Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа
Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что». Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Рассмотреть роль руководителя-лидера на предприятии (организации).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 .Восемь принципов менеджмента
1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации
1.3. Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации.
Теории лидерства
ГЛАВА 2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ-ЛИДЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
2.1. Лидер в организации
2.2. Роль лидера в организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа
по дисциплине: Всеобщее управление качеством
по теме: Роль лидерства руководителя на предприятии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 .Восемь принципов менеджмента
1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации
1.3. Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации.
Теории лидерства
ГЛАВА 2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ-ЛИДЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
2.1. Лидер в организации
2.2. Роль лидера в организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово "лидер" означает "вождь", "ведущий". Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.
В нашем сегодняшнем
мире не хватает лидеров в
полном смысле этого слова.
Будь то личная, профессиональная
или социальная сфера, или же нечто своеобразное
или творческое, нам везде нужны лидеры.
Лидерство – это не только умение вести
за собой других, но и умение управлять
собственной жизнью. Мы можем прожить
всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя
в жизнь чужие желания, потребности и мечты,
принося в жертву свои собственные. Мы
можем достичь того уровня развития, который
поставили перед собой другие. Мы теряем
большую часть своей способности самостоятельно
определять каждый шаг своей жизни, а наша
«личная сила» и «лидерство» оказываются
не в наших руках, где они должны находиться,
а в руках окружающих нас людей, культуры
и общества.
Даже между
специалистами, теоретиками и практиками,
до сих пор продолжается спор на тему:
«лидерами рождаются» или же «лидерами
становятся». Да, некоторые из них могут
убедить нас в том, что кто-то, несомненно,
от рождения обладает некой «экстраординарной
особенностью», которая делает его лидером,
в то время как другие убеждены, что при
условии определенного правильного сочетания
образования, подготовки и имеющегося
опыта лидера можно «создать» и сформировать.
Как видите, даже так называемые «эксперты»
по лидерству не могут прийти к единому
мнению по вопросу о том, «что есть что».
Основная цель
работы сводится к тому, чтобы изучить
понятия и сущность лидерства, провести
анализ взаимоотношений между руководителем
и подчиненными. Рассмотреть роль руководителя-лидера
на предприятии (организации).
Цель и задачи исследования.
Основная цель работы
сводится к тому, чтобы изучить
понятия и сущность лидерства,
провести анализ
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 40 страницах. Список литературы содержит 7 источников.
Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы лидерства» определены роли и обязанности лидера, детально рассмотрены стили и характеристики руководства.
Вторая глава «Роль руководителя-лидера на предприятии» посвящена рассмотрению лидерских качеств и характеристик, необходимых лидеру в управлении.
В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 .Восемь принципов менеджмента
Восемь принципов качества являются главной и неотъемлемой частью стандартов ИСО 9000 версии 2000г. для анализа со стороны руководства и выполнения предупреждающих действий. Эти принципы не только создают фундамент для остальных положений этих стандартов , но, что более важно, дают высшему руководству основу для внедрения хорошей практики управления с целью поддержания системы менеджмента организации. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей, которое высшее руководство может использовать развивать для выгоды организации.
Когда в ИСО было принято решение о пересмотре стандарта ИСО серии 9000, то привлеченные к этой работе специалисты, руководствуясь собственным опытом и знаниями, пришли к выводу, что именно принципы менеджмента качества станут тем инструментом, который поможет организациям в постоянном улучшении.
Принцип 1 - Ориентация на потребителя
Чтоб удержать на рынке место
Что ПОТРЕБИТЕЛЬ - наш инвестор,
Для нас его ценнее нет.
Потребители - главный источник прибыли организации. Поэтому нельзя ограничиваться простым удовлетворением формальных требований потребителя, зафиксированных в договоре, технических условиях или иных документах.
Надо пытаться предугадать
невысказанные желания
Принцип 2 - Лидерство руководителя
Но если ты еще и шеф
(а значит всем и всюду виден),
Примером убеди коллег,
Что ты у них достойный ЛИДЕР.
Никакое серьёзное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя лидерские функции. Руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха.
Принцип 3 - Вовлечение людей
Твой ПЕРСОНАЛ - твоя опора.
В его поддержке - твой успех.
Люби его и мотивируй
И вовлекай в работу всех.
Чем больше люди, работающие в организации, действуют во благо этой организации, тем более светлые перспективы открываются перед ней. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекать в процессы постоянного улучшения деятельности организации. Современная организация - система взаимодействующих команд.
Принцип 4 - Процессный подход
Чтоб хорошо всем управлять,
Нам надо выделить процессы.
Их "входы" - "выходы" связать,
Тогда минуют нас эксцессы.
Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения сотрудников.
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
Рывки не стоят ни гроша -
Коллег не дергай и студентов.
СИСТЕМНО думай и решай
И одолеешь конкурентов.
Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности деятельности организации.
Системный подход,
прежде всего, ведёт к
Принцип 6 - Постоянное улучшение
Еще заметка в твой актив:
В наш век глобальный изменений.
Не жди хороших перспектив
Без ПОСТОЯННЫХ УЛУЧШЕНИЙ.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Постоянное улучшение наминается с человека, и первый шаг на пути улучшения - совершенствование его личных качеств, знаний, навыков и умений. Второй шаг - совершенствование работы команды, прежде всего, за счёт систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы. Третий шаг - улучшение "среды обитания", рабочего места, рабочей зоны путем организации и поддержания порядка. "Чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли".
Принцип 7 - Принятие решений, основанное на фактах
И, чтобы не жалеть постфактум
Об улучшениях своих,
Ты строй решения на ФАКТАХ,
И ориентируйся на них.
Механизм принятия руководителем решений, основанных на объективных и достоверных данных. Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая постепенно превращается в знания.
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
С ПОСТАВЩИКАМИ будь как брат.
Таков последний принцип вкратце.
Тогда, кто в бедах виноват,
Не доведется разбираться.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Поставщики - необходимое условие успеха организации. Организация не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без своих поставщиков.
На этих восьми принципах основана философия современного менеджмента качества. Предприятию, руководствующемуся в своей деятельности этими принципами, открыт путь к всеобщему процветанию. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
В современном русском
языке под руководством, с точки
зрения собственника, подразумевается
либо индивид «руководитель» или
группа «руководящий состав», либо же
процесс, т.е. обладающий индивидуальными
особенностями способ управления организацией.
Синонимами слов руководство и руководитель
являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята,
если его сравнивать с управлением. Быть
менеджером и быть лидером в организации
- это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии
на работу подчиненных и построении отношении
с ними, прежде всего, использует и полагается
на должностную основу власти и источники,
ее питающие. Лидерство же, как специфический
тип отношении управления, основывается
больше на процессе социального воздействия,
а точнее взаимодействия в организации.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
их участников. В отличии собственно управления
лидерство предполагает наличие в организации
последователей, а не подчиненных. Соответственно
отношения «начальник - подчиненный»,
свойственные традиционному взгляду на
управление, заменяются отношениями «лидер
- последователь». В моей курсовой работе
я изложил основные концепции лидерства
и показал уникальность и значимость работы
менеджера, сделал попытку выделить те
моменты во взаимоотношениях лидера и
последователей, которые делают его успешным,
а лидерство эффективным.
1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Информация о работе Роль лидерства руководителя на предприятии