Роль лидерства руководителя на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что». Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Рассмотреть роль руководителя-лидера на предприятии (организации).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 .Восемь принципов менеджмента
1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации
1.3. Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации.
Теории лидерства
ГЛАВА 2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ-ЛИДЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
2.1. Лидер в организации
2.2. Роль лидера в организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая сдать.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Всеобщее управление качеством

по теме: Роль лидерства руководителя на предприятии.

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

                                             

 

                                           

 

 

                               

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

  1.1 .Восемь принципов менеджмента

  1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации

  1.3. Предпосылки и особенности возникновения лидерства в организации.

        Теории лидерства 

 

  ГЛАВА 2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ-ЛИДЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.

 2.1.  Лидер в организации

 2.2. Роль лидера в организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

Лидерство - важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово "лидер" означает "вождь", "ведущий". Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения.

Значимость лидерства  для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

 В нашем сегодняшнем  мире не хватает лидеров в  полном смысле этого слова.  Будь то личная, профессиональная  или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества. 
         Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».  
        Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Рассмотреть роль руководителя-лидера  на предприятии (организации).

 

Цель и задачи исследования.

 Основная цель работы  сводится к тому, чтобы изучить  понятия и сущность лидерства,  провести анализ взаимоотношений  между руководителем и подчиненными. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем.

Достижение цели подразумевало  решение следующих поставленных задач:

  • определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
  • рассмотреть современные стили лидерства;

 

 Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.

 

Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.

 

Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.

 

 

 Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 40 страницах. Список литературы содержит 7 источников.

Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Теоретические основы лидерства» определены роли и обязанности лидера, детально рассмотрены стили и характеристики руководства.

Вторая глава «Роль руководителя-лидера  на предприятии» посвящена рассмотрению лидерских качеств и характеристик, необходимых лидеру в управлении.

В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

1.1 .Восемь принципов  менеджмента

Восемь принципов качества являются главной и неотъемлемой частью стандартов ИСО 9000 версии 2000г. для анализа со стороны руководства  и выполнения предупреждающих действий. Эти принципы не только создают фундамент для остальных положений этих стандартов , но, что более важно, дают высшему руководству основу для внедрения хорошей практики управления с целью поддержания системы менеджмента организации. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей, которое высшее руководство может использовать развивать для выгоды организации.

Когда в ИСО было принято  решение о пересмотре стандарта  ИСО серии  9000, то привлеченные к  этой работе специалисты, руководствуясь собственным опытом и знаниями, пришли к выводу, что именно принципы менеджмента качества станут тем инструментом, который поможет организациям в постоянном улучшении.

 

Принцип 1 - Ориентация на потребителя

Чтоб удержать на рынке  место

                                        Запомни твердо твой завет,

Что ПОТРЕБИТЕЛЬ - наш  инвестор,

Для нас его ценнее нет.

 

 

 

Потребители - главный  источник прибыли организации. Поэтому  нельзя ограничиваться простым удовлетворением  формальных требований потребителя, зафиксированных  в договоре, технических условиях или иных документах.

Надо пытаться предугадать  невысказанные желания потребителя  и постараться удовлетворить  их. Искреннее стремление к этому  может быть даже важнее самого результата.

Принцип 2 - Лидерство  руководителя

Но если ты еще и шеф

(а значит всем и  всюду виден),

Примером убеди коллег,

Что ты у них достойный  ЛИДЕР.

 

Никакое серьёзное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его  возглавляют, не возьмут на себя лидерские  функции. Руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха.

Принцип 3 - Вовлечение людей

Твой ПЕРСОНАЛ - твоя опора.

В его поддержке - твой успех.

Люби его и мотивируй

И вовлекай в работу всех.

 

 

 

 

Чем больше люди, работающие в организации, действуют во благо  этой организации, тем более светлые перспективы открываются перед ней. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекать в процессы постоянного улучшения деятельности организации. Современная организация - система взаимодействующих команд.

Принцип 4 - Процессный подход

Чтоб хорошо всем управлять,

Нам надо выделить процессы.

Их "входы" - "выходы" связать,

Тогда минуют нас эксцессы.

 

Все виды действий, совершаемых  в организации, имеет смысл рассматривать  как процессы - логически упорядоченные  последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения сотрудников.

Принцип 5 - Системный  подход к менеджменту

Рывки не стоят ни гроша -

Коллег не дергай и  студентов.

СИСТЕМНО думай и  решай

И одолеешь конкурентов.

 

 

Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности деятельности организации.

 Системный подход, прежде всего, ведёт к увязыванию  задач, возникающих в рамках  концепции качества, с миссией  организации, её видением, стратегическими  целями и Политикой в области  качества. Системный подход требует  координации всех аспектов деятельности, применения "проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия. Это - процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями. Системный подход ведёт к пересмотру наших представлений об организации. Этот принцип, как и все остальные, ведёт к пересмотру логики бизнеса.

Принцип 6 - Постоянное улучшение

Еще заметка в твой актив:

В наш век глобальный изменений.

Не жди хороших перспектив

Без ПОСТОЯННЫХ УЛУЧШЕНИЙ.

 

Постоянное улучшение  деятельности организации в целом  следует рассматривать как ее неизменную цель. Постоянное улучшение  наминается с человека, и первый шаг на пути улучшения - совершенствование  его личных качеств, знаний, навыков  и умений. Второй шаг - совершенствование работы команды, прежде всего, за счёт систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы. Третий шаг - улучшение "среды обитания", рабочего места, рабочей зоны путем организации и поддержания порядка. "Чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли".

 

 

Принцип 7 - Принятие решений, основанное на фактах

И, чтобы не жалеть постфактум

Об улучшениях своих,

Ты строй решения  на ФАКТАХ,

И ориентируйся на них.

 

Механизм принятия руководителем решений, основанных на объективных и достоверных данных. Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая постепенно превращается в знания.

Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками

С ПОСТАВЩИКАМИ будь как  брат.

Таков последний принцип  вкратце.

Тогда, кто в бедах  виноват,

Не доведется разбираться.

 

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Поставщики - необходимое условие успеха организации. Организация не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без своих поставщиков.

  На этих восьми принципах основана философия современного менеджмента качества. Предприятию, руководствующемуся в своей деятельности этими принципами, открыт путь к всеобщему процветанию. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид «руководитель» или  группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. 
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие, природа и сущность лидерства в организации

Лидерство –  это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Информация о работе Роль лидерства руководителя на предприятии