Роль и функции руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива

Файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная экономика –  прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – прежде всего управление человеческими  ресурсами.

Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей  обеспечивает достижение главных целей  предприятия.

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления –  руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид  информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой  и передачей информации.

В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление  персоналом» давно уже стало  не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего  образования в целом.

Необходимость специальной  подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный  руководитель может всесторонне  проявить себя в работе, лишь активно  взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой  культурой коммуникаций, знаниями и  навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные  с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.

 

 

 

1 РОЛЬ И ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Эффективность руководства  во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем  ролям и функциям, которые он призван  выполнять в организации.

В наиболее общей, интегрированной  форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.

Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:

  1. Роль лидера. В данном случае имеется ввидунеформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
  2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
  3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
  4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.

Более детальную и близкую  в к российским условиям классификации  ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».

  1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
  3. «организатор» - координация работы сотрудников;
  4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
  5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
  6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
  8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в  его функциях.Можно выделить следующие  функции руководителя:

    1. Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
    2. Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
    3. Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
    4. Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
    5. Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
    6. Информирование сотрудников.
    7. Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
    8. Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
    9. Делегирование задач, компетенций, ответственности.
    10. Предотвращение и разрешение конфликтов.
    11. Распространение специфических для организации ценностей и норм.
    12. Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
    13. Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
    14. Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

Функции руководителя выступают  основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений  деятельности. Как правило, чем в  большей мере эти качества соответствуют  выполненным функциям, тем эффективнее  руководство.

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

 

В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность  его деятельности, можно объединить в две общие группы:

1. биологические и социально-экономические  характеристики;

2. личностные качества.

Первую групп качеств  руководителя отличает преимущественно  объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.

В первую очередь это такие  демографические параметры, как  пол и возраст, а в определенной степени и здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

1. Полруководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентирована на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины же подобных доказательств обычно не требуется.

2. Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры). Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.

Как молодой, так и пожилой  возраст имеют свои достоинства  и недоставки, влияющие на эффективность  руководства. Главными достоинствами  молодых руководителей является энергичность, высокая восприимчивость  к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье и высокая работоспособность. В тоже время они уступают своим старшим по возрасту коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале – знаниях, специфики организации, в хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного.

Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого  духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую  уравновешенность, стрессоустойчивость  и т.п.

Занятие руководящих должностей напрямую зависит от социального  происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший  способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет  компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие  должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих  кадров все-таки имеет место.

Образование выступает одним  из ведущих факторов занятия руководящих  должностей и эффективного руководства.

Образование занимает как  бы промежуточное положение между  объективными и субъективными, личностными  характеристиками руководства, поскольку  его получение зависит как  он социально-экономического положения  и богатства человека, так и  его индивидуальных способностей, в  первую очередь от уровня интеллекта.

Ко второй группе – личные качества руководителя относятся:

Интеллект – характеризует  умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место  среди личностных характеристик  руководителя.

Влияние умственных способностей на карьеру и эффективность руководства  детально разработали Ф. Фидре и  А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что  влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целям рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой.

Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком  самоуверенности, решительности, а  также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и  эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом  руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают  «слишком» умных и стараются  либо избавиться от них, либо задержать  их должностной рост, не допуская к  руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов  себе.

Помимо интеллекта к наиболее важным личным качествам эффективного руководителя относятся:

  1. Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.
  2. Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.
  3. Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
  4. Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.
  5. Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.
  6. Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.
  7. Общительность, умение работать с людьми.
  8. Способность максимально использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

Если говорить о российских менеджерах – их индивидуальных качествах  и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную  ситуацию в стране и деградацию российского  персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с  американскими коллегами, а в  чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей  состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая  у нас воспринимается как почти  нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние  годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.

По данным журнала Newsweek, по количеству управленческих должностей по отношению к численности национальных диаспор в США Перове место занимают – русские, второе – ирландцы, третье – итальянцы.

В тоже время не следует  забывать о недостатках отечественных  руководителей (унаследованной от позднего советского периода): низкая исполнительская  дисциплина, расхлябанность, инфантилизм  и т.д.

Исходя из характеристик  и личных качеств руководителя можно  отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя:

  1. Результативность и желание много работать для достижения намеченных целей.
  2. Желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения.
  3. Готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации.
  4. Готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество.
  5. Искусство принимать быстрые решения.
  6. Способность сосредотачиваться на настоящем и будущем.
  7. Способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их.
  8. Готовность к общему руководству.
  9. Творческий подход к своей работе.
  10. Постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма.
  11. Умение правильно использовать свое время.
  12. Готовность к мотивированию себя и персонала.
  13. Готовность к политическому руководству.
  14. Международный кругозор.

Информация о работе Роль и функции руководителя