Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:57, контрольная работа
Организация - это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект - средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.
1. Формальные и неформальные группы
2. Власть. Руководство и лидерство
3. Работа с людьми
4. Разрешение конфликтов
Библиографический список
Содержание
1. Формальные и неформальные группы
2. Власть. Руководство и лидерство
3. Работа с людьми
4. Разрешение конфликтов
Библиографический список
1. Формальные и неформальные группы
Организация - это не только
формальная структура (предприятие
или учреждение), но и социальный
объект - средство для достижения целей
собственника, руководителя и персонала.
Это означает, что в любых организациях
возникает трудовой коллектив, в
котором складываются весьма сложные
и многообразные отношения
Под группой понимаются двое и более оказывающих друг на друга влияние и взаимодействующих между собой лиц. Группы могут носить как формальный, так и неформальный характер.
Формальная группа создается по указанию руководителя и может быть в форме отдела, цеха, бригады. Формальная группа бывает двух видов: командная и целевая. Командная группа объединяется вокруг руководителя. Это может быть, например, совет директоров или правление организации.
Целевая группа объединяется общей целью; скажем, трудовой коллектив цеха связывает общее задание, работа на единый конечный результат.
Неформальная группа возникает без какого-либо указания, произвольно. Это объединение людей в процессе человеческого социального (общественного) взаимодействия, например по интересам (производственным и непроизводственным), исходя из взаимной симпатии и т. д. Это могут быть сотрудники, постоянно общающиеся в обеденный перерыв в столовой или комнате отдыха, те, кто собирается вместе, чтобы отметить праздник или обсудить назревшие жизненные проблемы, и т. д.
Не будет преувеличением
сказать, что менеджмент организации
во многом складывается из руководства
формальными группами, каждая из которых,
в свою очередь, нуждается во внутреннем
управлении всеми ее членами. Для
руководства формальными
Опыт развития российского
и зарубежного менеджмента дает
основания для некоторых
1. Принципы подбора группы (объединяющие качества).
Персонал группы должен в совокупности:
- быть целеустремленным;
- быть преданным фирме;
- понимать и соблюдать корпоративные интересы;
- работать на прибыль;
- быть профессионально подготовленным;
- быть способным к нововведениям;
- быть способным к коллективному труду;
- быть организованным;
- работать планово;
- уметь вести учет;
- осуществлять контроль и самоконтроль;
- быть обязательным и лояльным к партнерам;
- быть заинтересованным в потребителях и заказчиках;
- быть бдительным к конкурентам;
- понимать и соблюдать этические нормы бизнеса и менеджмента.
2. Численность группы.
Практический опыт менеджмента последних лет подтверждает следующие эмпирические нормативы численности формальных групп:
для производственных подразделений нижнего уровня управления (бригады, артели) - 15-20 человек;
для подразделений системы управления среднего уровня (отделы, бюро) - 7-10 человек;
для органов управления высшего звена (совет, правление) - 1 человек на 100 работников организации.
3. Степень однородности группы.
Социальная психология и практика менеджмента утверждают, что наиболее работоспособными оказываются, как правило, формальные группы разнородного состава (по полу, возрасту, темпераменту, чертам характера, взглядам, интересам).
4. Социальные роли в группе.
Социальные психологи и менеджеры-практики утверждают, что весьма полезно для достижения целей организации иметь в составе формальных групп представителей определенных социальных ролей, например:
«оптимист» - член группы с постоянно хорошим настроением, верящий в светлое будущее;
«пессимист» - не расположенный к радужным ожиданиям, ждущий всяческих подвохов;
«правдоискатель» - человек, верящий в справедливость, готовый и умеющий за нее бороться;
«старый ворчун» - немолодой
член группы, который может в необидной
форме сделать коллеге
«непутевый» - молодой работник, которого старшие по возрасту члены группы «воспитывают» и опекают;
«красивый молодой человек или молодая женщина», которые вызывают восхищение и желание представителей противоположного пола заслужить их внимание;
«смелый» - человек, не боящийся препятствий и готовый к риску;
«осторожный» - неохотно идущий
на риск и скрупулезно обдумывающий
возможные последствия
«юморист» - обладающий развитым чувством смешного и умеющий в трудную минуту хорошей шуткой разрядить обстановку, снять напряжение в коллективе;
«новатор-изобретатель» - противник рутины, обладающий чувством нового, приверженный научно-техническому прогрессу;
«консерватор» - противник резких перемен, предпочитающий проверенное старое неизвестному новому;
«фанат» - преданный и яростный приверженец определенного продукта предприятия, его фирменного стиля, традиций и т. д.
5. Объединяющие факторы.
При формировании группы должны
учитываться и направленно
6. Разъединяющие факторы.
Эти факторы также могут быть как внешнего, так и внутреннего происхождения. Внутренние - это антагонизм членов группы, вызванный различиями в воспитании, образовании, привычках, расовые и национальные предрассудки, соперничество на личной или служебной почве, приводящие к конфликтам. Внешние - резкие изменения политической, экономической и социальной обстановки в стране и в мире, вызывающие у членов группы различную (часто противоположную) реакцию; происки конкурентов, стремящихся повредить организации; изменения законодательства, ставящие членов коллектива в неравные условия.
7. Степень свободы мнений.
При формировании группы необходимо
определить степень свободы высказывания
и реализации мнений всех ее членов.
Тут существуют две возможные
крайности. Первая - полная свобода
дискуссии, равнозначность мнений всех
членов группы, обязательный учет этих
мнений при принятии решений. Вторая
- свобода дискуссии
Опыт показывает, что наиболее продуктивным является оптимальное сочетание обоих подходов. При этом учитывается форма собственности организации (так, в кооперативе голосование проводится по большинству голосов присутствующих, а в акционерном обществе - по количеству акций); организационно-правовая форма (в государственных предприятиях руководитель назначается, а в хозяйственных обществах - избирается); характер решаемых группой задач (при принятии решений в научно-технической сфере уместно ориентироваться не на большинство голосов, а на мнение специалистов; в коммерческой же естественно ориентироваться на тех, у кого наибольший капитал).
Компетенция различных
групп по принятию решений, а также
соответствующая процедура
8. Положение членов группы.
Следует тщательно продумать и четко определить положение, организационный и правовой статус каждого члена группы. Этот статус характеризуется местом члена группы в иерархии, важностью возлагаемых на него функций, личными качествами (профессиональным потенциалом, организаторскими способностями, авторитетом в коллективе).
Наряду с изучением и реализацией возможностей формальных групп не менее важно проводить работу и с группами неформальными. Должная оценка этой работы связана с проведением знаменитых хоторнских экспериментов.
Эксперименты проводились недалеко от города Чикаго (США), на предприятиях Хоторна, принадлежащих компании «Вестерн электрик» с 1927 по 1939 год. Результаты экспериментов обрабатывались в течение десяти лет большой группой ученых.
Цель экспериментов, в организации и анализе которых решающую роль сыграл руководитель отдела промышленных изысканий Гарвардского университета психолог Элтон Мейо, известный нам как автор теории «человеческих отношений» в менеджменте, заключалась в изучении влияния экономических, психологических и организационных факторов на производительность труда.
В момент начала экспериментов ситуация на предприятии была весьма сложной: плохое экономическое положение, низкая производительность труда, текучесть кадров и т. п. Руководители эксперимента, среди которых первоначально не было ни одного социального психолога, пытались в соответствии с модной тогда системой Тейлора объяснить положение на заводе влиянием неблагоприятных производственных и физических факторов: нерациональной организацией труда, недостаточным освещением рабочих мест, неправильным материальным стимулированием и т. п. Эксперимент, однако, эти предположения не подтвердил.
С началом участия в проведении эксперимента социальных психологов во главе с Э. Мейо основное внимание стало обращаться на связь производительности труда с социальными и психологическими факторами. Была выделена группа из шести работниц - сборщиц электрических приборов, каждая из которых должна была выполнять одинаковые и однообразные операции. Для чистоты эксперимента группу поместили в отдельное помещение, установили одинаковый для всех умеренный темп работы (никто не должен был обгонять другого). Не менялись такие факторы, как температура, влажность и другие. И произошло чудо: за два с половиной года производительность труда группы выросла на 40 %.
Анализ показал, что достигнутый эффект объясняется главным образом социально-психологическими факторами: за годы тесного трудового общения сложилась неформальная группа, сплоченный трудовой коллектив, в котором достижение результата стало общим делом. Работницы складывали усилия, помогали друг другу, оказывали всемерную взаимную поддержку. Возникновение общего интереса стало мощным фактором повышения производительности труда и качества работы.
Хоторнские эксперименты положили начало социально-психологическим методам менеджмента (см. главу 6), вызвали интерес к неформальным группам, к использованию их возможностей в целях повышения эффективности организации.
Рассмотрим некоторые характерные черты современных неформальных групп.
1. Неформальные группы
возникают внутри формальной
организации и состоят в ней
в постоянной связи.
2. Цели неформальных групп в принципе необязательно связаны с целями формальной организации, внутри которой эти группы возникают. Однако почти всегда есть возможность связать эти цели, сделать их взаимозависимыми.
3. Обычно внутри формальной организации возникает не одна, а несколько неформальных.
Причем одни и те же сотрудники, принадлежащие к единой формальной организации, могут одновременно принадлежать к нескольким неформальным. Неформальная структура может выходить за пределы формальной организации.
4. Неформальная организация
обычно возникает произвольно,
без каких-либо указаний «
5. Формальные группы
имеют много общего с
6. Главными отличиями
в построении формальной
7. Несмотря на произвольный,
спонтанный процесс
Для того чтобы влиять на процесс создания и деятельности неформальных групп, нужно иметь представление об основных мотивах персонала, ведущих к их возникновению. Такими мотивами являются защита, взаимопомощь, социальные контакты, общение, социальные проявления.
Ведущим побудительным мотивом для создания неформальных групп служит мотив защиты. Речь идет о защите от внешней угрозы здоровью (например, в связи с плохими условиями, вредностью труда), социальной защите (борьба за более высокую зарплату, пенсионное обеспечение, лучшие условия труда), правовой защите (соблюдение конституционных прав граждан) и т. д.