяснить, существует ли проблема вообще. Если она существует, то каковы конкретные причины этого: сотрудники, не знающие, что делать; принятые нормы и стандарты; ограничения самой системы; недостаточность обучения. Весьма вероятно, что это - проблема нежелания. В этом случае стоит попытаться изменить порядок вознаграждений, установив систему стимулирования и мотивации.
Информация о работе Результативность обучения и развития персонала в образовательном учреждении