Роль менеджера по разрешению конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить роль менеджера в конфликтных ситуациях.
Объектом работы: выступает роль менеджера в разрешении конфликтных ситуаций в организации.
Предметом работы: является менеджер, как посредник в разрешении конфликтных ситуаций.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Глава 1. Конфликты в организационных структурах: сущность, типология, характерные черты
5
1.1
Понятие и структура конфликта
5
1.2
Типы конфликтов и причины их возникновения
7
1.3
Методы разрешения конфликтов в организации
12

Глава 2. Роль менеджера в разрешении конфликтных ситуаций в организации
20
2.1
Прогнозирование, как основное направление управленческой деятельности менеджера
20
2.2.
Профилактика конфликтов в организации
23

Заключение
30
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать файл)

Например, на предприятии освобождается должность руководителя одного из структурных подразделений и на нее, как обычно, претендуют, и вполне обоснованно, несколько управленцев. Но на эту должность могут назначить не самого достойного из претендентов. В этом случае велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций между назначенным сотрудником и претендентами, которые считали себя более достойными назначения. Конфликты, связанные с назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если бы Вы вовремя внедрили на предприятии понятную, справедливую, известную всем сотрудникам нормативную процедуру конкурсного назначения на вышестоящую должность.

4. Создание рекреационной  среды труда. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести:

  • удобную планировку рабочих помещений;
  • оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;
  • цветовое оформление рабочих помещений в спокойных тонах;
  • наличие комнатных растений, аквариумов;
  • отсутствие раздражающих шумов.

Кроме того, большое значение имеет оборудование комнат психологической  разгрузки, создание тренажерных залов  в непосредственной близости от мест трудовой деятельности, обеспечение  возможности осуществления водных процедур и т.п.

5. Оптимизация структуры  предприятия. Предупреждение конфликтов тесно связано с оптимизацией структуры цеха, завода, фирмы, с одной стороны, как организации, с другой — как социальной группы. Кадровый работник, как никто другой, представляет соответствие структуры предприятия тем задачам, которые оно решает в настоящий момент. Штатное расписание не должно быть довлеющим и тормозящим фактором в функционировании предприятия. В силу своего должностного положения менеджер по кадрам может и должен обеспечивать максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам. Это обеспечит минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами предприятия, и уменьшит вероятность возникновения конфликтов между работниками.

6. Сбалансированность рабочих мест на предприятии. Оптимизация функциональных взаимосвязей между структурными элементами предприятия и отдельными работниками во многом зависит от того, в какой мере упорядочено само рабочее место. Рабочим местом называют систему взаимосвязанных функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства — в праве и власти. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы.

Сбалансированность рабочего места означает, что его функции  должны быть обеспечены средствами, и  не должно быть средств, не связанных  с какой-либо функцией. Обязанности  и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Разбалансированность рабочего места ведет к возникновению функциональных противоречий, которые, в конце концов, порождают межличностные конфликты работника, как с коллегами по работе, так и с руководителями.

7. Профессиональный психологический отбор. «Кого отберешь, с теми и будешь работать» — эта аксиома кадровика, к сожалению, очень часто нарушается, как по вине топ-менеджеров (главных руководителей предприятия), так и работников кадровых структур. Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является важным условием предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Поэтому, назначая на должности компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.

8. Подготовка компетентных  менеджеров различных уровней. Менеджера, прекрасно подготовленного, с солидным опытом управленческой деятельности очень сложно подобрать извне, со стороны. Обычно управленцы растут «дома», в стенах своего предприятия. Поэтому нужно создавать условия для профессионального роста любого работника, а тем более — менеджера. Это связано не только с его будущим и будущим предприятия — это, в первую очередь, связанно с настоящим. Стабильность и успехи предприятия являются результатом, прежде всего, принятия оптимальных управленческих решений, определяющих деятельность других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные управленческие решения провоцируют возникновение у руководителя конфликтов с теми, кто будет их исполнять и видит их непродуманность. Кроме того, необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым.

Таким образом, учет менеджером ряда условий, обеспечивающих оптимальное функционирование предприятия, в значительной степени может снизить общей уровень конфликтности между работниками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Руководить  без конфликтов — возможно ли это?

Руководить  без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне, сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.

 Потенциальные причины конфликта - Совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.

К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.

 Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаем в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:

- умение определить, что общение стало предконфликтным;

- стремление  глубоко и разносторонне понять  позицию оппонента;

- снижение своей  общей тревожности и агрессивности;

- умение оценивать  свое актуальное психическое состояние;

- постоянная  готовность к неконфликтному  решению проблем;

- умение улыбнуться;

- не ждать  от окружающих слишком многого;

- искренняя  заинтересованность в партнере  по общению;

- конфликтоустойчивость  и чувство юмора.

Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем – то, что не удалось:

- оценивающий должен сам хорошо знать деятельность;

- оценку давать  по существу дела, а не по  форме;

- оценивающий  должен отвечать за объективность оценки;

- выявлять и  сообщать оцениваемым работникам  причины недостатков;

- четко формулировать  новые цели и задачи;

- воодушевлять  сотрудников на новую работу.

Соблюдение этих правил поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2001.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – М.: 2001.
  3. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2001.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2001.
  5. Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель.... - М., Дело: 2001.
  6. Крылова М. Н. Когда конфликт благое дело. // Кадры, персонал – 2001 г. - № 3. С. 34.
  7. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. Издательство: Экономика, 2000 г.
  8. Несмеева А. «Конфликт» // Информационно-аналитическая газета Консультант. - от 1 мая 2004 г. - №08.- с. 93.
  9. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001.
  10. Субботина Л.Ю. «Конфликты» // Бизнес без проблем: Персонал . - 2004 г. - №1 - с. 318.
  11. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности  конфликтов// Управление персоналом. - 2000.- №3. - с. 53.

12. Шипилов А. И. Конфликты можно предупредить// Кадры предприятия. – 2002 г. - № 1. - с. 20.

13. Шей МакКоннон. Намордник для конфликтов//& СТРАТЕГИИ. –  2005 г. - № 1. – с. 25.

14. http:// www.conflictology.com


Информация о работе Роль менеджера по разрешению конфликтных ситуаций