Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:41, реферат
Управляющая система и объекты управления взаимодействуют между собой, а также с внешней средой посредством информации. Управление осуществимо при наличии следующей информации: целевые требования к объекту управления или совокупность целевых требований (для многоцелевых систем); описание объекта управления, возможных вариантов его развития; критерий предпочтения (включая правила отбора предпочтительных альтернатив), т.е. показатели, или нормы, по которым отбираются варианты достижения цели.
Управление не может рассматриваться иначе как в процессе взаимодействия с внешней средой. Любой объект управления, как и сама система управления, является частью системы более высокого порядка; развитие происходит во взаимодействии с объектами окружающего мира.
Введение
1. Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
2. «Прогнозирование-планирование» - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
2.1 Влияние планирования и прогнозирования на успех фирмы
2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса
Заключение
Список литературы
3) прогнозирование в большей
степени ориентировано на
4) прогнозирование позволяет определить:
— возможные состояния внешней среды;
— перечень и вероятности достижения возможных целей
5) при прогнозировании
в связи с большим периодом
упреждения и
6) прогнозирование в большей
мере носит информационный, консультативный
характер, принятие решения
Планирование отличается от прогнозирования тем, что:
1) планирование осуществляется
в детерминированных условиях планирование
в большей степени относится к процессу
управления организационно-
3) планирование в большей
степени имеет
4) планирование осуществляется после принятия решения по:
— составу множества целей функционирования;
— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);
— путям и критериям достижения поставленных целей;
— нормативам расходования ресурсов;
5) при планировании используются менее обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные, опытно-статистические, нормы;
6) планирование носит
не информационный, а директивный
характер. Проектирование - создание
конкретных образцов будущего, конкретных
деталей разработанных
2.2 Особенности
прогнозирования сложных
Описание (анализ), объяснение
(диагноз) и прогноз (предсказание) составляют
три основных элемента каждой научной
дисциплины. При разработке управленческих
решений в сфере сервиса
1) обеспечить достоверность прогноза;
2) минимизировать затраты
времени и средства на выбор
и обоснование метода
3) открывать возможность прогнозирования по аналогии.
Возможны несколько
1) иерархический уровень
предполагаемого способа
2) наличие или отсутствие
необходимой информации, а также
характер располагаемой
3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;
4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;
5) время упреждения и реализации прогноза.
При классификации по уровню
глубины проблемы (предполагаемой степени
изменения объекта
При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие:
прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);
• функционально-логическая информация);
• структурное прогнозирование (блок-схемы, графы);
• математическое прогнозирование
(использует знание математических зависимостей
между параметрами и
• прогнозирование по аналогии (данные всех типов);
• комплексное прогнозирование (данные всех типов).
При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.
Различают прогнозы во времени,
а также в плоскостях функционального
и территориального членения объектов
прогнозирования. Оперативно-календарное
планирование охватывает низшие уровни
иерархии функционального и
Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.
Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и качественных изменений.
Среднесрочный прогноз охватывает
перспективу между
При классификации по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный[4].
Целевой прогноз - это целеполагание
желаемых состояний, отвечает на вопрос,
что именно желательно и почему.
Такой прогноз состоит в том,
что указывается наиболее желательное
состояние. При таком прогнозе происходит
построение по определенной шкале оценочной
функции распределения
Поисковый прогноз состоит
в определении объективно существующих
тенденций развития путем анализа
исторических тенденций. Этот вид прогнозирования
основан на использовании принципа
развития из настоящего в будущее. Он
позволяет установить возможное
состояние объекта в
Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей.
Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс прогнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса[7].
Заключение
По нашему мнению, можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.
При уменьшении степени относительной
обеспеченности ресурсами (относительной
недостаточности средств —
В случае превышения степенью
относительной обеспеченности ресурсами
значения, равного единице (относительная
избыточность средств), влияние прогнозирования
— планирования на успех в сфере
сервиса и управлении возрастает
потому, что необходимо спланировать
расходование ресурсов таким образом,
чтобы обеспечить синергический
эффект непропорционально большого
повышения Эффективности
Список литературы
1. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.
2. Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.
3. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.
4. Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.
5. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.
7. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.
8. Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.
9. Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.
10. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
11. Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.
[1] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.
[2] Василевский А.И. Экономика.
Современная экономическая
[3] Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П.Никанорова, С.А.Батасова. М., «Советское радио», 1972. С. 152.
[4] Пивоваров К.В. Бизнес-
[5] Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. С. 113-114.
[6] Менеджмент организации:
Учебное пособие/ Румянцева З.
[7] Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 130-131.
Информация о работе Роль прогнозирования и планирования в системе управления