Роль и значение финансового менеджмента в управлении корпорацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.
Современные сложности управления денежными средствами (денежные и неденежные формы расчетов в бухгалтерском учете смешиваются и выступают в виде формального денежного оборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 13
ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 17
ПЕРВИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 19
ВТОРИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

ФМ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

5. Координация (лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Финансовый менеджмент – одна из подсистем управления предприятием. Необходимость ее организации связана с характером управления в условиях интенсивно изменяющейся внешней среды. Для постоянного повышения эффективности финансового менеджмента цели его организации на предприятии должны постоянно пересматриваться и оптимизироваться.

  1. Главная цель финансового менеджмента – максимизация благосостояния собственников предприятия (пайщиков, акционеров) в текущем и будущем периодах. Реальное воплощение данной цели – обеспечение максимизации рыночной стоимости предприятия, что и выступает реализацией конечных финансовых интересов его владельцев. Достижение главной цели возможно лишь при решении целого комплекса частных задач.
  2. Формирование необходимого объема финансовых ресурсов с учетом принятых задач развития предприятия в перспективе. Соотношение собственного и заемного капиталов в структуре источников предприятия определяет конечные финансовые результаты его деятельности. Считается, то оптимальным выступает соотношение 50/50 % в обороте. Многие предприятия предпочитают использовать только собственные ресурсы. Однако экономически доказано, что привлечение заемных источников целесообразно при условии их окупаемости, когда использование повысит рентабельность собственных средств.
  3. Наиболее эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности предприятия. Эффективность во многом зависит от пропорциональности и сбалансированности. Поэтому если говорить о финансовой деятельности, то требуется установление необходимой пропорциональности в использовании финансовых ресурсов на цели производственно-хозяйственного и социального развития организации, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т. п.
  4. Оптимизация денежного оборота предприятия, который характеризует качество финансовой работы. Только благодаря продуманной финансовой работе предприятие имеет возможность достигать всех запланированных целей. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе оборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов.
  5. Максимизация прибыли. Прибыль вообще может быть одной из целей предприятия. Однако при этом ее размер должен быть адекватен уровню финансового риска. На современном этапе главной целью деятельности предприятия должен быть размер его стоимости.
  6. Минимизация уровня финансового риска. В основе финансовой работы минимальный уровень финансового риска также выступает одной из основных целей деятельности предприятия. Связь риска с прибылью делает необходимым их постоянное рассмотрение как взаимосвязанных понятий.
  7. Постоянное финансовое равновесие предприятия. Сбалансированность развития и функционирования предприятия необходима для достижения его высокой конкурентоспособности. В данном случае сбалансированность должна достигаться путем поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей предприятия и т. п.

 

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Финансовый  менеджмент как наука должен иметь  в своей основе базовые теоретические положения, позволяющие понять его суть, цели, задачи, роль в деятельности предприятия и пути совершенствования. Финансовый менеджмент на предприятии должен иметь в своей основе определенную концепцию. Это необходимо, потому что теория и практика неразрывны между собой по определению.

Концепции финансового менеджмента позволяют  эффективно организовывать практическую работу по управлению финансами на предприятии. На их основе строятся многие инструменты управления, помогающие финансовым менеджерам в постановке и решении финансовых целей и задач.

1). Концепция денежного потока предполагает

  • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
  • оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
  • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
  • оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе  практически всегда сопряжено с  риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная  оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов  финансирования предприятия.

5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность»  в данном случае рассматривается  не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение  информационной эффективности рынка  базируется на выполнении следующих  условий:

  • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
  • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
  • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
  • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
  • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
  • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор  на этом рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать больше, чем  в среднем доход на инвестиционный  капитал при заданной степени  риска.

2). Уровень дохода  на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция  эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

  • слабой
  • умеренной
  • сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

 

ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Практическая  работа по финансовому менеджменту  на предприятии предполагает использование  целого ряда методов, большинство из которых по содержанию выступает  прогнозно-аналитическими. Управление финансами может быть эффективным  только в результате комбинированного использования всех этих методов.

Классификация прогнозно-аналитических  методов

1. Неформализованные методы, основанные на описании на логическом уровне аналитических процедур. Они не предлагают использования строгих аналитических зависимостей.

К ним относятся следующие методы: экспертных оценок; сценариев; морфологические; сравнения; построения систем показателей; построения систем аналитических таблиц и т. п.

Эти методы характеризуются определенным субъективизмом, поскольку большое  значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. Иногда это считают недостатками данных методов.

2. Формализованные методы, в основе которых лежат строгие формализованные аналитические зависимости. Методы данной группы достаточно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие группы:

– элементарные методы факторного анализа, применяемые для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, выделения основных факторов его улучшения; к ним относятся следующие методы: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов.

– традиционные методы экономической статистики, широко используемые в финансовом менеджменте, например в учете индексов цен при анализе и планировании деятельности предприятия, построении рядов динамики для оценки доходности финансовых активов и т. д.; к ним оценки доходности финансовых активов и т. д.; к ним относятся следующие методы: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики;

– математико-статистические методы изучения связей, применяемые при расчете разнообразных индикаторов фондового рынка, прогнозировании возможного банкротства; к ним относятся: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, кластерный анализ и др.;

– методы экономической кибернетики и оптимального программирования, которые активно разрабатывались в 1960-е гг. и использовались для анализа и отбора инвестиционных проектов (на сегодняшний день их роль в финансовом менеджменте относительно невысока); к ним относятся: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.;

– эконометрические методы, основанные на постулатах эконометрики; к ним относятся: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса;

– методы исследования операций и теории принятия решений, которые не получили широкого распространения в управлении финансами; к ним относятся: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания.

Выбор метода зависит от его специфики, сферы использования, решаемых задач.

 

ПЕРВИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Финансовый  менеджмент имеет множество инструментов, используемых в финансовой работе в  различных коммерческих организациях. Эффективность финансового менеджмента в организации зависит от профессионализма финансовых работников. Однако сами по себе используемые методы и инструменты, методики и технологии управления способны оказывать влияние на результаты деятельности предприятия.

Финансовая  работа на предприятии должна быть направлена на использование всех возможностей. Одним из таких направлений, которые  позволяют дополнительно обеспечить предприятие необходимыми финансовыми  ресурсами, считается работа с ценными бумагами.

Финансовый инструмент – любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого. Различают первичные финансовые инструменты, представленные разновидностями ценных бумаг, и производные.

Ценная бумага – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Капитал может существовать в денежной, производительной и товарной формах. Однако ценные бумаги также могут считаться формой существования капитала.

Информация о работе Роль и значение финансового менеджмента в управлении корпорацией