Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:11, контрольная работа
Цель работы – закрепление теоретических положений дисциплины, таких как руководство и его основных элементов. Достижение цели основывается на решение следующих задач:
1) раскрытие сущности руководства и его основных стилей;
2) рассмотрение основных форм власти в организации;
1.Введение
3
2.Часть 1. Руководство. Стили руководства.
4
3. Часть 2. Власть.
10
5.Заключене
15
6.Список литературы
Власть может принимать разнообразные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную и смешанную.
Утилитарная власть – посредством сильных мотивов исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».
Авторитарно-нормативная власть – законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказание, а его долг – строго их выполнять.
Объединенная власть – власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанная. Нормы устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.
Источники власти необходимо дифференцировать так: социальные и психологические; непосредственные и опосредованные.
Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и руководства, разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:
1. власть, основанная на принуждении;
2. власть, основанная на вознаграждении;
3. законная власть;
4. власть примера (харизматическая власть);
5. власть эксперта.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х.Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии.[9]
Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.
3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
4. Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными – личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.
Как видно из рассмотренных нами наборов источников власти, список Х. Хекхаузена дополняет и углубляет список источников, указанных Дж.Френч и Б. Рейвеном.
Для понимания и анализа психологических механизмов использования источников власти необходимо провести рассмотрение и классификацию источников власти по двум основаниям: формам – психологические и социальные; механизмам – непосредственные и опосредованные (Приложение 3).
Представляется, что наиболее эффективное определение источников власти (в том числе их полноты) может быть получено с помощью методологии системных описаний. Произведем соотнесение источников власти с элементами общенаучного пентабазиса1. (Приложение 4)
Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем.
В деятельности любой компании неизбежно наступает момент, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза развитию и даже существованию компании. Тут встает вопрос о своевременном перераспределении и организационном оформлении властных полномочий. Это необходимо руководителю для повышения стабильности в работе предприятия.
Децентрализация личной власти достигается тремя основными
способами:
Делегирование – это способ разделения власти. В данном случае, во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество, и поэтому они пожелают остаться в вашей команде); и, во-вторых, чем больше власть делегируется другим, чем больше ответственности «отдается» подчиненным, тем более эффективным будет управленческий труд, так как руководитель освобождается от рутинной работы. [8]
При децентрализации власти менеджеры могут использовать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник премируется не только за личные результаты, но и за результаты деятельности своего подразделения, а также предприятия в целом.
Руководитель имеет власть над подчиненным, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем (Приложение 4), так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п.
Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот факт, что, поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти (Приложение 5): достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций. Или иными словами должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы не вызвать у подчиненного желания проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления.
Заключение.
Человек - самый сложный объект управления. Ему присущи раз-личные типы и уровни темперамента, характера, привычек, образования, воспитания и в итоге - высокая требовательность к управляющей системе.
Руководство – это способность оказывать влияние на человека, данная должностью.
Руководство не стоит, путать с лидерством, т.к. они имеют совершенно разную природу.
Каждый руководитель
в управленческой деятельности выполняет
служебные обязанности в
Стиль руководства выражается в том, какими способами руководитель побуждает команду к инициативному и творческому выполнению возложенных обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
Классически принято различать следующие стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский.
На основании соотношения в стилях руководства проблем человека и проблем производства выделяют пять видов стилей руководства: невмешательство, теплая компания, производство, золотая середина, команда.
Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций.
Власть - это возможность влиять на поведение других.
Источники власти необходимо дифференцировать так: социальные и психологические; непосредственные и опосредованные.
Власть может принимать разнообразные формы согласно классификации Френча и Рэйвенда имеется пять основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, законная власть, власть примера (харизматическая власть), власть эксперта.
Существует и иная классификация форм власти, на ее основании выделяют три основные формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную и смешанную.
Децентрализация личной власти необходима руководителю для повышения стабильности в работе предприятия. Достигается тремя основными способами: официально закрепленным в документах делегированием полномочий, наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования, отлаженным механизмом обмена информацией.
Делегирование – это способ разделения власти.
Руководитель должен пользоваться своей властью в разумных пределах, чтобы не вызвать у подчиненного желания проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления, и нарушить баланс власти.
Список используемой литературы:
1 |
Бреддик У. Менеджмент организации - М: ИНФРА; 1997. - 344с. |
2 |
Белков И.Г. «Личность руководителя и стили руководства». - М.: МИПК, 1992 |
3 |
Виханский О:С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс» 2-е издание: Учебник - М.: Фирма Гардерика, 1996. - 416с. |
4 |
Карулина М.В., Терещенко А.П.Функции менеджмента. Учебное пособие. Типография ЯВФЭИ, 2003. -15с. |
5 |
Максимцев М.М., Комарова М.Н. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. - 2-е издание, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2002. - 359с. |
6 |
Мельниченко Н.Ф. Руководство по изучению дисциплины Менеджмент: Издательство «Ремдер», 2003г., - 54с. |
7 |
Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999.-279с. |
8 |
http://www.newsland.ru/News/ |
9 |
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. |
10 |
http://hrom77.livejournal.com/ |
Приложение1 Стили управления.
Стиль управления |
|
|
|
Природа стиля |
|
|
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации |
Личное установление
целей и выбор средств их достижения |
Принятие решений
разделено по уровням на основе участия |
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режим
Коммуникации строятся в основном по горизонтали | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение. 2 Управленческая решетка ГРИД.
Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
|
Высокий уровень
заботы о производстве синтезирован
с высоким уровнем заботы о
людях. В действиях руководителя
преобладают демократические | |
Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
|
||
Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.
|
Максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они должны делать.
|