Роль и значение финансового менеджмента в управлении корпорацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.
Современные сложности управления денежными средствами (денежные и неденежные формы расчетов в бухгалтерском учете смешиваются и выступают в виде формального денежного оборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 13
ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 17
ПЕРВИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 19
ВТОРИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

ФМ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Разновидности ценных бумаг и, соответственно, первичных финансовых инструментов

1. Акции – долевые ценные бумаги, подтверждающие право их владельца участвовать в управлении хозяйственным обществом, распределении прибыли последнего и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в уставный капитал.

2. Облигации – ценные бумаги, которые подтверждают обязательство эмитента возместить владельцам их номинальную стоимость в определенный срок с уплатой фиксированного процента, если только иное не предусмотрено условиями выпуска облигаций.

3. Казначейские обязательства – вид государственных ценных бумаг, которые выпускаются Министерством финансов РФ и используются в качестве средства оплаты по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями.

4. Вексель – денежное обязательство должника строго установленной формы, дающее его владельцу безусловное право при наступлении срока требовать от должника или акцептанта уплаты оговоренной в нем суммы.

5. Чек – денежный документ, составленный в установленной законом форме, содержащий приказ владельца лицевого счета, выписавшего чек, о выплате владельцу последнего обозначенной в нем денежной суммы.

6. Депозитный сертификат – письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему.

7. Сберегательный сертификат банка по содержанию очень похож на депозитный (его отличие состоит в том, что он предназначен для физических лиц); на практике сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования.

Различные виды финансовых инструментов необходимы для того, чтобы полностью избегать потенциально возможных опасностей. Интенсивность использования данных инструментов на предприятии зависит от уровня финансовой работы на предприятии.

 

ВТОРИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Финансовый менеджмент на предприятии предполагает использование широкого спектра инструментов. Это могут быть различного рода методики, формулы, методы оценки и т. д. Самостоятельное направление исследования в финансовой науке – проблема использования финансовых инструментов.

Вторичные финансовые инструменты возникли в  результате трансформации традиционных финансовых отношений, имеющих место  в ходе операций, связанных с приобретением  прав собственности, а также отчасти  ссудозаемных и кредитных операций.

Известны следующие виды производных финансовых инструментов.

1. Хеджирование – способ компенсации возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков; страхование цены товара (продукции, услуги) от риска, нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения посредством создания встречных валютных, коммерческих кредитных и иных требований и обязательств.

2. Форвардный контракт по сути – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов, а после доставки товара покупатель обязан заплатить заранее оговоренную (в момент заключения контракта цену).

3. Фьючерсный контракт (фьючерс) – разновидность ценных бумаг, нацеленная на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке).

4. Своп – договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги – упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной (основной) суммы).

5. Опцион – одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям одной из сторон (это прежде всего контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока исполнить контракт, отказаться от его исполнения, продать его другому лицу от истечения срока его действия).

6. Операции РЕПО – договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг).

Каждый  производный финансовый инструмент в своем роде уникален. Их использование  призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых они были придуманы. Производные финансовые инструменты обычно широко используются в крупных корпорациях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, на любом предприятии имеется бухгалтер, задачей которого является ведение учета оборота финансовых средств на предприятии. Но в связи с тем, что функции бухгалтера ограничены только учетом оборота этих средств и составлением отчетной документации, встает вопрос о необходимости управления финансовыми ресурсами предприятия с целью извлечения дополнительного дохода (деньги должны «делать» деньги). Именно эту роль берет на себя финансовый менеджер.

Оперируя такими финансовыми инструментами как:

  • Ценные бумаги (акции, облигации, опционы, векселя, фьючерсы);
  • Оптимизация налогообложения (совместно с бухгалтером);
  • Банковское кредитование;
  • Лизинг, селенг, трансферт;
  • Залоговые операции, ипотека;
  • Страховые операции;
  • Валютные операции;
  • Офшорные операции

и многие другие, предприятия, непосредственно не занимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые компании, биржи, трастовые компании, брокерские фирмы), имея хорошего специалиста в области финансового, менеджмента могут успешно действовать на финансовом рынке с целью извлечения дополнительного дохода.

Для успешного  осуществления своих обязанностей финансовый менеджер должен обладать высокой профподготовкой, которая включает в себя знание экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированных знаний по финансовому менеджменту.

Хотелось бы подчеркнуть, что специфика работы не предполагает наличие у него такого качества обычного линейного менеджера, работающего с людьми, как лидерство, так как он является функциональным менеджером, и работа с людьми у него ограничивается кругом равных людей. И знание обычного менеджмента не является необходимым. Хотя можно отметить, что в основе работы финансового менеджера, как и любого другого, находятся все те же четыре основные функции менеджмента:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

В данном случае объектом приложения этих функций являются финансы предприятия. И только объектом мотивации является сам менеджер, и его желание хорошо выполнить и улучшить свою работу.

Если раньше предприятия не уделяли финансовому  менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становиться распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента, учеб.  – М, Проспект, 2010.
  2. Лукъянчук У.Р. Шпаргалка по финансовому менеджменту, учеб. 2010
  3. http://www.center-yf.ru/data/economy/Finansovyi-menedzhment.php - Центр управления финансами
  4. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: краткий курс, учеб., 2007

5. http://www.cfin.ru/management/finance/ - электронная библиотека корпоративного менеджмента

6. Пивоваров  К.В. Финансово-экономический анализ  хозяйственной деятельности коммерческих организаций,   - М., 2005




Информация о работе Роль и значение финансового менеджмента в управлении корпорацией