Роль менеджера в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Итак, судить о том, кто является или кто не является менеджером, можно лишь по функциям, выполняемым соответствующим индивидуумом, и по вкладу результата работы предприятия, который от него надеются получить. А функцией, которая больше всех остальных выделяет менеджера среди прочих работников предприятия, выступает его образовательная функция. Именно менеджер способен сделать то, на что неспособны другие: донести до подчиненных сущность стоящих перед ними целей и раскрыть пути их достижения. Таким образом, эта образовательная функция и моральная ответственность и служит, в конечном счете, исчерпывающим определением менеджера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы
1.1 Сущность понятия менеджер……………………………………………….5
1.2. Компетенция менеджера …………………………………………………..7
1.3. Характер труда и роли менеджеров в организации……………………..10
2. Методология исследования работы менеджмента на предприятии………13
Заключение……………………………………………………………..………..27
Список используемой литературы……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

реферат (3).docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Характер труда и роли менеджеров в организациях.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет  ряд особенностей, выражающихся в  характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как  деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества  людей для их своевременного и  эффективного достижения. Выполняя эти  функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой  отклонение фактического состояния  организации от заданного или  желаемого. Таких проблем великое  множество, и они носят самый  разнообразный характер. Нередко  они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано  с выработкой концепции развития организации или с радикальным  изменением ранее принятой политики. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о  том, какие подходы надо применять  в каждом конкретном случае.

В межличностных контактах  менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает, прежде всего, как символическая фигура, которая  представляет организацию, являясь  как бы ее флагом. В этой роли на менеджера  возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.

Очень важна роль менеджера  как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые  предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования  и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Роль связующего звена  обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные  правительственные лица, менеджеры  из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые  разные, включая переписку, участие  в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Группа ролей, связанных  с принятием решений, включает, прежде всего, такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых  проектов или использованием новых  возможностей. Чтобы уменьшить степень  риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей  менеджера является распределение  ресурсов, которые необходимы для  выполнения запланированных работ  и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно  согласовывать действия с другими  членами организации и заинтересованными  лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей  в работе менеджеров зависит от выполняемой  ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста  и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методология исследования  работы менеджмента на предприятии.

Практика показывает, что  одни руководители умело, ведут людей  за собой, успешно преодолевая возникающие  трудности, другие же, а подобных ситуациях  вызывают лишь недоверие со стороны  подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы  он захотел, выполнит решение, которое  принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство  предполагает способность разделить  свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.

Чтобы подчиненные шли  за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они –  понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку  и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и  знание того, как управлять человеческими  ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует  о том, что управленческая работа относится к числу таких видов  человеческой деятельности, которые  требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально  пригодной к управленческой деятельности.

Когда руководителю не удается  превратить группу в квалифицированный  и результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

Таким образом, рыночная экономика  требует от личности менеджера:

    • способности управлять собой;
    • разумных личных ценностей;
    • постоянного личного роста (развития);
    • навыков решать проблемы;
    • изобретательности и способности к инновациям;
    • способности влиять на окружающих;
    • знание современных управленческих подходов;
    • способности обучать подчиненных;
    • способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:

1.Установить стандарты  результативности труда по каждому  рабочему месту и критерии  ее оценки.

2.Выработать политику  проведения оценок результативности  труда, то есть решить, когда,  сколь часто и кому следует  проводить оценку.

3.Обязать определенных  лиц производить оценку результа­тивности труда.

4.Вменить в обязанности  лицам, производящим оценку, собирать  данные по результативности труда  работников.

5.Обсудить оценку с  работником.

6.Принять решение и  задокументировать оценку.

Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США  этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:

1.Комитет из нескольких  контролеров. Такой подход имеет  то преимущество, что он исключает  предвзятость, возможную при проведении  оценки одним начальником.

2.Коллеги оцениваемого. Чтобы  эта система приносила плоды,  необходимо, чтобы они знали уровень  результативности его труда, верили  друг другу и не стремились  выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе.

3.Подчиненные оцениваемого.

4.Кто-либо, не имеющий  непосредственного отношения к  рабочей ситуации. Этот вариант  требует больших затрат, чем другие, и в основном используется  для оценки работника на каком-либо  очень важном посту. Возможно  использование подобного варианта  также в случаях, если необходимо  бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах.

5.Самооценка. В данном  случае - работник оценивает себя  при помощи методов, используемых  другими оценщиками. Этот подход  используется скорее для развития  навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности  труда.

6.Использование комбинации  перечисленных форм оценки: оценка  контролера может быть подтверждена  самооценкой, а результаты оценки  начальником могут сравниваться  с оценкой подчиненных или  коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.

Основным из всех рассмотренных  подходов является оценка подчиненных  их руководителем, но важнейшей целью  оценки является выявление возможностей личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных в сочетании с другими методами.

Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в.

 Достаточно распространены  сегодня в кадровой работе  метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.

В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.

К группе качественных методов  обычно относят методы биографического  описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.

Замечено, что методы биографического  описания, устного отзыва и характеристик  в хозяйственной практике чаще всего  применяются при найме и перемещении  работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника  в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.

К количественным методам  относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.

Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работ­ника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.

К группе комбинированных  методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тес­ты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.

Количественные методы оценки. Экспертные оценки.

Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:

1.Способность организовывать  и планировать труд.

2.Профессиональная компетентность.

3.Сознание ответственности за выполняемую работу.

4.Контактность и коммуникабельность.

5.Способность к нововведениям.

6.Трудолюбие и работоспособность. 

По каждому из этих критериев  на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соот­ветствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не -удовлетворительно - 2; плохо - 1).

Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":

"1" - явно неорганизованный  работник и руководитель

"2" - не умеет организовывать  и планировать свой труд и  труд подчиненных;

Информация о работе Роль менеджера в организации