Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:57, контрольная работа
Организация - это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект - средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.
1. Формальные и неформальные группы
2. Власть. Руководство и лидерство
3. Работа с людьми
4. Разрешение конфликтов
Библиографический список
С мотивом защиты тесно связан мотив взаимопомощи. Члены формальной организации ищут контактов друг с другом и создают неформальные группы в надежде, что совместно им легче будет решать свои проблемы - как личные, бытовые, так и производственные. Общая заинтересованность в результатах совместного труда приводит к тому, что работники начинают помогать друг другу в работе: передавать полезный опыт, объединять усилия, строже контролировать себя и смежников (именно это и происходило в хоторнских экспериментах).
Формальная группа помогает ее участникам в налаживании столь необходимых большинству людей социальных контактов. Члены группы начинают ощущать себя частью единого целого, чувствуют себя полезными и необходимыми, утверждаются в своей принадлежности к нужному и престижному делу.
Участие в неформальной
группе дает хорошие возможности
испытать «роскошь человеческого общения»,
удовлетворить присущую каждому
нормальному человеку потребность
поделиться с окружающими своими
мыслями (в том числе и связанными
с работой), обменяться информацией,
встретить понимание и
Наконец, именно в неформальной группе создается благоприятная обстановка для зарождения, становления и реализации таких столь важных для каждой личности социальных проявлений, как взаимные симпатии, дружба и любовь.
Несмотря на свой неофициальный статус, неформальные группы являются в руках умелого менеджера мощным инструментом управления организацией, позволяют лучше использовать традиционные методы управления, более полно осуществлять свои функции.
Рассмотрим несколько примеров использования неформальных групп для улучшения управления предприятием.
ПРИМЕР 1. Помощь неформальных лидеров
Лидеры неформальных групп - мощная управленческая сила. С их помощью менеджер может получать необходимую для принятия решений информацию, разъяснять персоналу смысл поставленных задач, поднимать людей на заинтересованную продуктивную качественную работу.
ПРИМЕР 2. Общественный контроль
Члены неформальных групп
способны осуществлять столь необходимый
организации независимый
ПРИМЕРЗ. Преодоление консервативных тенденций
Часто коллектив предприятия,
«человеческий фактор»
Для того чтобы наиболее полно использовать возможности неформальных групп в целях формальной организации, менеджер должен владеть методами и искусством управления ими. В качестве главных принципов такого управления необходимо иметь в виду следующие:
1. Недопустим прямой
перенос методов управления
2. При управлении неформальными
группами на первый план
3. Недопустимо прямое
вмешательство менеджера в
4. Следует налаживать
постоянные связи и
5. Следует постоянно
выявлять неформальных лидеров
и налаживать с ними
6. Особое внимание должно
уделяться возникающим у
7. Необходимо предусматривать
и осуществлять
8. За деятельностью неформальных
групп должен вестись
9. Целесообразно наладить
с неформальными группами
10. Должна быть предусмотрена
система согласования целей
11. Необходимо наладить
двустороннюю информационную
12. Все отношения между
формальными и неформальными
организациями должны
2. Власть. Руководство и лидерство
управление группа конфликт руководство лидерство
Для того чтобы выполнять свои функции, вести организацию к намеченной цели, менеджер должен обладать властью.
Власть - это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием - такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого.
Итак, власть нужна менеджеру для достижения целей организации, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении.
Основаниями для получения власти одними, подчинения ей других являются:
закон - когда власть основана
на требованиях нормативных
принуждение - власть основывается на страхе, боязни репрессий;
убеждения - подчиняющийся делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок;
вознаграждение - за подчинение дают материальные или духовные блага;
знания - носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;
подражание - подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство);
участие - подчинение вызвано желанием участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;
традиции ~ подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин - мужчинам и т. д.);
харизма - подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной качествами личности руководителя или лидера;
вера - подчинение основано не на рациональных мотивах, а на безоговорочном внутреннем убеждении в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера во врача, а авторитеты).
Власть проявляется через руководство и лидерство.
Руководство - это когда власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам.
Лидерство - когда власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.
Термин «руководство» часто используется в качестве синонима понятия «управление». Так, можно с одинаковым основанием говорить «управление организацией» и «руководство организацией», а вот вместо «управление станком» сказать «руководство станком» нельзя. Дело здесь в том, что понятие управления связано с объектом любой природы (предприятием, техническим устройством, живым организмом), а под руководством понимается управление только «живым» объектом - человеком, коллективом.
Основные направления деятельности руководителя организации можно представить следующим образом.
1. В сфере управления организацией
Постановка целей и задач.
Прогнозирование и планирование.
Выработка и принятие решений.
Делегирование полномочий.
Административное руководство.
Координация и регулирование деятельности.
Учет.
Анализ.
Связи с общественностью.
2. В организационной сфере
Разработка организационной структуры.
Установление организационных связей.
Определение должностных обязанностей.
Расстановка кадров.
Контроль.
3. В сфере производства товаров и услуг
Оснащение производства.
Организация производственного процесса.
Применение передовых технологий.
Обеспечение надлежащего состояния основных фондов.
Поддержание трудовой дисциплины.
Обеспечение материально-технического снабжения.
Обеспечение бесперебойной работы транспорта.
4. В экономической сфере
Финансирование.
Кредитование.
Инновации.
Стимулирование.
Маркетинг.
Коммерческая деятельность.
Ценообразование.
Капитальное строительство.
Внешнеэкономическая деятельность.
5. В социальной сфере
Изучение и направленное
использование мотиваций к
Формирование благоприятного климата в трудовом коллективе.
Социально-экономическое планирование развития трудового коллектива.
Активизация персонала.
Поддержка работников.
Разрешение конфликтов.
Руководство, как всякая осмысленная деятельность, имеет свою технологию, свои правила. Вот некоторые из них, способные в определенных ситуациях поднять авторитет руководителя и сделать руководство более эффективным:
- вовлечение подчиненных в управленческий процесс;
- отказ от персонификации управления: распоряжения отдаются не от лица руководителя, а от имени организации;
- расширение и усиление должностных полномочий;
- проявление жесткости как крайней меры;
- мягкость в отношениях с подчиненными;
- прощение ошибок;
- открытость;
- демократичность - как
приглашение к участию в
- закрытость - как демонстрация обособленности и силы власти;
- наделение подчиненных дополнительной информацией - как жест доверия;
- готовность отказаться
от непродуманных и
- непрерывность и
Некоторые их приведенных приемов противоречат друг другу. Это объясняется тем, что руководство - диалектический процесс, которому противоречия органически присущи. Искусство руководителя заключается в том, чтобы избранный им прием (сочетание приемов) отвечал обстановке и целям организации.
Поскольку лидерство в отличие от руководства при завоевании и осуществлении власти выдвигает на первый план неформальные мотивы,технология и правила лидерства существенно отличаются от вышеизложенных:
- на первый план выходят
личные качества лидера: профессиональные
знания, деловые способности,
- распоряжения не носят столь категорической формы;
- устанавливаются более тесные контакты (не только служебные) лидера с ведомыми;
- падает роль формальных наказаний и поощрений;
- во многих случаях
вместо приказаний даются
- широко практикуется участие ведомых в выполнении управленческих функций;
- возрастает вес моральных стимулов;
- подчиненные получают более полную информацию;
- многие решения принимаются коллегиально;
- практикуется обсуждение с подчиненными всевозможных проблем организации;
- усиливается роль социально-
- возрастает роль трудового
коллектива и его руководящих
органов в управлении
- возрастает роль «
- в большей степени
просматривается связь
3. Работа с людьми
Чем бы ни занимался менеджер,
в какой бы сфере он ни работал,
основным объектом его деятельности
является человек. Только человек способен
создавать материальные и духовные
ценности и тем самым решать главную
задачу бизнеса: удовлетворение потребностей
населения в товарах и услугах
и обеспечение прибыли
Поэтому труд менеджера нужно рассматривать прежде всего как работу с людьми, как воздействие на каждого отдельного человека. Умение расположить к себе, убедить в своей правоте, добиваясь своего, - важнейшие профессиональные качества делового человека. Ничуть не менее важные, чем умение торговать или организовывать производство.
В нашей литературе можно
найти ряд весьма интересных и
полезных практических рекомендаций по
вопросам работы с персоналом, основанных
на опыте отечественных
1. Как можно меньше говори «я», а больше - «мы» (помни известную историю с капитаном корабля, который говорил «я» до тех пор, пока не сел на мель).
2. Кто не может управлять собой, тот не может управлять и другими.
3. Если то, что делают
твои сотрудники, в корне не
расходится с твоими
4. Умей забыть старые
ошибки и проступки
5. Будь немногословен.
6. Будь вежлив, терпелив. Помни: брань - признак слабости, бессилия.
7. Шути сам и позволяй шутить подчиненным.
8. Не бойся, если твои подчиненные компетентнее тебя в своем деле.
9. Отмечай каждое начинание сотрудника.
10. Не делай замечания
подчиненному не только в