Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы
К наиболее
важным способностям менеджеров, понимаемым
как сочетание знаний, поведения
и опыта, относятся: умение реализовать
поставленные цели, умение делегировать
полномочия и ответственность, способности
к организации и мотивации групповой работы,
установлению приоритетов, самопознанию
и самооценке, убеждению, аналитическому
мышлению, распознаванию наиболее существенных
факторов, системности, обработки и формирования
информации, разработке программ, выявлению
тенденций, распределению усилий и времени.
К числу
наиболее важных характеристик деятельности
менеджеров относят: получение реалистической
оценки сильных и слабых сторон подчиненных;
умение мыслить стратегически; умение
вести переговоры с вышестоящими руководителями;
обеспечение благоприятного характера
взаимоотношений в руководимых коллективах
и заинтересованности у подчиненных в
качественном выполнении служебных обязанностей.
Взаимоотношения
между менеджерами и
Вместе
с тем, в настоящее время в
некоторых акционерных
В связи
с этим руководители должны анализировать
необходимые шаги по созданию реалистических
ожиданий у работников: - кандидаты
на вакантные должности должны иметь
реалистическое представление о
своей работе уже при найме; - необходимо
делегировать работникам разного уровня
права и ответственность за принятие решений
в их повседневной деятельности; - необходимо
укреплять профессиональную этику занятых.
Например,
если такие проблемы возникают в
зарубежных компаниях, разрабатываются
рекомендации по их преодолению. Называются
8 типичных ошибок: установление недостаточной
цены на продукцию; игнорирование собственной
интуиции; боязнь нововведений; неумение
внимательно слушать; пренебрежение заботой
о клиентах; игнорирование положительного
влияния дружеских взаимоотношений людей;
торопливость в принятии решений; недооценка
способностей человека. При этом отмечается,
что предвидение возможных ошибок позволяет
избежать их или, по крайней мере, выявить
на ранней стадии, что делает процесс управления
более успешным.
Большое
значение в современном менеджменте
уделяется деловой и
Отдельное
место занимает проблема управления
талантливыми сотрудниками. Эксперты
указывают, что деятельность таких
служащих может стать важной составляющей
успеха компании, но управление ими сопряжено
с большими трудностями, поскольку они
независимы, амбициозны, умны и выходят
за рамки привычных стандартов. Анализируются
их положительные качества: отношение
к работе, нацеленность на будущее, желание
быстро добиться всего в жизни, огромная
энергия, творческий подход к делу и т.
д.
Нестандартность
таких людей ставит проблему измерения
их вклада в общую производительность
компании. Вклад этот анализируется
по обычным направлениям, но особая
роль талантливых сотрудников модернизирует
критерии оценки их деятельности - труд
(его качество), материальная отдача (стратегический
потенциал идей и исследований), энергия
(энтузиазм и достижения), капитал (творчество
и образ действия).
Зарубежные
исследователи уделяют также существенное
внимание проблемам взаимоотношения в
системе «руководитель-заместитель»,
что имеет важное значение для эффективного
управления. В исследованиях анализируются
существующие варианты взаимоотношений
руководителей и их заместителей, распределение
между ними обязанностей и полномочий:
например, начальник и заместитель руководят
определенными организационными подразделениями
в рамках отдела; начальник распределяет
руководство отдельными структурами между
своими заместителями, оставляя за собой
общее руководство отделом; начальник
и заместитель имеют различные функции
и т. д.
Исследователи
считают, что распределение обязанностей
между руководителем и
При распределении
руководства отдельными подразделениями
между разными заместителями (модель «Б»)
следует оговаривать компетенцию первого
заместителя. Популярность модели «Б»
обуславливается следующими причинами:
закрепление звания заместителя руководителя
отдела за руководителем подразделения
упрочит положение последнего как во внешних
контактах, так и в отделе, а также увеличит
престиж руководителя, имеющего несколько
заместителей в глазах окружения. Руководитель
отдела имеет в этом случае преимущество
над руководителями каждого из подразделений,
поскольку только он видит деятельность
отдела в целом, а его заместители владеют
ситуацией только во вверенных им участках.
В то же время, заместитель в модели «А»,
как и руководитель, владеющий ситуацией
деятельности отдела, может расцениваться
как соперник. Модель «Б» по сравнению
с моделью «А» более выгодна для заместителя,
ибо руководитель отдела, имея более широкую
сферу деятельности, склонен предоставлять
своим заместителям большую самостоятельность
в выполнении закрепленных за ними функций.
Даже при существовании в модели «Б» первого
заместителя его позиция как соперника
руководителя значительно ослаблена наличием
других заместителей [10].
2.4Стили
руководства
Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально
значимых, затрагивающих интересы множества
людей решений и
В основе
выделения стилей руководства лежит
различное распределение
К классическим
стилям руководства относятся: авторитарный,
демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному
стилю присущи единоличное
Демократический
стиль характеризуется стремлением руководителя
к выработке коллективных решений, интересом
к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому
стилю присущи стремление руководителя
уклониться от принятия решений и
переложить задачу на других, а также
безучастное отношение к делам коллектива.
В таблице 1 отражены важнейшие отличительные черты классических стилей руководства [11].
Критерии
Авторитарный
Демократический
Попустительский
1. Постановка целей Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение заданий Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию
3. Оценка работы Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют
4. Трудовая атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников
5. Групповая сплоченность Покорное, беспрекословное повиновение Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая сплоченность
6. Интерес
к выполняемым заданиям Низкий
7. Интенсивность
(качество работы) Высокая
8. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию
9. Мотивация
труда Минимальная Высокая мотивация каждого
работника и группы в целом Минимальная
В современной
интерпретации в зависимости от особенностей
взаимоотношений руководителя и подчиненных
стилю руководства делятся на:
· патриархальный;
· харизматический;
· автократический;
· бюрократический.
1. Патриархальный
стиль руководства строится на
основе представлений об организации
как одной большой семье. Этот стиль предполагает
обращение с подчиненными как с «детьми»
и их мотивацию через личную зависимость.
Информация распространяется сверху в
зависимости от «благосклонности» руководства,
контроль осуществляется выборочно, по
желанию и интуиции руководителя. Данный
стиль широко распространен в сегодняшнем
обществе, в том числе и в России.
2. Харизматический
стиль руководства
3. Автократический
стиль руководства менее
4. Бюрократический
стиль руководства характеризуется максимальной
анонимностью и формализованностью отношений
между начальником и подчиненными, минимизацией
личной власти руководителя. Данный стиль
представляет собой как бы ослабленный
вариант авторитарного стиля. Он сохраняет
за руководителем функцию принятия решений
в форме разнообразных нормативных актов,
однако, максимально структурируя систему
взаимоотношений руководства – подчинения,
по существу усиливает власть аппарата,
составителей и контролеров нормативных
актов.