Роль решений в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 02:24, реферат

Описание работы

Проблема принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления. Это вполне естественно, так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………3
Общая характеристика процесса принятия управленческих решений………….…………..4
Роль и место принятия решений в процессе управления …………………7
Структура и процесс принятия решения………………………………………..
Распределение полномочий на принятие решений …………………….
Риск при принятии решений………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Реферат игумнов.docx

— 93.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
Введение……………………………………………………….…………………3 

Общая характеристика процесса принятия управленческих решений………….…………..4 
Роль и место принятия решений в процессе управления …………………7

Структура и процесс принятия решения………………………………………..

Распределение полномочий на принятие решений …………………….

Риск при принятии решений………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………10 
Список использованных источников…………………………………………..11 
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
  
 

Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам

процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении

проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не

осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е.

устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог

деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия

«управленческое решение». Иногда определение управленческого решения

ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет

содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности.

Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если

не вести организационно-практическую деятельность для его реализации.

Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В

широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное

выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую

выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой.

Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с

деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом

все свои способности, умение, знания и навыки. Можно выделить три

взаимосвязанных аспекта управленческого решения.

Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, протекающей в

управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и

принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое

решение — вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса

управления

Во-вторых, управленческое решение — это вариант воздействия управляющей

системы на управляемую, формула воздействия. В этом смысле управленческое

решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по

отношению к управляемой.

В-третьих, управленческое решение — это организационно-практическая

деятельность руководителя в управляемой системе. Делая акцент на этом важном

аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-

практической деятельности руководителя и аппарата управления, осуществляемой

по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание

управленческого решения только в такой трактовке сужает его полное

содержание. Для правильного понимания управленческого решения нужно всегда

учитывать все три его аспекта в единстве и взаимосвязи.

Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в

процессе управления можно представить в виде последовательности определенных

операций. Это прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта,

его принятие (утверждение) и осуществление.

Решение объединяет всю совокупность указанных операций, является сочетанием

интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-

практической деятельностью в управляемой системе. Решение находится на стыке

процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном

отношений управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем.

Определений управленческого решения существует столько же, сколько

специалистов в области управления. В этой гамме имеются определения различной

степени полноты — от наиболее краткого: «решение — это выбор альтернативы» —

до такого: «решение в процессе управления представляет собой комплексный

логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой

акт, выполняемый менеджером, руководителем в пределах своих полномочий». И то

и другое определение справедливо.

 

 

 

 

 

 

 

  

Глава 1 Общая характеристика процесса принятия решения

 

Современную теорию управления можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений различных конкретных наук [3]. 
Управлять - значит перевести  одно состояние системы в другое, которое отвечает целям управления. Для этого необходимо так воздействовать на структурные компоненты системы, принимая соответствующие управленческие решения, чтобы система эволюционировала в требуемом направлении с нужной скоростью. Информация является основой всякого управления. Информация отражает (выражает) фактическое состояние объекта управления (управляемой системы), состояния среды, в которой находится объект управления, цели управления и собственно процедуру управляющего воздействия. Решения, в свою очередь, порождают управляющую информацию. Поэтому не случайно, в современной литературе, управление все чаще рассматривается как сложный информационный процесс. В зависимости от функции управления требуется и различного рода информация. Если речь идет о стратегическом планировании, то необходима информация о целях организации, об основных тенденциях ее развития. Говоря об оперативном управлении и контроле, предполагается информация, которая должна включать также личностные характеристики исполнителей. В этом случае на первый план выходят наблюдение, опрос, собственная статистика. Решая проблемы координации, следует иметь в виду такие источники информации как статистика, отчеты, мнение экспертов и руководителей среднего звена. Количество информации, необходимое для принятия управленческого решения, зависит от сложности стоящей проблемы. Степень сложности связана с количеством различных частей, аспектов, деталей, понятий и мерой их взаимосвязанности и взаимозависимости. Кроме того, сложность имеет и субъективную обусловленность, поскольку что сложно для одного человека, может оказаться простым для другого. Сложность определяется количеством информации, необходимой для описания управляемой системы. При таком подходе оценка сложности системы зависит как от объекта, так и от субъекта управления. Без информации невозможно существование обратной связи. Любая информация может быть полезна для достижения целей управления, но важно понимать, что ее можно и нужно классифицировать по степени важности, а также влияния и необходимости решений стратегических, оперативных и тактических.  
В широком смысле принятие решения - это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в данной книге. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения».   
          Принятие решения - это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например, высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера.  
Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования суждений при групповом ЛПР. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях ЛПР осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимального решения будет трактоваться не так строго, как принято в математике, а как наилучшее решение для данных конкретных условий.  
В системном анализе часто  под оптимизацией понимают установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Можно сказать, что открытая система оптимальна, если она преобразует свои входы в наиболее ценные выходы. Желательные выходы часто удобно рассматривать как цели системы: тогда говорят об оптимизации системы по отношению к ее целям.   
          Решение называется допустимым (рациональным), если оно удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Это варианты действий, эффективность которых может удовлетворить ЛПР, всегда стремящееся найти оптимальный или хотя бы рациональный вариант. Однако на практике часто принимаются удовлетворительные, а не рациональные или оптимальные решения. Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, отдача, рентабельность (efficiency). Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень выполнения поставленных задач, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень выполнения поставленных задач и меньше затраты на их реализацию, хотя это не обязательно способствует достижению целей организации.   
          Таким образом, принятие решения - это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

 

Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. 
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. 
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: 
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

  Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.  
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.
  2. Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.
 

 


  1. Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

  1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
  2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
  3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Информация о работе Роль решений в процессе управления