Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:24, контрольная работа
Для организационно-экономической характеристики хозяйства применяется система показателей сельскохозяйственного производства. Показатель - это то, по чему можно судить о состоянии, развитии, ходе чего-либо, а также цифровое или другое выражение данных. Для количественной и качественной характеристики производственно-экономических явлений и процессов, как правило, используются цифровые показатели. Совокупность взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих процесс производства, образуе6т систему показателей.
1) Организационно-экономическая характеристика хозяйства……..3
2) Личность в системе управления………………………………………4
3) Психологические характеристики коллектива …………………….6
4) Власть и способы реализации…………………………………………8
5) Руководитель и лидер………………………………………………….10
6) Стиль управления и его основы……………………………………...12
Список литературы………………………………………………………14
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО НГАУ
Экономический институт
Кафедра Менеджмента
Вариант 12
Контрольная работа на тему: Руководитель и лидерство.
Выполнил: студент гр. 4703
Подпись:______________
Проверила:
Подпись:______________
Дата:______________
г.Новосибирск 2012г.
Содержание:
1) Организационно-экономическая характеристика хозяйства……..3
2) Личность в системе управления………………………………………4
3) Психологические характеристики коллектива …………………….6
4) Власть и способы реализации…………………………………………8
5) Руководитель и лидер………………………………………………….10
6) Стиль управления
и его основы……………………………………...
Список литературы……………………………………………………
Организационно-экономическая характеристика хозяйства
Для организационно-экономической
характеристики хозяйства применяется
система показателей
Выпускаемую продукцию можно
Личность в системе управления
Психологическая структура личности
До сих пор мы рассматривали процесс управления
организацией, абстрагировавшись от человека
со всеми его достоинствами и недостатками.
Сегодня на первое место ставятся проблемы
управления людьми как личностями, а организационная
сторона управления отодвигается на второй
план и превращается в своего рода фон,
на котором эти проблемы рассматриваются.
Под "личностью" чаще всего подразумевают
человека как субъекта активной сознательной
деятельности, обладающего конкретной
совокупностью социально значимых черт.
Эти черты, с одной стороны, формируются
под воздействием природных свойств человека
- физиологического состояния организма,
высшей нервной деятельности, памяти,
эмоций, чувств, особенностей восприятия,
а с другой таких социальных моментов,
как роль, статус, знания, опыт, привычки
и т.п.
Личность состоит из совокупности отдельных
элементов, тесная взаимосвязь и взаимообусловленность
которых составляет ее первое свойство.
Второе свойство личности заключается
в активной деятельности, направленной
на познание и преобразование окружающего
мира. Третьим свойством является устойчивость
поведения, позволяющая достаточно надежно
его прогнозировать и на основе этого
управлять им.
Первым элементом, образующим личность,
можно считать ее направленность, которая
создает устойчивую ориентацию поведения
человека независимо от конкретной ситуации,
обусловливает его цели и мотивы. Направленность
определяется такими моментами как интересы,
стремления, склонности, идеалы. Выделяется
три типа направленности личности: на
взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно
присутствующие в той или иной степени
у большинства людей. Тем не менее, чтобы
лучше понять их суть, с ними нужно познакомиться
в "чистом" виде. Направленность на
взаимодействие, или на общение, означает,
что человек стремится сотрудничать с
коллегами, поддерживать с ними хорошие
отношения, совместно решать конкретные
проблемы,
независимо от цели деятельности и собственной
роли в ней, то есть попросту работать
в компании. Направленность личности на
задачу, по другому называемая деловой,
предполагает, что человек делает упор
на достижение цели, например, успешное
решении стоящей перед ним проблемы, получение
реальных результатов, овладение новыми
знаниями и навыками, доказательство своей
правоты, значимости и т.п.
В данном случае более важным
оказывается то, что делает человек, а
не как он это делает. Наконец, направленность
на себя, или личная направленность, состоит
в стремлении человека в первую очередь
решать свои собственные проблемы, добиваться
личного благополучия, престижа и при
возможности делать это за счет других.
В коллективе такие лица воздают видимость
работы, а в случае индивидуальной деятельности
пытаются найти себе замену. Знание направленности
личности членов организации, определяемой
с помощью специальных тестов, помогает
найти правильный подход к людям и значительно
облегчает процесс управления их деятельностью.
Вторым элементом структуры личности
работника являются способности, то есть
задатки, склонности к какому-либо виду
деятельности. Они бывают общими и специальными.
Общие способности отражают тип мышления
человека, который может быть художественным,
логическим и смешанным. Художественному
мышлению свойственна образность, яркость,
богатая фантазия, но одновременно импульсивность,
непоследовательность, прерывность. Чаще
всего им обладают предприниматели и лица,
склонные к занятию различными видами
искусства и литературы. Логическое мышление
характеризуется, наоборот, критичностью,
ясностью, последовательностью, глубиной,
однако зачастую излишней отвлеченностью,
теоретизированностью, уходом в абстракции.
Наконец, смешанному типу мышления присущи
черты предыдущих, хотя и не столь ярко
выраженные, но это дает его обладателям
необходимую широту взглядов, самостоятельность
и быстроту в деле принятия решений, что
позволяет им успешно справляться с различными
управленческими проблемами. Специальные
способности связаны с определенной сферой
или видом деятельности, выполнением конкретной
работы. По своему характеру они могут
быть двух типов: интерсоциальными и конструктивными.
Интерсоциальные ориентированы на организацию
взаимодействия людей, управление ими.
Такие способности необходимы руководителям
и работникам, связанным с рекламой, маркетингом,
проведением переговоров, широкими контактами
с людьми. Конструктивные способности
реализуются, прежде всего, в таких сферах
деятельности, где такие контакты имеют
ограниченное значение - в естественнонаучной,
технической, знаковой, художественной
через создание новой техники, методов
лечения больных, компьютерных программ,
произведений литературы, искусства, музыки.
Иными словами, в большей мере они должны
быть присущи исполнителям.
Психологические характеристики коллектива.
Коллективы различаются между
собой не только числом членов, но и
психологически, и эти различия проявляются
в характере внутреннего
Внутренний психологический климат —
это реальное состояние взаимодействия
людей как участников совместной деятельности.
Он характеризуется удовлетворенностью
работников организацией, условиями труда,
отношениями между собой и с руководством,
настроением, взаимопониманием, степенью
участия в управлении и самоуправлении,
дисциплиной, группой и местом в ней, качеством
получаемой информации. Во многом он зависит
и от степени совместимости людей.
О важности благоприятного психологического
климата можно судить, например, по тому
обстоятельству, что плохое настроение
снижает эффективность работы коллектива
примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства
поддаются целенаправленному воздействию,
психологический климат можно в определенной
степени формировать и корректировать.
Психологическое состояние коллектива
характеризуется степенью удовлетворенности
его участников своим положением. На нее
влияют характер и содержание работы,
отношение к ней людей, престижность, размеры
вознаграждения, перспективы роста, наличие
дополнительных возможностей (решить
какие-то собственные проблемы, увидеть
мир, познакомиться с интересными или
полезными людьми, прославиться), место
осуществления, психологический климат.
Во многом психологическое состояние
коллектива зависит и от умения его членов
сознательно жить по его законам, подчиняться
установленным требованиям и порядкам.
Сплоченность — это психологическое единство
людей в важнейших вопросах жизнедеятельности
коллектива, проявляющееся в притяжении
к нему участников, стремлении защитить
его и сохранить. Сплоченность обусловлена
необходимостью взаимопомощи или поддержки
друг друга в деле достижения тех или иных
целей, взаимными эмоциональными предпочтениями,
пониманием роли коллективного начала
в обеспечении тех или иных гарантий. Степень
сплоченности зависит от размера группы,
социальной однородности (при разнородности
возникают группировки) ее членов, достигнутых
успехов, наличия внешней опасности.
В сплоченных группах теснее общение,
выше самооценка личности, но имеют место
чувства реальности, единомыслие, чувство
неуязвимости, самоуверенность, фильтрация
информации. Разногласия у сплоченного
коллектива обычно бывают не по целям,
а по средствам их достижения; у несплоченного
— по всем вопросам, что отрицательно
сказывается на взаимоотношениях и рано
или поздно приводит его к распаду.
Сплоченные коллективы характеризует
организованность — способность и готовность
к самостоятельному преодолению возникающих
трудностей, согласованным действиям;
единство в экстремальных ситуациях. В
неорганизованных группах, как правило,
никто не хочет брать на себя ответственность
при преодолении трудностей.
Сплоченность коллектива, удовлетворенность
людей своим пребыванием в нем зависят
также от их психологической и социально-психологической
совместимости. В основе такой совместимости
лежит соответствие темпераментов членов
коллектива, профессиональных и моральных
качеств. Условиями, обеспечивающими социально-психологическую
совместимость, считаются:
— соответствие личных возможностей каждого
структуре и содержанию его деятельности,
что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие
зависти по отношению к успехам других;
— близость или совпадение моральных
позиций, создающее основу для возникновения
взаимного доверия между людьми;
— однородность основных мотивов деятельности
и индивидуальных устремлений членов
коллектива, способствующая лучшему взаимопониманию;
— возможность реального взаимного дополнения
и органического соединения способностей
каждого в едином трудовом и творческом
процессе;
— рациональное распределение функций
между членами коллектива, при котором
ни один из них не может добиться успеха
за счет другого.
Результатом сплоченности коллектива
является улучшение индивидуальной адаптации
к окружающим и более активное вовлечение
людей в его деятельность, ощущение ими
личной безопасности.
Власть и способы реализации
Власть – это доступная сила или потенциал, позволяющая достичь желаемых результатов. В зависимости от того, как используется власть, политику можно определить двумя путями: как поведение, нацеленное на личную выгоду, и как естественный процесс принятия решений в организации. Первое определение понимает политику корыстной и включающей действия, несанкционированные организацией. Хотя политика может быть направлена на достижение недостойных, корыстных целей, корректное поведение может служить целям организации. Поэтому вторая точка зрения рассматривает политику как естественный процесс в организации, позволяющий преодолевать разногласия разных заинтересованных групп, как нормальный процесс принятия решений. Обычно это деятельность, посредством которой власть реализует себя в разрешении конфликтов и снятии неопределенности. Политика нейтральна и не обязательно приносит организации вред. Таким образом, формальное определение политики организации может звучать так: политика организации – это деятельность, направленная на приобретение, расширение и использование власти и других ресурсов для получения желаемых результатов в ситуации неопределенности или при наличии разногласий по поводу альтернативных решений.
Политика – это механизм достижения консенсуса, когда неопределенность высока и есть разногласия по поводу целей и приоритетности проблем. В большинстве организаций существует три сферы политической активности или такие категории проблем, в решении которых играет роль политика:
структурные изменения;преемственность в управлении (процесс постепенного обновления руководства выдвижением молодых, заранее подготовленных сотрудников предприятия);распределение ресурсов.
Структурные изменения затрагивают самую сердцевину власти и властных полномочий. Реорганизации меняют ответственность и задачи, также это может касаться власти, связанной с возможностями преодоления стратегически непредвиденных обстоятельств. Поэтому крупные реорганизации могут привести к взрыву политической активности. Чтобы сохранить свой уровень власти и ответственности, менеджеры могут активно заключать договоренности и вступать в переговоры. И часто к существенной политической активности приводят слияния и поглощения организаций.