Роли, связанные с межличностными
отношениями, обычно делят на ведущих
и ведомых. Первую образуют лица предпочитаемые
(«звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным
привлекательные для окружающих). Во вторую
входят все остальные, включая непредпочитаемых
(пренебрегаемые, отверженные, шуты и пр.),
с которыми сотрудничают только вынужденно
и делают их ответственными за все.
Степень признания, которой
группа наделяет своих членов, получила
название престиж, основу которого составляют
власть, личные качества, происхождение,
положение в организации. В соответствии
с ним люди разделяются на ряд социальных
позиций (на первом месте находится лидер),
каждой из которых присущи свои нормы
поведения и ожидания. Престиж динамичен
и не закрепляется за человеком навсегда,
и тот может перемещаться по его шкале,
которая сама меняется в соответствии
с изменением ценностей.
В процессе работы в рамках
коллектива между его членами возникают
следующие типы отношений:
— дружеская кооперация, взаимопомощь,
основанные на полном доверии;
— дружеское соревнование в
виде соперничества в отдельных сферах,
в рамках в целом позитивных взаимоотношений;
— невмешательство, дистанцирование
друг от друга при отсутствии как сотрудничества,
так и соперничества;
— соперничество, ориентация
на индивидуальные цели даже в условиях
совместной работы, основанное на общем
взаимном недоверии;
— кооперация антагонистов
— соперничество в рамках общей деятельности
и негативных отношений друг к другу.
Люди работают лучше, если есть
конкуренция, и в коллективах, где она
существует, выше производительность,
особенно, если оценка производится по
личным результатам.[12]
Повседневная жизнь в коллективе
подчинена ряду законов, среди которых
можно особо выделить два — закон сохранения
личного положения, достоинства, социального
статуса и закон компенсации недостатка
одних способностей другими, а также опытом
и навыками работы.
В соответствии с первым каждый
член коллектива будет прикладывать максимум
усилий, чтобы сохранить свое «место под
солнцем», и действия эти бывают по своему
содержанию весьма неоднозначными. С одной
стороны они могут выражаться в улучшении
результативности и повышении качества
работы, всемерном совершенствовании
себя, то есть иметь позитивную направленность.
С другой стороны, они могут сводиться
к различного рода интригам, использованию
бюрократических приемов, защите от всего,
что несет возможность любых изменений.
Действия, подчиненные второму
закону, также неоднозначны, ибо компенсировать
недостаток одних качеств можно не только
активной работой в иных областях, но также
и лестью, угодничеством перед руководством,
«подсиживанием» соперников и т.п.
Наряду с официальными коллективами,
создаваемыми для решения «производственных»
задач, в организациях существуют коллективы
неофициальные, являющиеся неформальными
по характеру внутренних отношений, связанные
с достижением их членами каких-то личных
целей. Они функционируют параллельно
с официальными, оказывая на них значительное
влияние, которое менеджеру необходимо
учитывать в своей работе.[13]
Поскольку большинство людей
одновременно являются членами двух коллективов,
они находятся под воздействием с одной
стороны официальных целей, а с другой
— целей неофициального коллектива. Если
эти цели совпадают, или не противоречат
друг другу, человек будет охотно поддерживать
официальную линию, но в случае их несовпадения
предпочтение, как правило, будет отдаваться
целям неофициального коллектива, несмотря
на возможную серьезную конфронтацию
с руководством.
Поскольку неофициальный коллектив
всегда становится на защиту своих членов,
большинство из них ценят хорошие отношения
с товарищами выше благодарности руководителя
и боятся потерять их расположение в большей
степени, чем получить выговор от начальства.[14]
1.3 Статус личности
в организации.
Статус
подкрепляет организационную роль, так
как он обозначает уровень или относительную
важность.
Более широкое определение
статуса – «степень известности, престижа
обладателя поста в социальной системе».
Система статуса поддерживает
систему власти и является важным компонентом
иерархических организаций. Статус внутри
организаций отражает статусную систему
внутри общества. Статус бывает дарованным
(титул, пост) или приобретенным (поведение,
стиль жизни).[15]
Статус устанавливается под
воздействием следующих факторов:
· власть (в соответствии с должностью
или постом в иерархии);
· знания и образование (согласно
теории бюрократии, знание гарантирует
высшие посты);
· различия в оплате труда (высокая
заработная плата ассоциируется с более
высоким рангом. Многие конфликты на производстве
возникают из-за проблем с зарплатой, т.
е. деньги – символ статуса);
· исключительность (организационная
иерархия образует пирамиду, в которой
на вершине только одна должность – председатель);
· система поощрения и символы
(помимо заработной платы имеются и другие
элементы системы поощрения, например,
места парковки автомобиля, комнаты для
приема пищи и т. д.);
· «чистые» и «грязные» работы
(«белые воротнички» обычно имеют более
высокий статус, чем «синие воротнички»,
даже если они меньше получают);
· условия найма (существуют
различные условия найма в рамках даже
одной страны. Людям платят за час, неделю,
месяц. Различаются их пенсионные схемы,
часы работы и т. д. Эти различия являются
вопросами статуса);
· размещение (фактическое воздействие
на статус работающего. Компании часто
размещают свои штаб-квартиры в «статусных»
местах);
· ассоциация (данный статус
может ассоциироваться с более высоким
статусом). Например, секретарь директора
имеет более высокий ассоциированный
статус, чем другие секретари;
· самоуправление. Статус может
определяться и степенью самоуправления
и самоконтроля.
Статус зависит и от факторов,
свойственных людям как индивидуумам:
от принадлежности к тому или иному классу,
обаяния и возраста, личных качеств (рост,
внешность и т. д.).
Статус может быть «непоследовательным»,
когда отдельные факторы не коррелируются
с другими, например возраст и власть.
Статус может быть двойственным,
когда человек не уверен в своем статусе.
Статус важен для каждого человека,
поскольку тесно связан с самоуважением.
Производственные конфликты возникают,
когда отсутствует уважение к другому
человеку.
Важно знать не только существенные
аспекты статуса, но и несущественные,
в потенциале способные вызвать возмущение.
Фирмы с японским стилем управления достигли
существенного улучшения производственных
отношений за счет устранения отдельных
комнат приема пищи для руководства, введения
единого для всех времени начала рабочего
дня.
Рассмотрев некоторые стороны,
с которыми сталкивается отдельный человек
во время работы (т. е. подбор нужного для
работы человека, ролевые проблемы, статус),
необходимо отметить. что почти все виды
бизнеса осуществляются группами людей.
Большинство проблем, с которыми сталкивается
отдельный человек, возникает из-за его
отношений с другими людьми.
Руководители любой организации
(коммерческой, государственной) постоянно
вынуждены решать одну и ту же проблему:
как отладить систему управления, чтобы
обеспечивать сотрудничество работников
в организации и преодолевать их возможные
конфронтации в организационной среде.[16]
СТАТУС РАБОТНИКА
В ОРГАНИЗАЦИИ
1) позиция, занимаемая работником
в структуре социальных отношений
в организации;
2) способ идентификации
работника с социальной структурой организации
(см. Структура организации).
В соответствии с принятой классификацией
социальной организации (см. Социальная
организация) на формальную и неформальную
различают формальный (официальный) и
неформальный статус работника (см.: Формальная
(официальная) организация; Неформальная
организация). Формальный статус является
характеристикой места работника в структуре
формальных отношений. Он означает официальную
(формально закрепленную) ролевую позицию,
отделенную от конкретного работника
и отраженную в нормативных документах,
т. е. должностную и (или) профессиональную.
Занятие работником данной ролевой позиции
автоматически предполагает наделение
его определенным формальным статусом.
Неформальный статус характеризует место
работника в системе межличностных неформальных
отношений, возникающих в процессе и по
поводу деятельности (или в процессе, но
не по поводу этой деятельности) (см. Внеформальная организация)
и реализуемых на уровне контактной целевой
группы (см. Группа целевая). Статус в этом
случае есть характеристика работника.
Он базируется на признании (непризнании)
коллегами его определенного места в системе
(прежде всего в иерархии) указанных отношений,
а также его определенных значимых для
группы качеств. Именно наличие и признание
группой этих качеств обусловливают авторитет
работника среди коллег. Структура межличностных
отношений динамична и неотделима от конкретных
лиц, вступающих во взаимодействие.[17]
В рамках сложившихся представлений
о формальном С. Р. в О. можно выделить две
существенно отличные точки зрения. Первая
точка зрения, высказанная Дж. Морено и
Т. Парсонсом («роли статуса»), более традиционна:
формальный статус означает прежде всего
позицию, занимаемую работником в структуре
вертикальных властных, иерархических
отношений (см.: Иерархия; Власть в организации).
Он выступает характеристикой, предопределяющей
то, что в классической традиции именовалось
формальным авторитетом работника ( см.
Авторитет в организации). Такая точка
зрения на С. Р. в О. в отечественной традиции
ярко представлена в работах А. И. Пригожина,
который идентифицирует должностную позицию
работника с понятием «формальный статус»,
а для характеристики позиции в горизонтальных
отношениях употребляет понятие «функция».
Согласно второй точке зрения
на С. Р. в О., высказанной Р. Линтоном и развиваемой
в современной теории социальных ролей
(теория театра), формальный статус рассматривается,
во-первых, как характеристика социальной
структуры, а не личности в организации;
во-вторых, описывается исключительно
как горизонтальная (функциональная) характеристика
места работника в системе формальных
отношений. Формальный статус как характеристика
социальной структуры фиксирует профессиональную
принадлежность работника, а также вытекающие
из нее предписанные права и обязанности.
Следовательно, любой работник в организации
обладает формальным статусом. С. Р. в О.
рассматривается в ряду таких переменных,
как:актор (активный субъект деятельности);
личность (человек, имеющий статус); роль
(поведение, диктуемое статусом); экспектации,
или ожидания, предъявляемые к актору в
процессе исполнения роли разными инстанциями
и группами делового взаимодействия. Они
интерпретируются и в разной степени учитываются актором при
исполнении роли: экспектации, предписанные
сценарием, - ожидания, заданные формальной
структурой; экспектации других акторов -
ожидания коллег по работе, других профессионалов; экспектации аудитории
- ожидания потребителей услуг (руководитель,
клиенты). Такая точка зрения является
наиболее адекватной механизму функционирования
современных административных организаций
на Западе.[18]
Руководитель в этом случае
перестает восприниматься как лицо, обладающее
особым статусом. Его полномочия являются
лишь одной изрядоположенных функций,
закрепленных формальной структурой наряду
с другими, а сама его деятельность - лишь
одной из разновидностей профессиональной
деятельности в организации. Такое понимание
формального статуса отражает характерные
для западной культуры тенденции к построению
организации на принципах высокой специализации
и профессионализации деятельности, а
также специфический взгляд на природу
власти (см.: Власть в организации; Формальная
(официальная) организация). Будучи в определенной
степени адекватной логике построения
организации в американской и западноевропейской
реальности, эта точка зрения на С. Р. в.
О. вряд ли может рассматриваться как универсальная
и пригодная для описания организационных
отношений вне этой культуры.[19]
1.4 Значение роли,
норм и статуса в групповом поведении
Поведение в организациях является в большой
степени выученным. Работники усваивают
специализированные технические навыки,
которые могут пригодиться в работе. Кроме
технических навыков, однако, они учатся
множеству правил, регулирующих функционирование
организации, типам поведения, принятых
или не принятых в этой организации. Эта
информация может быть не менее важна
для успеха в делах, чем технические навыки.
Тем не менее, эта информация не используется
в различных тренировочных программах,
а приобретается вместе с опытом. Наблюдая
за другими и действуя самостоятельно,
люди учатся видеть, что от них ожидают
и за что их поощряют. Вкратце, все, касающееся
ролей, норм и статуса, и что человек постигает,
находясь в организации, можно сгруппировать
в таблицу.
Поведение членов группы регламентируется
ролью каждого в выполнении задач, нормами
и статусом в группе.[20]
Роль - это набор ожидаемых поведенческих
установок для данного положения. Эти
ожидания зависят только от положения,
занимаемого индивидом, а не от его личных
характеристик, и будут одинаковыми для
всех индивидов, занимающих эту позицию.
Роли имеют несколько характеристик.
Во-первых, рабочие роли неличностны. Они
прилагаются к каждому, кто занимает конкретное
положение. Во-вторых, они имеют отношение
к поведению, связанному с выполнением
задания. Роль в организации - это набор
ожидаемых поведенческих стереотипов,
связанных с выполнением конкретной работы.
В-третьих, рабочие роли зачастую очень
трудно совместить друг с другом. Проблема
заключается в определении того, кто определяет,
что от кого ожидается. Что мы считаем,
как относимся к нашей роли, что об этом
думают другие, и что это есть на самом
деле, может значительно различаться.
Это затрудняет определение того, что
такое «настоящая» роль. Наконец, роли
быстро выучиваются и могут оказывать
значительное влияние, как на позиции,
так и на поведение.[21]
Существует три основных ролевых
концепции: ролевой эпизод, ролевой набор
и дифференциация ролей.
Наиболее часто встречающейся
является концепция ролевого эпизода.
Ролевой эпизод начинается с предположения
о том, что группа индивидуумов занимает
определенную позицию. Эти предположения
каким-то образом доходят до исполнителя
роли, который, в свою очередь, формирует
свое восприятие того, что от него ожидают.
Это восприятие затем руководит его (ее)
поведением. Но это поведение значительно
отличается от того, что ожидала группа.
Поэтому поведение группы также изменяется.
При этом следует учитывать, что первые
два шага - это ожидания, тогда как вторые
два - конкретные действия.