Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы
Внезапные
изменения в экономическом
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
Общественно значимые события Болезни руководителей и сотрудников
Структурные
изменения в обществе
Неблагоприятные погодные условия Производственные конфликты
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников Увольнение или прием на работу новых сотрудников
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей Расширение или сокращение деятельности организации
Репрессивное
и агрессивное к
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм
Резкие колебания на финансовых рынках Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья Факторы охраны имущества и безопасности труда
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство
Новые технологии производства товаров и услуг Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда Административный контроль, система поощрения и взыскания
Влияние
средств массовой информации на формирование
имиджа предприятия и его руководства
Исследования
показывают, что на работе руководители
используют всего лишь от 20 до 25 % своих
интеллектуальных возможностей. Существуют
и другие проблемы - конфликты с вышестоящим
руководством, отсутствие широкого простора
для реализации возможностей, опасения
того, что усилия не будут одобрены, отсутствие
веры в возможность изменений.
Специалисты
в области организации
В современных
условиях особое внимание уделяется
способности руководителей
Процесс
повышения эффективности
Первый
этап - изучение внешних факторов, влияющих
на эффективность управленческого труда.
На этом этапе проводятся:
- оценка
основных характеристик и
- оценка
совместимости ценностей, традиций,
практики с различными концепциями и принципами
управления, например, «соучастное» управление,
достаточно эффективное во многих случаях,
может быть несовместимо с существующими
традицией и культурой, и тогда эффективным
оказывается директивный стиль управления;
- определение
основных характеристик людей,
адекватных культуре данной
- определение
того, что члены данной организации
должны знать и каких позиций
они должны придерживаться, чтобы
эффективно функционировать в данной
организации или ее подразделениях.
Второй
этап - изучение требований к руководителю.
Основной вопрос, решаемый на данном этапе,
состоит в определении:
- уровня
руководителя - высшее, среднее или
низшее звено руководства;
- роли данного
руководителя в организации, занят ли
он непосредственно на производстве или
работает в аппарате управления, обладает
реальной властью или должен добиваться
от других добровольного выполнения поставленных
целей;
- сферы
заботы руководителя, поскольку, например,
методы руководства исследовательской
деятельностью существенно отличаются
от методов руководства другими подразделениями.
Третий
этап - прогноз изменения требований
к руководителю; на этом этапе необходимо
выяснить, какие новые факторы
и требования возникают, какие из них
исчезают, как трансформируется значимость
оставшихся.
Четвертый
этап - определение и классификация
необходимых знаний и навыков.
Пятый этап
- изучение и оценка руководителей.
На этом этапе важно выяснить особенности
управленческого поведения руководителей
различных рангов, широту и уровень знаний
и степень владения навыками руководства
в тех пределах, которые определены при
классификации необходимых знаний и навыков,
их личные устремления и идеалы.
Шестой
этап - определение областей наибольшего
внимания в производстве и управлении,
оценка их значимости, выработка системы
мероприятий по их «разведке». На этом
этапе, как правило, определяется различие
между желаемым и реальным в уровне знаний,
владении навыками, в ценностной ориентации
и чертах личности. Необходимо провести
ранжирование выявленных «узких мест»
с тем, чтобы отчетливо представлять, какие
из них особенно препятствуют успеху и
в каком направлении возможно совершенствование,
способное привести к наибольшему результату.
Здесь же определяется стоимость материальных
затрат на преодоление выявленных недостатков,
соотношение между потерями, которые несет
предприятие от недостатков в ее деятельности
и затратами на преодоление этих недостатков.
Глава 2.
ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
2.1 Роль
и функции руководителя
Эффективность
руководства во многом определяется
соответствием индивидуальных черт
руководителя тем ролям и функциям,
которые он призван выполнять
в организации.
В наиболее
общей, интегрированной форме требования
к руководителю отражаются в социальных
ролях, предписанных ему предприятием.
Американский
ученый И. Ансофф выделяет четыре роли
руководителя[6]:
1. Роль
лидера. В данном случае имеется
ввиду неформальный лидер,
2. Роль
администратора. Эта роль предполагает
способность руководителя
3. Роль
планировщика. Главные задачи этой
роли – оптимизация будущей
деятельности организации,
4. Роль
предпринимателя. Выступая в
Более детальную
и близкую в к российским условиям
классификации ролей
1. «мыслитель»
- общее осмысление положения
дел в подразделении, поиск
оптимальных способов решения
проблем;
2. «штабной
работник» - обработка управленческой
информации и составление
3. «организатор»
- координация работы
4. «кадровик»
- отбор, расстановка, оценка
5. «воспитатель»
- обучение и мотивация
6. «снабженец»
- обеспечение группы всем
7. «общественник»
- участие в качестве ведущего на заседаниях
и совещаниях; работа с общественными
организациями;
8.
«инноватор» - внедрение передовых
методов труда и научно-
9. «контролер»
- контроль за соблюдением
10. «дипломат»
- налаживание связей с другими
учреждениями и их
Социальные
роли руководителя детализируются и
проявляются в его функциях.
· Оценка
ситуации, разработка, обоснование (т.е.
выяснение, насколько реальны, понятны
и контролируемы цели).
· Определение
и подготовка мероприятий по достижению
целей.
· Координация
деятельности сотрудников в соответствии
с общими целями.
· Контроль
за персоналом и соответствием результатов
его деятельности поставленным задачам.
· Организация
деятельности сотрудников, т.е. использование
существующих и создание новых организационных
структур для руководства персоналом
и его деятельностью.
· Информирование
сотрудников.
· Интерактивное,
контактное взаимодействие (коммуникация)
– деловое общение с целью
получение информации, консультирования,
оказания помощи и т.п.
· Формирование
системы стимулирования сотрудников
и их мотивации.
· Делегирование
задач, компетенций, ответственности.
· Предотвращение
и разрешение конфликтов.
· Распространение
специфических для организации
ценностей и норм.
· Забота
о подчиненных и обеспечение
их лояльности.
· Формирование
сплоченного коллектива и поддержании
его дееспособности.
· Ослабление
чувства неуверенности в
Функции
руководителя выступают основной мерой
его оценки индивидуальных качеств,
которые призваны способствовать успешному
осуществлению им всех своих социальных
ролей и направлений деятельности. Как
правило, чем в большей мере эти качества
соответствуют выполненным функциям,
тем эффективнее руководство.