Роль и место бизнеса в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Бизнес имеет двоякое значение в жизни общества. С одной стороны бизнес - это процесс максимизации прибыли, а с другой стороны это деятельность, направленная на создание благ для потребителя... В данной работе я рассмотрела бизнес с двух аспектов.
Для понимания самой природы современного бизнеса, его роли и значения стоит хотя бы вкратце напомнить его общую эволюцию, тенденции развития его технологии. Без их понимания позиционирование российского бизнеса обречено на неадекватность, на вращение в кругу застарелых идей и устаревших идеологических и нравственных стереотипов.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………..…3
2. Концепции социальной роли бизнеса в обществе……….………..5
3. Аргументы в пользу социальной ответственности………………..6
4. Аргументы против социальной ответственности………................6
5. Прибыль и эффективность………………………………………….7
6. Прямое и социальное действие……………………………………..8
7. Заключение…………………………………………………………..9
8. Список использованной литературы………………………..........10

Файлы: 1 файл

реферат Роль места бизнеса в обществе.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 


 

 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И  МЕНЕДЖМЕНТА 
Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Роль и  место бизнеса в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы Б1201амб  Пак В. А.

 

Проверил доцент 
Денисевич Е. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 
2013

Содержание.

 

 

    1. Введение…………………………………………………………..…3
    2. Концепции социальной роли бизнеса в обществе……….………..5
    3. Аргументы в пользу социальной ответственности………………..6
    4. Аргументы против социальной ответственности………................6
    5. Прибыль и эффективность………………………………………….7
    6. Прямое и социальное действие……………………………………..8
    7. Заключение…………………………………………………………..9
    8. Список использованной литературы………………………..........10

 

 

Введение

Общество без развития бизнеса не имеет возможности  собственного развития. Все вокруг нас в настоящее время, является плодами деятельности бизнеса либо в настоящее время, либо в прошлом. Совершенствование технологий, появление новых товаров, строительство, досуг, появление новых направлений в науке и обучении, профессиональная деятельность,- все это составляющие результатов бизнеса индивидуумов, которые, служа источником обретения прибыли для одних, являются средой существования для других, т. е. сферой жизнедеятельности самого общества в целом.

Бизнес стал глобальной силой. Его основной целью является предоставление прибыли своим акционерам и защита интересов заинтересованных лиц. Бизнес является интегрированной силой в обществе и рассчитан на выполнение работы. Для осуществления данной цели, бизнес использует мощный набор инструментов, позволяющий более эффективно создавать стоимость.

Для того чтобы достичь  Целей Развития Тысячелетия, нацеленных на преодоление ряда глобальных проблем, таких как голод и нищета, набор инструментов бизнеса (т.е. те навыки, которые компания уже приобрела, преследуя свои нормальные коммерческие цели) может играть решающую роль.

Представьте себе, что некий бизнесмен, который никогда не сталкивался в своей деятельности с силой, превышающей человеческую, должен переместить груз. Обращаясь к накопленному человечеством опыту, он видит и тягловую силу, и автомобили, и поезда, и подъемные краны… Он спрашивает, что из всего этого было изобретено последним. И получает, например, ответ: «Космический корабль многоразового использования». С радостью использует наш бизнесмен это уникальное изобретение в стремлении соответствовать самому последнему слову техники, и поставка мебели для соседнего населенного пункта улетает в межпланетное пространство…

Максимальная эффективность  – это соответствие методов и  усилий поставленным целям. Для того чтобы применять адекватные средства для решения поставленных задач, необходимо обладать достаточными для этого знаниями или, по крайней мере, знать, у кого спросить.

Технология деловой  активности (менеджмент) менялась и  радикально, особенно за последнюю  сотню лет. Это обстоятельство, к  сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом анализа Маркса. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. Сегодня на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса, и деловая активность становится мотором развития общества.

Поэтому для понимания  самой природы современного бизнеса, его роли и значения стоит хотя бы вкратце напомнить его общую  эволюцию, тенденции развития его технологии. Без их понимания позиционирование российского бизнеса обречено на неадекватность, на вращение в кругу застарелых идей и устаревших идеологических и нравственных стереотипов.

Так же, как живой организм, каждый бизнес проходит все стадии развития. Все они необходимы, и результат каждого из этапов находит свое реальное место в жизнедеятельности компании. Бизнесу нужна сбалансированная жизнь, реальная основа для деятельности, импульс для движения вперед и наполненность идеями для процветания. Однако все эти этапы наблюдаются в России одновременно, и в этом состоит наша безусловная уникальность.

 

Концепции социальной роли бизнеса  в обществе

      В мировой теории и практике менеджмента существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм. Различие основывается на неодинаковых подходах к пониманию целей организации.

       По одной из этих концепций фирма, организация должна преследовать только экономические цели, ее социальная ответственность сводится к максимизации прибыли. Выполняя экономическую функцию, бизнес обеспечивает работу для членов общества, а также дивиденды для акционеров. В этом по сути и состоит его социальная роль. К активным сторонником данной концепции относится один из основателей монетаризма Милтон Фридмен. Он оговаривает лишь, что бизнес должен играть эту роль, участвуя в открытой конкурентной борьбе, придерживаясь установленных "правил игры" и не прибегая к мошенничеству и обману.

       Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничиваться экономическими целями; он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также способствовать достижению социальных целей общества в целом. Согласно этой точке зрения, бизнесмены несут социальную ответственность перед собственными работниками и перед обществом, призваны добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция была выдвинута в США Робертом Э.Вудом (главой фирмы "Сире") в 30-х годах. Однако тогда она не получила поддержки и развития, так как страны Запада переживали "великую депрессию" и главной заботой фирм было элементарное выживание. В этот период население было готово удовлетвориться и тем, что бизнес предоставит рабочие места, а вслед за этим — прибыль, "дивиденды".

Позднее, начиная  с 50-х годов, интерес к концепции  социальной ответственности и социальной роли бизнеса стал усиливаться. В 70-х  и 80-х годах осознание необходимости учета социальных целей и социальных последствий принимаемых фирмой деловых решений, заботы бизнеса о своем "имидже" в глазах общества выдвинули на передний план концепцию социально-ответственного и социально-мотивационного управления фирмой. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, ориентированной на человека модели рыночной экономики.

В книге «Социальная  ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция  социальной ответственности может  быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.

 

 

Аргументы в  пользу социальной ответственности

1. Благоприятные для  бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей  и ожиданий широкой публики.  Связанные с бизнесом социальные  ожидания радикально изменились  с 60-х гг. Чтобы сузить разрыв  между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство  вести себя социально ответственно. Предприятие является членом  общества, поэтому нормы морали  также должны управлять его  поведением. Предприятие, подобно  индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности. Некоторые аргументы в пользу социальной ответственности рассмотрены в примере  

 

Аргументы против социальной ответственности.

1. Нарушение принципа  максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную  вовлеченность. Средства, направляемые  на социальные нужды, являются  для предприятия издержками. В  конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что ведет к ухудшению платежного баланса США во внешней торговле.

Прибыль и эффективность

Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует  понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

Согласно этой точке  зрения, активно поддерживаемой лауреатом Нобелевский премии Милтоном Фридменом, истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». 

 

Прямое социальное действие

С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация —  это нечто большее, чем экономическая  целостность. Согласно этой точке зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим, иногда называемым посредниками (между организацией и обществом в целом — Прим. научн. ред.), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Согласно этой точке  зрения, организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности» и утверждает, что «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет».

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений; без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания или формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

Информация о работе Роль и место бизнеса в обществе