Роль менеджмента в истории развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:52, реферат

Описание работы

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
-развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
Цель работы: изучить роль и процесс развития менеджмента в истории общества.

Содержание работы

Введение……………………….…………………………………………………..3
1. Цивилизационная роль менеджмента…………………………………………4
2.Развитие менеджмента в разные периоды истории……………………..……7
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

— 148.74 Кб (Скачать файл)

Эта школа  сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Наиболее  известными представителями этой школы  являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн и др.

В школе  науки управления различают два  главных направления: производство рассматривается как «социальная  система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ («РС»), во-вторых.

Школой  было разработано большое количество принципов, правил, подходов и т.д. Ученые считают, что внедрение новых  методов менеджмента отражает стремление компаний к достижению высоких результатов  в условиях НТР, усиления социальных начал, росту постиндустриальных элементов  жизнедеятельности фирм - информационных, безотходных, космических, биологических  технологий, расширение и усложнение правовой базы, новых форм конкуренции, типов послепродажного обслуживания и т.д. [3, c.156-158].

Назовем лишь некоторые новые эффективные  подходы: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой базой), кружки качества, портфельный менеджмент, интрапренерство.

Кроме процессного  подхода (развит в 50-е гг., но зарождался в классической школе управления) широко стали применяться системный (конец 60-х - 70-е гг.) и ситуационный (80-90 гг.) подходы.

Системный подход рассматривает процессы и  явления в виде совокупных целостных  элементов, структур, движущих ими. Системы  имеют иерархическое устройство, горизонтальные и вертикальные связи, системам присущи определенные функции, центростремительные и центробежные тенденции, обратные связи (помимо прямых), экзогенные и эндогенные факторы развития.

Системы делятся на закрытые, функционирующие изолированно (независимо) от внешней среды, и открытые - связанные с метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы различаются деревом целей.

Системный подход в 60-70-е гг. становится универсальной  идеологией менеджмента, а системный  анализ - общепризнанным инструментарием. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей  задачу увидеть организацию (фирму) в единстве составляющих ее частей и их разновременной динамики. Методология  системности помогла интегрировать  вклад всех школ, в разное время  доминировавших в теории и практике управления, не противопоставляя, а  дополняя и пополняя известные управленческие новации.

Ситуационный  или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором конкретных действий. Разработанный в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических знаний, ведет к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений. Ситуационный подход, в отличие от процессного и даже системного, чаще используют в нестандартных случаях, в ситуациях неопределенности, неожиданного нестандартного реагирования окружающей среды. Подход такого рода воспитывает у менеджеров особые качества: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного хода процесса, катаклизмов и т.п.

Рассмотрение  ситуации как важного явления  было предвосхищено еще Мери П. Фоллет в 20-е гг. Однако лишь значительно позже это вошло в «жизнь менеджмента».

Учет  ситуаций очень важен и при  сравнении стилей управленческой культуры в различных странах.

В описываемый  период появились заметные различия и в национальных (страновых) подходах. Наиболее ярко это видно при сравнении американской, японской и европейской традиции.

В конце  века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются следующие  тенденции:

1. В связи  с усилением влияния научно-технического  прогресса на достижение целей  организации, роли качества продукции  в конкурентной борьбе и усложнения  места и роли предложения (сэплайсайдеры) в экономике - произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства.

2. Усиление  внимания к различным формам  демократизации управленческих  функций, участие рядовых работников  в управлении, в прибылях

3. Возрастание  влияния международных внешних  условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки»  местного (национального) и международного  типов управления, пределов универсальности  методов менеджмента, учет неустранимых  национальных стилей менеджмента.

Начавшийся  новый этап экономического развития получил название постиндустриальной эпохи. Один из самых авторитетных исследователей менеджмента П. Друкер образно назвал ее «эпохой без закономерностей». Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, незамкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, неединственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент». В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Синергизм не всегда очевиден и это делает слияние более сложной проблемой, чем обычные инвестиции и (или) инновации.

Если  взять принцип самоорганизации, то в качестве другого примера  можно рассмотреть следующее  положение: имеет место все более  осознаваемое стремление предприятий  обеспечить многообразие реакций («смотреть  и в зеркало и в окно»), адекватное многообразию внешних воздействий, при которых организация сможет проводить осознанную стратегию  достижения целей. А рост внутренней энергетики обеспечивается использованием положительного эффекта масштаба и  внутренней взаимосвязью видов деятельности, за счет чего снижаются затраты ресурсов на обеспечение внешней стратегии. Исследователь организационного поведения  А. Чандлер обозначил этот принцип как «масштабы и многообразие».

Если  появление каждой конкретной идеи нововведения является данью случайности, то статистически  вся их совокупность позволяет поддерживать функционирование и развитие большой (макроэкономической) системы и обеспечивает закономерное направление эволюции. Как только многообразие идей иссякает, например, в условиях монополизма  или неконкурентной среды, а управляющий уровень воздействия неадекватен (например, бюрократизирован или коррумпирован), система разрушается.

В числе  других моментов «нового менеджмента» можно назвать еще следующие:

- управление  качеством в условиях глобализации;

- нарастание  многообразия рабочей силы (в  том числе появление так называемого  «жесткого стиля управления»);

- «открытый»  менеджмент;

- «отпочкование»  все новых видов специального  менеджмента и выход его за пределы фирмы [3, c.145-147].

 

Заключение

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории  часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

Подготовка  современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился  в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

 

Список  использованных источников

  1. История менеджмента. Учебное пособие. /Под редакцией Д.В. Валового/. М.2005
  2. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учебное пособие. М., 2004
  3. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2004
  4. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика,2004
  5. Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. – Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2006

 


Информация о работе Роль менеджмента в истории развития общества