Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:58, курсовая работа
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства
1.1 Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства
1.2 Типы лидерства
1.3 Стили лидерства и руководства
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации
2.1 Качества лидера и руководителя
2.2 Практические исследования о руководстве и лидерстве
2.3 Исследование: "Какой тип руководства чаще встречается в Челябинске
Заключение
Список литературы
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Однако
реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически-
Особенности стиля:
Важные производственные проблемы обсуждаются, и на этой основе вырабатывается решение. Руководитель всячески стимулирует и поощряет инициативу со стороны подчиненных.
Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам.
Общение
ведет доброжелательно и
При таком стиле в коллективе складывается благоприятный психологический климат.
Попустительский стиль управления
Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой -- "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Особенности стиля:
Общение
ведется доверительным тоном, действуют
уговорами, налаживанием личных контактов,
к критике относятся терпимо,
со всем соглашаются, но ничего не предпринимают
для улучшения своей
Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.
Вследствие чего:
- результаты работы обычно низкие;
- люди
не удовлетворены своей
- нет никакого сотрудничества;
- нет
стимула добросовестно
- разделы
работы складываются из
- подгруппы;
возможны скрытые и явные
- идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под "демократического"). Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.
Индивидуализированный стиль
Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать.
Можно сказать, что индивидуализированный стиль- это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то вопросов, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т.е. использует пассивный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им решение определенных вопросов и ответственность за принятие решений. Сильная сторона такого стиля руководства: его креативность, т.к. руководитель может варьировать различные стили руководства в зависимости от той ситуации, которая наступает в компании.
Слабая сторона: руководитель должен постоянно проявлять определенную гибкость и скорость реакции, и если он, например, в ситуациях, которые требуют авторитарности, будет проявлять пассивный стиль, то он быстро потеряет свое влияние и авторитет в компании[4].
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации
2.1 Качества руководителя и лидера
Идеальный руководитель
Американские
и японские ученые провели исследования
в области менеджмента и
Черты личности идеального руководителя:
- Стиль мышления - умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.
- Умение
осуществлять деловое общение
независимо как от
- Достоинство и высокая ответственность во всех делах.
- Высокая
работоспособность, постоянное
- Умение
организовать работу
Качества и черты личности лидера
Изучение
личностных психологических качеств,
обусловливающих успех
- доминантность -- умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная
уравновешенность и
- креативность,
способность к творческому
- стремление
к достижению цели и
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость
поведения в изменяющихся
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
Искусство быть лидером -- способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
Искусство разрешать конфликты -- способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
Искусство обрабатывать информацию -- способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
Искусство
принимать нестандартные
Искусство распределять ресурсы в организации -- способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
Дар предпринимателя -- способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
Искусство самоанализа -- способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства[6]
Слабые навыки руководства |
Высокие навыки руководства |
|
? не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных; ? избегает действий, связанных с наказанием; ? следует устаревшему стилю руководства; ? не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей ? роли; ? вызывает отрицательное ? не стремится к ясности; ? пускает работу подчиненных на самотек; ? терпит посредственность; ? недостаточно системно ? мало делегирует полномочия; ? обладает излишне негативным стилем; ? пренебрегает возможностью ? часто не справляется с " ? не защищает собственную ? терпит минимальный вклад в работу; ? не способен установить |
? принимает во внимание ? устанавливает дисциплину, если это требуется; ? приспосабливает стиль ? понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; ? развивает добрые отношения с окружающими; ? дает четкие указания; ? регулярно анализирует работу подчиненных; ? поощряет наилучшие примеры; ? системно подходит к анализу работы; ? квалифицированно передает ? избегает слишком частого ? создает позитивную обратную связь; ? устанавливает приемлемые ? защищает свою группу, если возникает угроза; ? ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников; ? устанавливает критерии успеха. |
|
2.2 Практические исследования о руководстве и лидерстве
На
тему выявления наиболее распространённых
стилей руководства написано много
работ и проведено много
"Поиск
правильного пути руководства
людьми в организациях
Специалисты утверждают, что самый быстрый и дешевый путь достижения фирмой конкурентоспособности состоит в приобретении способных, мыслящих руководителей. Спрос на талант руководителей не подвержен спаду, он сохраняется как в период экономического подъема, так и экономических кризисов. В свою очередь теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей необходимо адаптировать к сложившейся в стране ситуации. Так, в ходе исследования, проведенного весной - летом 1998 года, были опрошены 51 эксперт - руководители разных уровней организаций, занимающихся лекарственным обеспечением в России. Это заведующие аптек, директора фармацией и частных фирм, начальники отделов и руководители других подразделений. В выборку вошли организации, представляющие компании с различными формами собственности: из них 1/3 государственных и муниципальных предприятий (ГП, МП и т.д.), 1/3 приватизированных, бывших государственных предприятий (ОАО) и 1/3 негосударственных, частных фирм (ЗАО, ООО и т.д.).
Основные
социально-демографические
В то время как для работы во многих частных фирмах фармацевтическое образование не является обязательным, привлекаются сотрудники других специальностей и, соответственно доля мужчин увеличивается практически до 1/3.
Возраст. Самая большая доля респондентов -40% приходится на руководителей, чей возраст превышает 41 год. На втором месте руководители в возрасте 31- 40 лет они составляют 34%.
Информация о работе Руководство и лидерство в системе менеджмента