Руководство. Стили руководства. Власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – закрепление теоретических положений дисциплины, таких как руководство и его основных элементов. Достижение цели основывается на решение следующих задач:
1) раскрытие сущности руководства и его основных стилей;
2) рассмотрение основных форм власти в организации;

Содержание работы

1.Введение
3
2.Часть 1. Руководство. Стили руководства.
4
3. Часть 2. Власть.
10
5.Заключене
15
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

Kontrlnaya_rabota_po_menedzhmentu.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Власть может принимать  разнообразные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную и смешанную.

Утилитарная власть – посредством сильных мотивов исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».

Авторитарно-нормативная  власть – законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказание, а его долг – строго их выполнять.

Объединенная  власть – власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанная. Нормы устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.

Источники власти необходимо дифференцировать так: социальные и психологические; непосредственные и опосредованные.

Френч и Рэйвен, исследователи в  области власти и руководства, разработали  удобную классификацию основ  власти. Согласно их классификации, имеется  пять основных форм власти:

1. власть, основанная  на принуждении;

2. власть, основанная  на вознаграждении;

3. законная власть;

4. власть примера (харизматическая власть);

5. власть эксперта.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

В настоящее время  существует наиболее полная классификация  источников власти, предложенная Х.Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии.[9]

Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.

3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.

4. Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными – личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).

5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Как видно из рассмотренных  нами наборов источников власти, список Х. Хекхаузена дополняет и углубляет список источников, указанных Дж.Френч и Б. Рейвеном.

Для понимания и анализа  психологических механизмов использования источников власти необходимо провести рассмотрение и классификацию источников власти по двум основаниям: формам – психологические и социальные; механизмам – непосредственные и опосредованные (Приложение 3).

Представляется, что наиболее эффективное определение источников власти (в том числе их полноты) может быть получено с помощью методологии системных описаний. Произведем соотнесение источников власти с элементами общенаучного пентабазиса1. (Приложение 4)

 

Обладать властью –  значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем.

В деятельности любой компании неизбежно наступает момент, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза развитию и даже существованию компании. Тут встает вопрос о своевременном перераспределении и организационном оформлении властных полномочий. Это необходимо руководителю для повышения стабильности в работе предприятия.

Децентрализация личной власти достигается тремя основными

способами:

  • официально закрепленным в документах делегированием полномочий;
  • наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;
  • отлаженным механизмом обмена информацией.

Делегирование – это способ разделения власти. В данном случае, во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество, и поэтому они пожелают остаться в вашей команде); и, во-вторых, чем больше власть делегируется другим, чем больше ответственности «отдается» подчиненным, тем более эффективным будет управленческий труд, так как руководитель освобождается от рутинной работы. [8]

При децентрализации  власти менеджеры могут использовать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник премируется не только за личные результаты, но и за результаты деятельности своего подразделения, а также предприятия в целом.

Руководитель имеет  власть над подчиненным, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем (Приложение 4), так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п.

Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот факт, что, поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти (Приложение 5): достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций. Или иными словами должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы не вызвать у подчиненного желания проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Человек - самый сложный  объект управления. Ему присущи раз-личные типы и уровни темперамента, характера, привычек, образования, воспитания и  в итоге - высокая требовательность к управляющей системе.

Руководство – это  способность оказывать влияние на человека, данная должностью.

Руководство не стоит, путать с лидерством, т.к. они имеют совершенно разную природу.

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет  служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.

Стиль руководства выражается в том, какими способами руководитель побуждает команду к инициативному и творческому выполнению возложенных обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Классически принято  различать следующие стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

На основании соотношения  в стилях руководства проблем  человека и проблем производства выделяют пять видов стилей руководства: невмешательство, теплая компания, производство, золотая середина, команда.

Власть и влияние  являются средствами, которыми располагает  руководитель для решения разнообразных  деловых ситуаций.

Власть - это возможность  влиять на поведение других.

Источники власти необходимо дифференцировать так: социальные и  психологические; непосредственные и опосредованные.

Власть может принимать  разнообразные формы согласно классификации Френча и Рэйвенда имеется пять основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, законная власть, власть примера (харизматическая власть), власть эксперта.

Существует и иная классификация форм власти, на ее основании выделяют три основные формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную и смешанную.

Децентрализация личной власти необходима руководителю для повышения стабильности в работе предприятия. Достигается тремя основными способами: официально закрепленным в документах делегированием полномочий, наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования, отлаженным механизмом обмена информацией.

Делегирование – это способ разделения власти.

Руководитель должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы не вызвать у подчиненного желания проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления, и нарушить баланс власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1

Бреддик У. Менеджмент организации - М: ИНФРА; 1997. - 344с.

2

Белков И.Г. «Личность  руководителя и стили руководства». - М.: МИПК, 1992

3

Виханский О:С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,

процесс» 2-е издание: Учебник - М.: Фирма Гардерика, 1996. - 416с.

4

Карулина М.В., Терещенко  А.П.Функции менеджмента. Учебное пособие. Типография ЯВФЭИ, 2003. -15с.

5

Максимцев М.М., Комарова М.Н. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. - 2-е издание, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2002. - 359с.

6

Мельниченко Н.Ф. Руководство по изучению дисциплины Менеджмент: Издательство «Ремдер», 2003г., - 54с.

7

Пугачев В.П. Руководство  персоналом организаций: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999.-279с.

8

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/298631/?from=begun

9

Хекхаузен Х. Мотивация  и деятельность: В 2 т. М., 1986.

10

http://hrom77.livejournal.com/9302.html


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1 Стили управления.

 

 

Стиль управления

 
        Авторитарный

 
        Демократический

 
        Либеральный

 

Природа стиля

 
       Сосредоточение всей власти и ответственности  в руках лидера 

 
       Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера 

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  в пользу группы или организации

Личное установление целей и выбор средств их достижения 
        
       Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Принятие решений  разделено по уровням на основе участия 
        
       Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режим

 

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

 
Сильные стороны

 
       Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

 
       Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

 
   Позволяет начать дело так, как  это видится без вмешательства  лидера

 
Слабые стороны

 
       Сдерживается индивидуальная инициатива

 
       Требует много времени на принятие решений

 
 Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. 2 Управленческая решетка ГРИД.

 

 

 

 



 Минимальная забота  о производстве (1 балл) и максимальная  забота о людях (9 балов). Основное  внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.

 

 

 

Высокий уровень  заботы о производстве синтезирован с высоким уровнем заботы о  людях. В действиях руководителя преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

 

Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование  руководителя и подчиненных.

 

 

Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.

 

 

 

Максимальная  забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной  заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они должны делать.

 

 

 

Информация о работе Руководство. Стили руководства. Власть