Роль менеджмента в истории развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:52, реферат

Описание работы

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
-развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
Цель работы: изучить роль и процесс развития менеджмента в истории общества.

Содержание работы

Введение……………………….…………………………………………………..3
1. Цивилизационная роль менеджмента…………………………………………4
2.Развитие менеджмента в разные периоды истории……………………..……7
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

— 148.74 Кб (Скачать файл)

ПЕРВОЕ  ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ  РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ  «ГОРНЫЙ»

 

 

 

 

Кафедра экономики, организации и управления

 

Реферат

 

«Роль менеджмента в  истории развития общества»

 

 

Автор: студентка гр.        __________                                /                 

                                           шифр группы                                     подпись                                                  Ф.И.О.

 

Дата:


 

Проверила:  аспирант                                                                                     /./

        подпись   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cанкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

 

Введение……………………….…………………………………………………..3

1. Цивилизационная роль менеджмента…………………………………………4

2.Развитие менеджмента в разные периоды истории……………………..……7

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой  истории) зарождения менеджмента как  особого научного знания и вида деятельности.

Этапы менеджмента  рождались под воздействиями:

-развития  реального общественного и затем  промышленного производства;

- появления  новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших  новые пути;

- развития  внутренней (собственной) логики  менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Цель  работы: изучить роль и процесс  развития менеджмента в истории  общества.

 

 

 

 

1. Цивилизационная роль менеджмента

Как известно рыночные отношения основываются на процессах купли-продажи продукции  и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и  покупателя, на правовой основе и приоритетности горизонтальных управленческих отношений  между субъектами. Управление экономическими процессами обуславливает приоритет экономического аспекта и управленческой деятельности и используемых средств и методов управления.

Зарождение  менеджмента связано с объективным  характером развития рыночных экономических процессов, когда уровень производительных сил и производственных отношений обусловили выделение управленческих отношений и обособление управленческой деятельности, специализирующейся на выполнение функций управления людьми: организации, мотивации, контроля, координации их деятельности.

Объективность развития экономических и управленческих процессов позволяет трактовать менеджмент как интернациональное явление. История социально-экономического развития разных стран и характер использования экономической теории, тенденции прогресса и культура общества, вызвали к жизни концепции и модели менеджмента, отражающие национальные особенности. Например, своеобразие и особенности имеют системы японского, американского, немецкого менеджмента.

Принципиальная  черта и особенность менеджмента  как типа управления производственно-хозяйственными организациями в рыночной экономике  заключается в его человеческом характере.

Менеджмент - трудовая деятельность менеджера  и его аппарата по выработке средств  и методов воздействия на персонал и его производственную деятельность, чтобы эта деятельность была адекватна  управляемой ситуации и приводила  к качественному и эффективному процессу развития [5, c.14].

Человеческий  ресурс рассматривается в менеджменте  как главный и приоритетный потенциал.

Эту особенность  управления отметила в начале века Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как "обеспечения выполнения работы с помощью других лиц".          

В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействие" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством  мотивации поведения.

С позиций  выявления особенностей и методологических принципов исследования менеджмента  ключевым положением может стать  трактовка категории "менеджмент" как трудовой деятельности и как  системы отношений, реализуемых  в процессе этой деятельности.

Назначение  менеджмента как трудовой деятельности - выработка и реализация   управляющих   воздействий   на   коллективы   людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому  менеджмент, по сути, рассматривается  как управляющее воздействие  и взаимодействие. Объектом воздействий  являются человек и его трудовая деятельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и результат деятельности.

Управляющее воздействие и взаимодействие как  непосредственный продукт управленческого  труда материализуется в конечных результатах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс  материализации, т.е. выявим экономическое  содержание менеджмента.

Управляющее воздействие осуществляется в форме  управленческого решения, процесс  выработки (подготовки и принятия) и  реализации которого и составляет процесс  управления. Само воздействие - заключительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого  решения процесс управления сливается  с непосредственно производственным процессом. На всех предыдущих этапах выработки решения менеджмент выступает как аналитическая информационная работа, выбор и обоснование средств воздействия, выработка альтернатив, принятие решения.

Управленческие  работники, используемая разнообразная  информация, организационная, вычислительная и иная техника выступают в  качестве управленческих ресурсов, участвующих  в создании стоимости в своей  натурально-вещественной форме. Та часть  этих ресурсов, которая потребляется в данном процессе труда и «овеществляется» в продукте труда, является совокупными  затратами живого и овеществленного  труда - затратами на управление.

Особенностью  рассмотрения производственно-хозяйственной  деятельности как системы отношений  является выделение управляющей  и управляемой ее частей и уровней  управления (например, деятельности головного  завода и структурной единицы), а  также учет всей совокупности внешних  и внутренних связей, возникающих  в процессе ее функционирования и  развития. В этих условиях объектом управления становится взаимодействие между управляемой и управляющей  частями, между их элементами, а также  все виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителями.

Иначе говоря, через системное взаимодействие происходит воздействие на условия  трудовой деятельности, а через них  на саму деятельность, т.е. на взаимодействие элементов трудовой деятельности и  получаемый результат.

Таким образом, можно заключить, что управляющие  воздействие и взаимодействие являются такими составляющими производительной трудовой деятельности людей, которые  преобразуют эту деятельность и  приводят, при прочих равных условиях, к результатам, адекватным качеству и эффективности менеджмента. Последние (качество и эффективность) зависят  от найденных механизмов воздействия  и взаимодействия, а также форм и методов их реализации [3, c.56-58].

2. Развитие менеджмента в разные  периоды истории

Управление  зародилось примерно семь тысяч лет  назад, но только с конца XIX века и  особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование».

В настоящее  время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта  тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому  мы, если особо не оговаривается, будем  пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися  понятиями) и не становиться на позицию  ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

Первая  управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев  тех далеких веков возлагалась  необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и  других слоев населения. Особняком  стояло военное искусство управления.

Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным  сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли  делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это  был прототип нынешнего чиновничества.

Древние греки большое внимание, помимо общегражданских  функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры  как титанический (основанный на силе) и политический.

В те времена  родились такие термины, относящиеся  к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»).

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями  было со временем децентрализовано, что  улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших  определенную власть и права в  решении гражданских дел. Реформа  территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих  пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось  управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом  измерении. В латинском языке  существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя  Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными  группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор  возродит в Вавилоне разработку и  строительство технически сложных  проектов (вавилонская башня, висячие  сады и т.п.), а также эффективные  методы организации работы текстильных  мануфактур и контроля за качеством продукции.

Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

В средние  века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Заметный  вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный  и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм») [3, c.69-70],

Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось  времени», то есть начавшую опережать  остальные континенты в своем  развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными.

Информация о работе Роль менеджмента в истории развития общества