Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:22, магистерская работа
Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
Глава 1. Основы лидерства
1.1 Понятие и содержание лидерства
1.2 Типология лидерства
Глава 2. Роль лидерства в управлении
.Гглава 3. Роль лидера в управлении организацией
3.1 Роль лидера в управлении организационной культурой
3.2 Роль лидера в управлении персоналом
3.3 Роль лидера в управлении внешними связями
3.4 Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
Второй способ устранения деструктивного лидерства -- изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства -- перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего.
Четвертый способ устранения
негативного для организации
лидерства -- подрыв репутации лидера,
его компрометация в его
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1) повышение эффективности лидерства;
2) постепенное падение
эффективности деятельности
3) полная утрата лидером
способности к выполнению
Профессиональное долголетие
лидера и продолжительность каждого
из этапов его лидерства зависят
от многих социально-психологических
факторов, но можно сознательно уберечься
от столь печального развития ситуации:
(1) постоянно
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.
3. Роль лидера в управлении организацией
3.1 Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и культура представляют
собой два взаимосвязанных
Организационная культура -
это совокупность доминирующих стереотипов,
ценностей и правил, которые находят
свое логическое воплощение в типичных
и поощряемых моделях поведения,
взаимодействия членов организации
друг с другом и с представителями
внешней среды, а также в различных
продуктах организационной
Элементами организационной культуры являются:
o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений, переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;
o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и взаимодействия членов организации друг с другом, а также с представителями внешней среды;
o технология производства товаров и услуг;
o любые материальные продукты деятельности, включая планировку офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.;
o любые продукты социальной реальности нематериального характера (идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
1. Выделение уникальных
черт субкультур различных
2. Культивирование таких
черт культуры, которые определяют
эффективность организации (
3. Изменение тех черт
общей культуры или
Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства.
Тип культуры: клановая Тип культуры: эдхок
Тип культуры: иерархическая Тип культуры: рыночная
В соответствии с измерениями «гибкость/индивидуальность» - «стабильность/контроль» и «ориентация на внешнюю/внутреннюю среду» были выделены четыре типа организационных культур:
1. Клановая культура.
2. Иерархическая культура.
3. Рыночная культура.
4. Эдхок- культура.
Каждый тип организационной
культуры определяет критерии эффективности
организационной деятельности и
стиль управленческого
В условиях клановой организационной культуры особое влияние уделяется поддержанию атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации, позволяющей им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям клиентов. В организации с клановой культурой сотрудники воспринимают себя как одну семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом много общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и взаимной лояльности, а также приверженность традициям. В организации данного типа придается особое значение выгоде от долговременного развития персонала.
Сильными сторонами клановой культуры можно считать способность лидеров поддерживать атмосферу согласия и нравственного единства членов; последовательное вовлечение в организационную деятельность всех подчиненных; проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам организации. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
· Управление командами.
· Управление межличностными взаимоотношениями.
· Управление развитием человеческих ресурсов.
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Для эдхократической организационной культуры характерны динамизм, предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов. Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение новых ресурсов.
Сильными сторонами эдхок-
· Управление инновациями.
· Управление будущим.
· Управление совершенствованием.
В организации этого типа, как правило лидер выступает в роли новатора, предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития.
Критериями эффективности организационной деятельности становятся творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.
Организация с иерархической
культурой более ориентирована
на поддержание внутреннего
Сильными сторонами
· Управление координацией.
· Управление контролем.
В подобных организациях лидеры
выполняют функции
Критериями эффективности организационной деятельности можно считать финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное существование.
Рыночная организационная
культура характеризуется ориентацией
на внешнюю среду при весьма высокой
потребности в стабильности и
контроле. Основным критерием оценки
представителей данной культуры служит
результат выполнения задания, поэтому
большинство сотрудников
Сильные стороны рыночной
организационной культуры - способность
менеджмента добиваться ясности
целей и планирования деятельности
по их результативному достижению;
продуктивность деятельности. Для этой
организационной культуры характерны
следующие особенности
· Управление конкуренцией.
· Управление услугами.
· Побуждение подчиненных к действиям.
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности организационной деятельности являются: определенная доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.
Ни одна из выявленных моделей организационной культуры не является эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах. Если лидеры компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность организации становится эффективной.
Четыре вида организационной
культуры воплощают «чистые» типы,
которые редко встречаются в
реальной жизни. Как правило, всякая
организация характеризуется
В том случае, если среди
представителей менеджмента нет
лидеров, которые уделяли бы серьезное
внимание утверждению и развитию
определенной организационной культуры
с присущими ей ценностями, организация
неизбежно будет
· Декларируемые руководством
компании ценности не находят достойного
применения при организации
· Члены организации не
имеют ясного представления относительно
новых критериев оценки своей
деятельности, которыми являются декларируемые
и поддерживаемые менеджментом организационные
ценности. Это отражается на степени
удовлетворенности, с какой подчиненные
воспринимают условия трудовой деятельности,
проявляется в мотивации