Роль менеджера. Классификация менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. РОЛЬ МЕНЕЖЕРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
1.1 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕНЕДЖЕРУ
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Файлы: 1 файл

часть первая.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

. РОЛЬ МЕНЕЖЕРА. КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕНЕДЖЕРОВ

1.1 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К МЕНЕДЖЕРУ

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь  и в наш словарный обиход, заменив  такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Прежде чем говорить о  менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое  и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время  его стали применять в США  и в отношении непредпринимательских  организаций.

В  определение “менеджмента” входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Применительно к экономике  менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей.

К сожалению далеко не все  в нашей стране отдают себе отчет  в том, что экономические цели могут достигаться не только путем  наращивания капиталовложений непосредственно  в производство, но и за счет вложений в социальную инфраструктуру, создания в трудовом коллективе благоприятной  духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному  труду.

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, государственными и политическими деятелями и т.п. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ролях. (использовался источник: Л.Е. Басовский Менеджмент-М.2013г. « 10 управленческих ролей по  Минцбергу»

Таблица №1 – «Десять управленческих ролей руководителя (по Минцбергу), их содержание

 

 

 

 

 

 

 

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии; выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли:

- роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними;

- роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации;

- роль, связанная с принятием решений.

Роль менеджера на предприятии огромна. Он является связующим звеном, координатором всего, от него зависит как управление всем предприятием, так и руководство небольшими отделами - составляющими фирмы.

Основная функция менеджмента  – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет  сам директор, а в крупных –  менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с  многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения  сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более  глобальных задач и проблем. С  другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

Всем вышесказанным определяется особая актуальность данной темы.

Целью данного исследования является определение роли менеджера  на предприятии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

- рассматриваются требования, предъявляемые к современному менеджеру;

- анализируется существующая классификация менеджеров и их функции;

- изучаются функции менеджера по персоналу на примере Procter & Gambel.

Объектом исследования является роль и функции менеджера на предприятии.

Предметом исследования являются должностные обязанности и роль менеджера по персоналу в компании Procter & Gambel.

Структурно, работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность, цели и задачи проведенного исследования.

В 1 главе рассматриваются  теоретические аспекты изучаемой  темы. Дается определение менеджера, требования, предъявляемые к менеджерам и виды менеджеров на предприятии  с выполняемыми ими функциями.

Во 2 главе анализируется  работа менеджера по персоналу в  компании Procter & Gambel. Отмечаются положительные и отрицательные моменты в деятельности этого руководителя.

В заключении обобщаются, полученные в результате исследования данные и  делаются основные выводы по работе.

В ходе исследования рассматривались  книги и монографии отечественных  и зарубежных ученых. Большое значение для работы имела книга Балабанов  И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?", где дается четкое описание функций  менеджера на предприятии и Рындина  А.Б, Шамаева В.И. "Основы финансового менеджмента на предприятии", где анализируются требования, предъявляемые к менеджерам.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РОЛЬ МЕНЕЖЕРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

 

1.1 Требования, предъявляемые  к менеджеру

 

Термин “менеджер” имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно  к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер1:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения  переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего  звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда  гораздо проще повысить на базе новой  техники и технологий, чем постоянно  ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности  требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Так как принятие управленческого  решения – это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его  поподробней.

Менеджер (или "организатор" команды) может помочь команде разными способами. Первоначально, помощнику, вероятнее всего, придется напрямую помогать команде, особенно в процессе решения задач. Через время, однако, менеджеру следует стать тренером в своей команде.

Это задачи менеджера:

  1. Координировать деятельность команды
  2. Менеджер играет активную роль, добиваясь четкой направленности команд на решение проблем, которые связаны с задачами отдела, чтобы на собраниях команд присутствовало четкое лидерство и помощь, чтобы члены команды были надлежащим образом выбраны и обучены, чтобы функционирование команды оставалось на высоком уровне.
  3. Советовать при выборе варианта
  4. Менеджер исполняет роль консультанта команд, предлагая возможные решения проблемы. Он помогает установить необходимое время для решения проблемы и консультирует о направлении и оценке успехов в процессе решения задач. Это выполняется без прямого ведения команды к выбору решения, таким образом, ударение делается на поддержке, а не на контроль.
  5. Обеспечить необходимые условия
  6. Менеджер поддерживает деятельность команды и создает необходимые условия для их работы, такие как: время для встречи, условия для встречи и материалы, необходимые для организованной деятельности. Это может включать данные, гибкое рабочее расписание, материалы и поддержку техническими средствами.
  7. Учить, как решать задачи
  8. Наиболее важно, чтобы менеджер выполнял роль тренера, предоставлял методологию решения задач, мотивировал команды не останавливаться на полпути при решении сложных задач и исполнял роль наставника.
  9. Помогать при выполнении решений
  10. Менеджер быстро реагирует на предложенные решения, помогает командам на первых сложных этапах их выполнения и делает так, чтобы выгода от изменений не была приходящей.
  11. Признавать достижения команды
  12. Похвала, поддержка, обратная связь и непрекращающееся управление командами - это постоянные обязанности менеджера при достижении качества. Необходимо формальное и неформальное признание.

Двадцать факторов, являющихся важным для менеджера2:

- навыки в области социальных отношений;

- поведенческая гибкость;

- способность к организации и планированию;

- потребность в профессиональном росте;

- способность к принятию решений;

- личное влияние;

- творчество;

- навыки устной коммуникации;

- умение сопротивляться стрессу;

- энергия;

- работа как самая важная часть жизни;

- установленные для самого себя высокие нормы выработки;

- склонность к преподаванию;

- направленность интересов;

- реализм в оценке видов на будущее;

- объективность по отношению к самому себе;

- способности;

- способность отложить удовольствие на какое-то время;

- потребности в одобрении высшего руководства;

- гибкость целей;

- социальная объективность;

- объективность по отношению к другим;

- восприимчивость к чувствам других людей.

Все эти факторы, в конечном счете, можно свести к 6 главным элементам, существенным для того, чтобы добиться успеха в управлении3:

1. Общая эффективность - безукоризненный трудовой стаж.

2. Управленческие навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, планирует и организует работу эффективно, с готовностью принимает решения, его решения отличаются высоким качеством.

3. Межличностные навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, производит сильное и приятное впечатление на других, обладает хорошими навыками устных презентаций, руководит другими на работе, меняет поведение, когда необходимо, чтобы достичь цели.

4. Владение своими чувствами. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, поддерживает эффективную работу в неопределенных и неконструктивных условиях, невзирая на стресс.

5. Интеллектуальные способности. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, с готовностью учится и имеет широкий спектр потенциалов.

6. Мотивация работы. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, находит удовлетворение от работы более важным, чем его коллеги, работающие в других областях производства; он хочет выполнять работу хорошо ради нее самой.

 

1.2 Классификация менеджеров

 

Вот несколько предпосылок, обуславливающих обязательное наличие менеджера на предприятии:

- Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.

Информация о работе Роль менеджера. Классификация менеджеров