Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:39, курсовая работа
Деятельность любой организации и государства в целом, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление государством и организацией предопределяет отношение к ней со стороны других государств и организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Введение……………………...………………………………………………….3
Глава 1. Развитие управленческой мысли и понятие «модель управления»
1.1 Эволюция управленческой мысли и управленческие модели……………5
1.2 Сущность, элементы и классификация понятия «модель управления»………………………………………………………………………...….10
Глава 2. Состояние и перспективы совершенствования российской модели управления
2.1 Характеристика современного этапа развития российской управленческой мысли…………………………………………………………….….15
2.2 Формирование российской модели управления на современном этапе…………………………………………..………………………………….…….18
Заключение………………………….....………………………………………26
Список использованной литературы…...………………………………….28
В соответствии со сложившейся практикой модель, которая руководителю или управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть, во-первых, взята уже готовой, имея в виду, что мировой и отечественный опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, можно сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, можно выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из неё нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; в-четвертых, можно создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.
Следует подчеркнуть емкость, многогранность и комплексность самого понятия «модель управления». Оно имеет сложную внутреннюю структуру, элементы которой имеют разную способность влиять на идентификационные (сущностные) признаки самой модели, но будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, обуславливают не только прямое, но и синергическое воздействие на эффективность модели.
Задача описать модель управления, например, народного хозяйства страны, региона, народнохозяйственного (отраслевого) комплекса, и даже муниципального образования или корпорации, во всей полноте и широте внешних и внутренних связей, представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора - политическая, экономическая, социальная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная - и связанные с ней критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.
Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие им модели управления:
- по виду преобладающей собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная);
- по степени рыночного влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка);
- по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель);
- по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая);
- по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);
- по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.);
- по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа «научного менеджмента», школа «рациональной бюрократии», «административная» школа, «классическая» школа, школа НОТ, школа «человеческих отношений», мотивационная школа, школа «организационного поведения»);
- по роли и месту человека в системе управления (модели на базе «теории Х» и «теории Y», модель на базе «теории Z»);
- по отдельным управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель «IBM», модель управления по результатам);
- по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития)7.
Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели:
1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель;
2) мягкая (или неформальная,
социально-психологическая,
3) комбинированная модель,
в достаточно сбалансированной
форме сочетающая в себе
Удельный вес элементов каждой модели может меняться в зависимости от типа преобладающего труда, менталитета наемной рабочей силы и уровня управленческой культуры, которые характерны для данной организации.
Жесткая модель как историческая предшественница мягкой модели наиболее известна и наиболее распространена в мире. Правда, по мере того, как усложняется производство, растет менталитет наемной рабочей силы, накапливается опыт управления и упрочивается управленческая культура, по мере того, как совокупный труд более высокого порядка вытесняет совокупный труд более низкого порядка, мягкая модель постепенно вытесняет жесткую.
Глава 2. Состояние и перспективы совершенствования российской модели управления
2.1 Характеристика современного этапа развития российской управленческой мысли
Современный этап развития управленческой
мысли, в частности, характеризуется
заметным повышением интереса к различиям
в стиле и методах управления
в различных странах и
В данной связи немаловажно адекватно позиционировать российский управленческий феномен, находить верный инструментарий для его исследования. К сожалению, это пока сделать удается не в полном объеме, исследования носят незаконченный характер.
Многочисленные публикации по рассматриваемой теме носят преимущественно публицистический характер, определяют параметры российской модели управления в значительной мере поверхностно.
С одной стороны, подсознательно полагая «менеджментом» только эпоху «начиная с Тэйлора», многие специалисты допускают полное либо частичное отсечение от базы научного анализа многих важнейших этапов многовековой российской управленческой практики9. Так, практически не принято интерпретировать ни в качестве вполне «российского», ни в качестве «менеджмента» советский период управления. Обращение к советскому периоду хозяйственной практики сориентировано на первые десятилетия советской власти, как наиболее активный этап трансформации управленческой практики и теории. В то время как этап «партийного» менеджмента воспринимается в качестве идеологической схемы. Не в почете и досоветский период (по-видимому, в силу его «ненаучности»), хотя традиционный анализ развития менеджмента в мировой практике однозначно охватывает управленческие традиции очень длительного периода в развитии человечества. С учетом богатой национальной культуры, масштабности происходивших на территории России экономических событий и влиянии российского государства на мировую историю и экономику, необходимо признать наличие существенных событий «досоветского» периода, достойных внимания исследователей управленческих аспектов хозяйственной практики. В результате такого упрощения в подборе фактологического материала, попытки что-то наблюдать и обобщать основываются только на фактах и явлениях краткого, и как следствие, нерепрезентативного периода постсоветского бытия, что недостаточно для построения методологически аргументированной модели, объясняющей специфику российского менеджмента.
С другой стороны в общепринятую
практику входят немало попыток одномерных
и прямолинейных сопоставлений
российского управления и российских
управленцев с соответствующими
американскими, европейскими, японскими
образцами. Доминирующее присутствие
нероссийских «гуру» управления в теоретических
источниках, доступных практикам, предопределяет
заведомо проигрышные позиции
Наконец, даже многие добросовестные
эксперты, говоря об особенностях российского
менеджмента, уводят дискуссию, по сути,
за пределы управленческой науки, пытаясь
анализировать особенности «
В итоге, в рамках обсуждаемой темы
уверенно витает такая фигура речи,
как «формирование
2.2 Формирование российской модели управления на современном этапе
Любая национальная модель управления
- это составной феномен, включающий
организационный, культурологический,
общественный аспекты, это сложная
сбалансированная система. Формирование
национальной модели управления представляет
собой объективный процесс, обусловленный
всем комплексом условий развития нации.
Следование во всех существенных аспектах
традиционному укладу управления создает
в обществе предпосылки стабильности,
тогда как попытки внесения резких
изменений дестабилизируют
Имея в виду хорошую разработанность проблем, касающихся признанных в мире моделей менеджмента - американской, европейской, японской - вполне укоренились стереотипы их восприятия как научным, так и бизнес-сообществом. Можно встретить утверждения, что американский менеджмент всецело построен на императиве лидерства как такового («менеджмент лидерства»); что европейский менеджмент - это, вообще говоря, почти то же самое, но с кардинальными ограничениями социального и этического характера («менеджмент прагматичного партнерства»); что японская модель также имеет много общего с американской, но с совершенно специфическим (конфуцианским) инструментарием («менеджмент прагматичной гармонии»). Такие однозначные утверждения целиком строятся на стереотипах восприятия самих наций.
По ряду причин в мире сложился
неоднозначный стереотип
Для выявления существенных и постоянно
присущих черт национального менеджмента
необходимы непредубежденные исторические
сопоставления различных
Проблема осмысления национальной
управленческой идентичности важна
не в последнюю очередь и потому,
что перед отечественным
На данном этапе эта проблема несколько «замаскирована», однако даже неискушенному наблюдателю понятны проблемы дифференциации делового уклада, к примеру, между представителями столичных и региональных бизнес-структур, регионального несовпадения традиций ведения бизнеса и управления. При этом водораздел далеко не всегда проходит по линии образования, информированности, компетентности - скорее, различия касаются философии бизнеса, принципов человеческих взаимоотношений. Такая ситуация была сформирована ходом исторических событий 80-90 годов прошлого века, когда управленческая система страны подверглась настоящей культурологической экспансии со стороны носителей сайентологической доктрины, и «опыт развитых стран» не всегда критически осмысливался. В результате среди части отечественных управленцев привились конформистские, и даже компрадорские настроения. Кстати, явление «олигархов» вполне, объяснимо, наряду с другими управленческими причинами, и в контексте внешнего влияния. Региональная специфика менеджмента также значительна, что отражает географическую, национальную и культурную автономность территорий такого крупного государства как Россия.
Информация о работе Российская модель управления: состояние и пути дальнейшего совершенствования