Роль прогнозирования и планирования в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:41, реферат

Описание работы

Управляющая система и объекты управления взаимодействуют между собой, а также с внешней средой посредством информации. Управление осуществимо при наличии следующей информации: целевые требования к объекту управления или совокупность целевых требований (для многоцелевых систем); описание объекта управления, возможных вариантов его развития; критерий предпочтения (включая правила отбора предпочтительных альтернатив), т.е. показатели, или нормы, по которым отбираются варианты достижения цели.
Управление не может рассматриваться иначе как в процессе взаимодействия с внешней средой. Любой объект управления, как и сама система управления, является частью системы более высокого порядка; развитие происходит во взаимодействии с объектами окружающего мира.

Содержание работы

Введение
1. Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
2. «Прогнозирование-планирование» - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
2.1 Влияние планирования и прогнозирования на успех фирмы
2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Прогнозирование.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

3) прогнозирование в большей  степени ориентировано на исследование  развития внешней среды организационно-производственной  системы, рассматривает предприятие  или его элемент как некую  целостность, носит системный  характер;

4) прогнозирование позволяет  определить:

— возможные состояния  внешней среды;

— перечень и вероятности  достижения возможных целей

5) при прогнозировании  в связи с большим периодом  упреждения и неопределенностью  используются более общие межотраслевые  расчетные или экспертные нормы;

6) прогнозирование в большей  мере носит информационный, консультативный  характер, принятие решения необязательно.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что:

1) планирование осуществляется в детерминированных условиях планирование в большей степени относится к процессу управления организационно-производственной системы, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планирования, организации, мотивации, контроля;

3) планирование в большей  степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих сферах;

4) планирование осуществляется  после принятия решения по:

— составу множества целей  функционирования;

— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);

— путям и критериям  достижения поставленных целей;

— нормативам расходования ресурсов;

5) при планировании используются  менее обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные,  опытно-статистические, нормы;

6) планирование носит  не информационный, а директивный  характер. Проектирование - создание  конкретных образцов будущего, конкретных  деталей разработанных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности  прогнозирования сложных систем  в сфере сервиса

Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) составляют три основных элемента каждой научной  дисциплины. При разработке управленческих решений в сфере сервиса классификация  методов теории прогнозирования  на практике позволяет, по нашему мнению:

1) обеспечить достоверность  прогноза;

2) минимизировать затраты  времени и средства на выбор  и обоснование метода прогнозирования;

3) открывать возможность  прогнозирования по аналогии.

Возможны несколько классификаций, а, следовательно, и подходов к выбору метода прогнозирования. В качестве важнейших факторов классификации, на наш взгляд, могут выступать  следующие:

1) иерархический уровень  предполагаемого способа решения  проблемы - изменение функций, структуры,  параметров;

2) наличие или отсутствие  необходимой информации, а также  характер располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;

3) характер внешних условий:  детерминированные, случайные, неопределенные;

4) тип используемого при  прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный  критерий;

5) время упреждения и  реализации прогноза.

При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени  изменения объекта прогнозирования  за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные  методы.

При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие:

прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);

• функционально-логическая информация);

• структурное прогнозирование (блок-схемы, графы);

• математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);

• прогнозирование по аналогии (данные всех типов);

• комплексное прогнозирование (данные всех типов).

При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и  долгосрочный прогнозы.

Различают прогнозы во времени, а также в плоскостях функционального  и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное  планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия. Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические, экономические и технологические.

Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой  не ожидается существенных изменений  объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.

Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу  количественных и качественных изменений.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между краткосрочным  и долгосрочным прогнозами.

При классификации по целям  прогнозирования выделяют следующие  подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный[4].

Целевой прогноз - это целеполагание  желаемых состояний, отвечает на вопрос, что именно желательно и почему. Такой прогноз состоит в том, что указывается наиболее желательное  состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной  функции распределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее  желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать итоговый результат. Перед тем как определить меру предпочтения, разрабатывают прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит в том, что цель всегда находится вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех всего предприятия. Напомним, что цель - это то, ради чего создается система. Сложная система реализует некоторое множество целей, находящихся в однозначном соответствии с условиями функционирования. Цель может быть формализована в виде критерия, который, в свою очередь, конструируется на базе параметров эффекта, являющихся чаще всего латентными (т.е. ненаблюдаемыми) переменными[5].

Поисковый прогноз состоит  в определении объективно существующих тенденций развития путем анализа  исторических тенденций. Этот вид прогнозирования  основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее. Он позволяет установить возможное  состояние объекта в определенные моменты времени в будущем исходя из предположения о продолжении в будущем тенденции развития наблюдаемого объекта в прошлом. Этот прогноз дает ответ на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Этот прогноз может быть основой для стратегического планирования[6].

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных  состояний и явлений, принятых в  качестве целей.

Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс прогнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса[7].

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

По нашему мнению, можно  выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.

При уменьшении степени относительной  обеспеченности ресурсами (относительной  недостаточности средств — значения меньше единицы) влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса и  управления возрастает, так как любой  просчет в планировании расходования ресурсов может стать критическим  и привести к невозможности реализации проекта в целом по причине  нехватки ресурсов.

В случае превышения степенью относительной обеспеченности ресурсами  значения, равного единице (относительная  избыточность средств), влияние прогнозирования  — планирования на успех в сфере  сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический  эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В противном случае средства могут быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия сферы сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.

2.  Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.

3.  Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.

4.  Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.

5.  Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.

6.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.

7.  Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

8.  Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.

9.  Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.

10.  Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

11.  Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.

 

[1] Менеджмент: Учебник для  вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.

[2] Василевский А.И. Экономика.  Современная экономическая наука  в понятиях и терминах. Школьный  справочник. – Ярославль: «Академия  развития», 2003. С. 118-119.

[3] Системное управление  организацией. Пер. С англ. Под  ред. С.П.Никанорова, С.А.Батасова. М., «Советское радио», 1972. С. 152.

[4] Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. С. 180-181.

[5] Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред.  А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. С. 113-114.

[6] Менеджмент организации:  Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. С. 139.

[7] Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 130-131.


Информация о работе Роль прогнозирования и планирования в системе управления